Найти в Дзене
Любопытная Варвара.

Ника Турбина. Девочка из Ялты.

Помню, как бабушка показала мне статью.  Посмотри, какая красивая девочка. Она пишет стихи, путешествует по Италии , и учится на одни пятёрки. Я посмотрела на фото. С помятого газетного листа на меня смотрела очень красивая девочка. С причёской как у Мирей Матье.  Про одни пятерки , это было явно удар ниже пояса. Я решила, что на следующее утро обязательно начну писать стихи, с понедельника буду учиться на одни пятёрки, а прическу менять не надо. Под « горшок» дедушка меня отлично подстригал.  Естественно проснувшись на следующее утро я обо всех своих обещаниях благополучно забыла. Осталась только причёска, с которой я не могла расстаться почти сорок лет.  Прошло несколько лет. По телевизору показывали фильм « Дело было у моря». Одна из юных актрис показалась мне знакомой. Красивое лицо. Ее героиня непокорная бунтарка, хотела выпрыгнуть из окна. Ника Турбина. Юная поэтесса. Только она и Анна Ахматова были удостоены премии Венецианский лев.  Ника родилась в прекрасном город Ялта,

Помню, как бабушка показала мне статью. 

Посмотри, какая красивая девочка. Она пишет стихи, путешествует по Италии , и учится на одни пятёрки. Я посмотрела на фото. С помятого газетного листа на меня смотрела очень красивая девочка. С причёской как у Мирей Матье. 

Маленькая Ника.
Маленькая Ника.

Про одни пятерки , это было явно удар ниже пояса. Я решила, что на следующее утро обязательно начну писать стихи, с понедельника буду учиться на одни пятёрки, а прическу менять не надо. Под « горшок» дедушка меня отлично подстригал.

 Естественно проснувшись на следующее утро я обо всех своих обещаниях благополучно забыла. Осталась только причёска, с которой я не могла расстаться почти сорок лет.

 Прошло несколько лет. По телевизору показывали фильм « Дело было у моря». Одна из юных актрис показалась мне знакомой. Красивое лицо. Ее героиня непокорная бунтарка, хотела выпрыгнуть из окна.

В ночи родилась звезда.

Ника Турбина. Юная поэтесса. Только она и Анна Ахматова были удостоены премии Венецианский лев. 

Ника родилась в прекрасном город Ялта, где растёт золотой виноград. Мама поэтесса, бабушка писательница. Двери этого дома никогда не закрывались для ялтинской богемы. 

 Маленькая Ника плохо спала по ночам. Ее душили приступы астмы. Заботливая мать Ники естественно не отходила от своей дочери. И вдруг между стонами задыхающего ребёнка и видимо просьбой дать попить заботливая мама услышала рифмованные строчки, которые Ника выкрикивала сквозь сон и слёзы. И вместо того, чтобы бежать к телефону и вызывать скорую, Людмила побежала за тетрадкой и ручкой. Наклонилась над дочерью и стала записывать все, что Ника выкрикивала. А на утро о чудо, в ее руках была тонкая школьная тетрадка, наполовину исписанная ее быстрым и мелким почерком. 

Ника вместе с мамой.
Ника вместе с мамой.

 Дальше дело техники. Бабушка Ники работала в гостинице и к ним в командировку приехал Юлиан Семёнов. Ему показали стихи. Посмотри, пожалуйста. Это стихи, которые пишет маленькая девочка 9 лет. Стихи ему понравились.

Минута славы.

И вот маленькую поэтессу взял под свою опеку сам Евтушенко.

Ника и Евтушенко..
Ника и Евтушенко..

 С этого момента жизнь Ники превратилась в калейдоскоп встреч, выступлений и оваций. Она читала свои стихи на стадионах, ее печатали в журналах, о ней говорили, спорили, восхищались. Ника стала символом юного таланта, не ограненного жизнью, дикого и прекрасного в своей непосредственности.

Но слава оказалась тяжелым бременем для хрупкого ребенка. Постоянное внимание, необходимость соответствовать образу гения, давление взрослых – все это медленно разрушало Нику изнутри. Она взрослела, но в глазах многих оставалась той самой девятилетней девочкой, выкрикивающей стихи во сне.

Финальный аккорд.

Со временем стихи стали реже, выступления – менее яркими. Ника пыталась найти себя в обычной жизни, но тень ранней славы преследовала ее повсюду. Она искала утешение в алкоголе, в случайных связях, в забвении.

Награда.
Награда.

Имя Ники Турбиной стало синонимом несбывшихся надежд, потерянного детства, трагедии преждевременного признания. Ее жизнь, словно яркая комета, пронеслась по небосклону литературы, оставив за собой лишь пепел разочарования. Она так и не смогла стать той, кем мечтала быть, заложницей образа, созданного восхищенной публикой.

Ника. Стихи уже не пишет.
Ника. Стихи уже не пишет.

Вспоминаю ее стихи – наивные, пронзительные, полные боли и надежды. В них звучал голос ребенка, познавшего мир слишком рано, столкнувшегося с жестокостью и несправедливостью. В каждой строчке – крик о помощи, отчаянное желание быть услышанной, понятой, принятой.

После ее смерти много говорили о том, кто виноват в ее трагедии. Обвиняли мать, которая не смогла уберечь дочь от бремени славы, Евтушенко, который видел в ней лишь инструмент для самопиара, публику, которая требовала от нее новых гениальных откровений. Но, возможно, виновата сама судьба, которая распорядилась ее жизнью так жестоко.

Иногда мне кажется, что Ника Турбина была не просто поэтессой, а символом поколения, выросшего на сломе эпох, потерянного в поисках смысла жизни. Ее стихи – это крик души, отчаянная попытка найти свое место в мире, который оказался слишком сложным и жестоким.

Газетная вырезка с фотографией красивой девочки с прической "под горшок" до сих пор хранится у меня. И каждый раз, глядя на нее, я думаю о том, что талант – это не только дар, но и огромная ответственность. И что слава – это не всегда счастье.

Трагический финал оборвал ее жизнь слишком рано. Ника Турбина ушла, оставив после себя лишь тоненькую тетрадку стихов и горький вопрос: что есть талант – дар или проклятие? И ту самую газетную вырезку, которую мне показала бабушка.