Найти в Дзене

Картина К.С. Петрова-Водкина "Мать"

В деревенской избе у стола сидит молодая мать, занятая кормлением грудного ребенка. Одета она просто: голубая блузка, ярко-красная юбка, на голове — белая косынка. За спиной женщины — бревенчатые стены, справа — у небольшого окошка — накрытый белой скатертью стол со стоящими на нём чашкой и глиняным кувшином. На картине Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Мать»[1], написанной в 1915 году, изображён обычный бытовой сюжет, но ничего обыденного в полотне нет. Всё на картине — и персонажи, и окружающая обстановка — выглядит «преображенным», словно очищенным от налета повседневности. Фигура женщины монументальна и значительна. Её взгляд — рассеянный и мечтательный — направлен куда-то вне пространства картины. Суетные заботы далеки от неё. Голова повернута вправо и немного наклонена к размещённому в красном углу избы киоту, в котором вместо большой иконы скромно ютятся маленькие образки и мешочки с благовониями. Кажется, Богородица покинула рамку киота, и, выйдя в мир, предстала перед нами[2]
К.С. Петров-Водкин. Мать. 1915. ГРМ
К.С. Петров-Водкин. Мать. 1915. ГРМ

В деревенской избе у стола сидит молодая мать, занятая кормлением грудного ребенка. Одета она просто: голубая блузка, ярко-красная юбка, на голове — белая косынка. За спиной женщины — бревенчатые стены, справа — у небольшого окошка — накрытый белой скатертью стол со стоящими на нём чашкой и глиняным кувшином. На картине Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Мать»[1], написанной в 1915 году, изображён обычный бытовой сюжет, но ничего обыденного в полотне нет. Всё на картине — и персонажи, и окружающая обстановка — выглядит «преображенным», словно очищенным от налета повседневности.

Фигура женщины монументальна и значительна. Её взгляд — рассеянный и мечтательный — направлен куда-то вне пространства картины. Суетные заботы далеки от неё. Голова повернута вправо и немного наклонена к размещённому в красном углу избы киоту, в котором вместо большой иконы скромно ютятся маленькие образки и мешочки с благовониями. Кажется, Богородица покинула рамку киота, и, выйдя в мир, предстала перед нами[2] как воплощение Материнства.

Киот, голова матери, открытая грудь, которой она кормит ребёнка, составляют нисходящую к малышу диагональ, раскрывая путь его появления на свет: Бог — Мать — Младенец. Тело ребёнка, напротив, представляет диагональ, восходящую к расположенному в правом углу картины окошку, где виднеется деревенский пейзаж. Пройдёт время, дитя вырастет и из маленького уютного семейного круга уйдёт в большой мир, намёком на который и является пейзаж за окном.

Умение сквозь оболочку жизненных явлений прозревать Божественное — характерная черта зрелого периода творчества К.С. Петрова-Водкина: «[…] видеть божественное в назначении человеческой жизни — вот задача свободного человека».[3] Эта способность не сразу появилась у художника, и более всего проявилась в картинах, написанных им в тревожные времена, которых на его жизненном пути выпало немало…

Е.С. Кутлинская

___________________________________

[1] Картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

[2] Что очень точно подмечено Н.А. Яковлевой.

[3] Письмо к И.И. Трофимову от 23.10.1903 // Петров-Водкин К. С. Письма. Статьи. Выступления. Документы. – М.: Советский художник, 1991. – С. 68-69.