На автомобилях Range Rover L460 (LK) и Range Rover Sport L461 (L1) устанавливается не обычная свинцовая аккумуляторная батарея, как все привыкли, т.е. кислотно-свинцовая по своей сути, а применяется 12-ти вольтовый литий ферум фосфатный аккумулятор (LiFePO4), т.е. литиевый. Так же есть ещё более крутой вариант – это литий полимерные, литий ионные аккумуляторы, которые используются в электромобилях.
У этих аккумуляторов есть встроенный блок управления, который в определенных условиях может дать команду и вывести аккумулятор из строя. Как этого не допустить, можно ли использовать бустер для зарядки данных аккумуляторных батарей.
По нашей статистике сценарий уничтожения аккумулятора на данных автомобилях, как правило, одинаков и однообразен. Автомобиль приехал на обслуживание в какой-либо центр автомобильных услуг: детейлинг, на установку дополнительного оборудования, оклейку виниловых плёнок, защитных плёнок, установка сигнализации и т.д. Суть в том, что обычно автомобиль стоит в работе, открыты двери, чаще всего горит свет в салоне, иногда включают зажигание для каких-то нужд, может быть стёкла открыть, тонировка и так далее. Постепенно аккумулятор садится, и в какой-то момент достигает порогового значения.
Внешне этот аккумулятор очень похож на обыкновенный, но внутри него есть отдельный блок управления (SBU), т.е. отдельный модуль управления батареей. В момент достижения критического значения (10-14 В) аккумулятор отключается. Внутри блока управления имеется реле, по сути, рубильник. Это не реле как все привыкли, которое подали напряжение оно замкнулось, сняли оно разомкнулось, а реле как бы залипающее, т.е. на него подаётся импульс, оно может включиться и таким оставаться, либо выключиться, по итогу на выводах аккумулятора остаётся 0 Вольт, т.е. человек, который не знает как это устроено, померив напряжение на борту автомобиля может прийти к выводу, что аккумулятор разрядился в ноль.
В таких случаях в любой автомастерской, в любом центре автомобильных услуг имеется мощный бустер, который должен спасти всегда в самый не подходящий момент, когда автомобиль полностью разрядился, его нужно срочно выдать. В общем мощное пуско-зарядное устройство, чаще всего такие бустеры даже не автоматические. У них напряжение, чтобы развить большой пусковой ток достаточно высокое, в моменте может подпрыгивать вплоть до 16 Вольт. Подав такое напряжение на автомобиль с литий ферум фосфатным аккумулятором, блок управления аккумуляторной батареей видит аварийную перегрузку и переключает батарею в состояние умер навсегда, т.е. он переходит согласно диагностической программе в уровень 3. При данном уровне батарея подлежит замене, т.е. заставить блок управления находящийся в аккумуляторе включить её снова официальных путей не существует. Вроде бы нашлись умельцы, которые смогли это взломать, как-то восстанавливают батареи, но тем не менее, если все по уму и цивильно, то только замена аккумуляторной батареи. Стоимость такой АКБ на 2025 год составляет порядка 200.000 рублей, которая при этом не лежит на полках магазинов. Придется ещё подождать или по крайней мере переплатить чтобы по быстрее привезли.
Поэтому на данных автомобилях нет такого, как все привыкли на классических автомобилях, когда садится аккумулятор это угасают лампы, при попытке запуска вялая попытка стартера провернуть двигатель, а то и вовсе её нет, просто щелчок втягивающего реле и всё. Здесь же просто автомобиль угасает и никакого напряжения нет. Прикуривание в этой ситуации чревато развитием ещё более большим ущербом, потому что аккумулятор имея встроенную функцию защиты отключается от бортовой сети, и, если в этот момент от внешнего источника всё-таки двигатель завёлся стартером и включился генератор, то бортовая сеть лишается главного балласта, т.е. аккумулятор отключился и генератор не имея балласта может поднять напряжение на борту автомобиля до 18 Вольт, которая приводит к выходу выводу из строя таких серьёзных агрегатов, как рулевая рейка. Поэтому ни в коем случае так делать нельзя!
Как же быть тогда? На самом деле всё очень просто. В руководстве по ремонту заявлено, что нужно сделать так, чтобы на борту напряжение стало чуть больше 12 Вольт. Подключается обыкновенный бустер, который по аналогии представляет собой обычный автомобильный 12-ти вольтовый аккумулятор, и по сути, автомобиль не заводится с бустера, а просто это напряжение помогает ему приподнять собственный уровень напряжения на борту, аккумуляторная батарея это видит. Блок управления, включает собственный аккумулятор и заводится, потому что АКБ на самом деле не разряжена в ноль, а запас ещё приличный. Она отключилась с целью защиты. В этом главная хитрость и состоит, что на самом деле автомобиль не разрядился, а просто отключился, и надо ему немножечко помочь.
Такая неприятная ситуация, как правило, на ровном месте не случается, либо это происходит из-за неисправности, либо в результате каких-то работ на автомобиле.
В процессе изучения вопроса связанного с особенностью использования аккумуляторных батарей данного типа мы решили проработать вопрос, как можно помочь, что можно сделать. Есть такая распространённая и популярная вещь, как мини бустер. Это маленькие литиевые пусковые устройства с коротенькими проводами, которые заряжаются от USB. Очень легкие, компактные, удобные и отзывы хорошие, в любой мороз проворачивает двигатель и заводит автомобиль.
Казалось бы, отличное решение, но понимая, что история чревата ущербом мы решили испытать прибор. В описании на любых маркетплейсах, магазинах везде вы найдёте что это 12-ти вольтовый бустер, т.е. устройство помогающее запустить автомобиль. Кроме цифры 12 Вольт ничего увидеть больше нельзя. Мы купили такой китайский приборчик, достаточно популярной фирмы, которая выпускает очень много разных примочек для автомобилей, Bluetooth модули и прочее. Бустер компактный, лёгенький, можно его зарядить от USB, имеется фонарик, возможность использовать его, как power bank, ну и собственно силовые провода, которые можно подключить к аккумулятору и произвести запуск автомобиля севшей батареи.
Для литий ферум фосфатных аккумуляторов критическим напряжением считается напряжение более 14 Вольт, т.е. в технической информации указано, что превышать это напряжение нельзя. Поэтому первым делом мы решили померить напряжение на выводах этого мини бустера, а не подключать его сразу к автомобилю. При замере увидели напряжение 16,3 Вольта, т.е. есть все шансы подключив такой новомодный бустер угробить АКБ за 200.000 рублей.
Почему маленький чудо ящик показал напряжение больше 16 В, хотя везде написано, что они 12-ти вольтовые. Суть в том, что здесь используются очень компактные батареи, при этом способные выдавать огромный ток. Такие батареи способны выдавать такой ток лишь при большой просадке напряжения, поэтому здесь заведомо сделано завышенное напряжение, чтобы в момент, когда включится стартер естественно, оно просят до тех же 12 Вольт и будет выдаваться необходимый требуемый автомобилю ток. Поэтому наш вердикт, такой мини бустер использовать категорически нельзя!
Дальше мы вяли осциллограф мотортестер – это осциллограф, который имея специальную программу может обрабатывать осциллограммы. Осциллограф – это, по сути, вольтметр, который измеряет напряжение и способен его не только измерять, но и записывать в виде графических данных, т.е. графика. С помощью осциллографа можно увидеть очень короткие всплески напряжения, которые мультиметр в силу своих замедленных цифр этих всплесков не увидит, а на осциллографе можно потом уже рассмотреть запись и увидеть какое напряжение было на борту автомобиля в момент подключения мини бустера.
Для эксперимента мы взяли автомобиль Рендж Ровер в кузове L405, у него АКБ не имеет такой неприятной особенности, как самоуничтожение аккумулятора. В момент подключения бустера напряжение на борту было 12,3 Вольта. Подключили бустер, выполнили запись напряжения, потом остановили запись и спокойно внимательно рассмотрели, что у нас получилось. В итоге мы увидели, что в момент подключения бустера к сети автомобиля напряжение было 15,06 В, т.е. для автомобиля в кузове L460 это критично и скорее всего аккумулятор бы вышел из строя.
Поэтому ещё раз предупреждаем будьте внимательны! Такие приборы лучше не использовать! Возможно, существуют другие модели, но по логике вещей обладая такими компактными размерами большой ток можно дать только имея запас по напряжению, который собственно губителен для АКБ кузова L460.
Подведя итог нашего эксперимента. На осциллограмме мы увидели всплеск напряжений и в этот момент напряжение было 15,06 В, что губительно для аккумуляторной батареи кузова L460. Поэтому таким мини бустером можно попасть на серьезные деньги.
Из-за чего проходит повреждение АКБ? Повреждает её программа, которая видит, то самое напряжение, размыкает реле и вносит в собственную программу, в прошивку, какое-то необратимое изменение. Если посмотреть на первые доступные данные в диагностической программе, что минимально допустимое напряжение батареи, при которой она сохраняет работоспособность 10 В, и также дописано 2 В на ячейку. Судя по тому, что общее минимальное напряжение 10 В, а минимальное напряжение на ячейку 2В, можно предположить, что в батарее пять последовательно соединённых ячеек, не шесть, как в свинцовых аккумуляторах, а пять.
Почему же напряжение, превышающее 14 В вдруг, должно повредить АКБ? Если обратиться к справочникам про литий ферум фосфатные батареи, то можно найти всю информацию. Напряжение полностью разряженной ячейки 2 В, как раз, которые у нас предупреждающий фактор, минимальное напряжение на ячейки, номинальное 3,2 В, в некоторых источниках 3,3 В и полностью заряженная ячейка 3,6 В.
Получается, что батарея из пяти полностью заряженных ячеек будет иметь 18 В. Почему же напряжение в 15 В должно уничтожать этот аккумулятор не ясно. Закрадываются сомнения. Весь парк сервисный зарядных устройств оборудования всегда был рассчитан на автомобили со свинцовыми аккумуляторами и там максимальное напряжение зарядки в автоматических зарядных устройствах было всегда, как правило, не более 14,2 В. Теперь 14,2 В становится губительно. Закрадывается подозрение, что кто-то хотел в дилерскую сеть продать большое количество зарядных устройств, подходящих именно для этих аккумуляторов.
Как видно физически пять последовательно соединённых ячеек литий ферум фосфатного аккумулятора на выводах будут иметь 18 В и никакими 14 В их убить невозможно, кроме, как сделав так, чтобы в программе была заложена эта критическая цифра.
Ничего доподлинно мы доказать не можем. Никакой логикой объяснить нельзя, чем же так опасна эта цифра свыше 14 В. Почему они сделали защиту, причём необратимую. Скорее всего это все сделано для расширения продаж сервисного оборудования и усложнения обслуживания таких автомобилей, т.е. чтобы оборудование в стандартной универсальной сервисной сети не подходило для этих автомобилей. Но, это лишь наши личные домыслы, подтверждаемые серьёзными фактами, но 100% доказать конечно этого мы не можем. Делайте выводы сами.
Также мы выполнили замеры напряжения на банально просто заведённом автомобиле Рендж Ровер L460. Такая процедура проводится регулярно при поиске неисправностей, например, генератора на любом автомобиле. Измеряется напряжение на выводах АКБ при заведённом двигателе, насколько генератор обеспечивает напряжением бортовую сеть. На этом автомобиле немножечко дав аккумулятору просесть завели двигатель и генератор поднял напряжение свыше 14 В и аккумулятор не вышел из строя.
Таким образом, здесь опять прослеживается какой-то хитрый замысел. Аккумулятор таких напряжений не боится, заряжается такими напряжениями на борту собственной системой, а специалисты из сервиса не должны подключать к нему зарядные устройства, которые у всех есть, а должны закупить другие и использовать их.
Поэтому, если у вас отключился литий ферум фосфатный аккумулятор, то просто посредством крокодилов для прикуривания подключите обыкновенный 12-ти вольтовый аккумулятор, но ни в коем случае не соседний заведенный автомобиль. Помните, что напряжение на заведённом автомобиле всегда выше, там будет порядка 14 В. Просто заглушенный автомобиль с заряженным аккумулятором даст какие-нибудь 12,5 Вольт и уснувший автомобиль L460 оживёт и заведётся. Ему даже большого тока не нужно, ему нужно чуть-чуть приподнять напряжение выше критической точки, на которой он отключился, он сам включится и собственными силами запустит двигатель. По факту получается, что проблемы, как таковой нет, разрядки нет. Просто напряжение дошло до критического, аккумулятор отключился, чтобы не высадиться его дальше полностью.