Какого только вора прозвище не глянь, то Дато Тбилисский, то Мераб Батумский, то еще кто... Непременно грузинское имя или же грузинская топонимика...
- Однако почему же столь много законников происходят корнями именно из солнечной Грузии? Казалось бы такой мирной и относительно небольшой кавказской страны...
Сухие цифры статистики силовиков показывают: из примерно 432 ныне активных воров в законе постсоветского пространства 242 - это авторитеты именно из Сакартвело. То есть, более половины.
Сейчас попробую объяснить наглядно. Следите за руками.
Кто такие воры в законе
Прежде всего, нужно понять, что такое вообще вор в законе. Говоря проще, это преступник, имеющий наибольший вес в криминальном мире. В том числе, не столько сам криминалом занимающийся, сколько решающий внутренние вопросы между самими же уголовниками, хранящий преступные традиции.
- Зародился, с позволения сказать, институт воров в законе в еще довоенном СССР, когда криминальный мир настолько увеличился в масштабах, что сам себя уже стал регулировать. А наибольшего расцвета достигло сие явление уже после войны.
...Титул вора в законе можно получить на сходке по рекомендации нескольких других криминальных авторитетов. Каждому вору прописан особый кодекс поведения, за нарушение коего, грозят раскоронование или даже смерть.
- Прежде воры обязаны были обязательно годами сидеть на зоне. Там же и короновались, оттуда же и рулили криминальными делами. Принципиально не женились и не заводили семьи, никак не вмешивались в политику. Да и вообще обязаны были следовать бессребреническому образу жизни.
Впрочем, сегодня времена давно изменились. И воры вполне себе женятся, заводят детей, огромные дворцы, откуда рулят большим бизнесом, большой политикой.
Почему именно грузины?
Но вернемся к теме нашей статьи: почему же в Грузии наибольшее число воров в законе?
- Начну с того, что институт воров в законе крайне вообще пришелся ко двору на всем Кавказе. Ибо тут еще издревле существовала традиция абречества - бандитов-абреков, что скрывались в горах, всю свою жизнь посвящали именно темным делам, но при этом формально считались эдакими местными благородными разбойниками Робин Гудами.
В советской Грузии сформировалась традиция «лаврушников» или «апельсинов» - воровской титул стало возможно купить у других авторитетов, вообще ни разу зону не топтав. Что изрядно пополнило ряды воровского сообщества именно за счет грузин. Благо, что денег от продажи крупных партий лаврушки и апельсинов у местных всегда при СССР хватало, как ни у кого другого.
- Вот так получалось, что если в иных местах чтоб стать вором нужно было пройти 9 кругов ада зоны, заработать мощный авторитет, придерживаться особых понятий, то в Грузии можно было воровской титул купить за долю малую.
Воровскую корону в Грузии 1980-х можно было купить за взнос в криминальный общак суммы от 100 до 500 тысяч долларов. Ставки с годами росли. Однако желающие купить себе титул все равно находились и находятся.
- Еще при СССР быть «законником» в Грузии стало почётно да модно. Законники получали особый негласный статус главных решал, жили вкусно да богато. Неудивительно, что много молодежи захотело следовать этому ужасному пути...
Сказался и донельзя высокий уровень теневой экономики советской Грузии: как самих цеховиков, так и крышевавших (иногда грабивших) их преступников. Такая ситуация способствовала росту организованной преступности. Особенно при условии крепких родственных связей среди грузин, активному сращиванию местных криминальных авторитетов и партийной номенклатуры.
- Грузинские воры в законе первыми догадались сбиваться в крепкие кланы по географической принадлежности (Тбилисский, Кутаисский), что изрядно потеснили других законников-одиночек. И тем самым быстро добились лидирующих высот во всем криминальном мире СССР, их звучные имена оказались на слуху.
При этом справиться с грузинскими законниками отечественной милиции оказалось наиболее сложно. Например, непросто было вообще понять, что грузины затевают: языка их никто за пределами Грузинской ССР не понимал. Внедрить крота в грузинский воровской клан тоже не получится - нужен грузин же. Кроме того, в случае большого шухера грузинский вор всегда мог уехать домой в родное Сакартвело, откуда его черта-с два потом дотянешь: прикроют местные же милиционеры или власть имущие, его родня. А если что, и помощь пришлют в любой город Советского Союза.
- Играют свою роль и бесшабашная лихость, удаль, склонность к авантюрам, свойственная всем грузинам, кавказцам, как и вообще южанам. Южане редко видят себя скромными тружениками на заводах: мечтают о больших и быстрых деньгах, добытых куда более легким способом. Пусть и весьма опасным.
Грузины, таким образом, принесли в прежде почти закрытый аскетический орден воров в законе коммерцию, гонку за большими деньгами, властью и успехом.
Законники в Грузии 1990-х
Коллапс государства в начале 1990-х привел к невиданному расцвету воров в Грузии. По сути, вторым человеком в стране после президента тогда стал законник Джаба Иоселиани (кличка Дюба) со своими отрядами бандитов «мхедриони». А грузины по поводу решений своих вопросов обращались не в госорганы, а к так называемым «дзвели бичи» (буквально "старый парень") - местным крутым авторитетам.
- Впрочем, с 2005-го года статус вора в законе в Сакартвело это уже само по себе преступление. Наказывается минимум 9 годами тюрьмы. Причем не назваться вором в законе законник не имеет права по понятиям, если об его статуте спрашивают...
Загреметь можно и за одну помощь воровскому сообществу, участие в воровской сходке, несообщение о ней в полицию. Потому многие местные законники страну покинули, отправившись пытать счастья за границу: в Россию, Европу, США. Так что грузинские воры в законе ныне чем-то цыган напоминают: сообщество есть, а государства у него нету.