В деревенской избе у стола сидит молодая мать, занятая кормлением грудного ребенка. Одета она просто: голубая блузка, ярко-красная юбка, на голове — белая косынка. За спиной женщины — бревенчатые стены, справа — у небольшого окошка — накрытый белой скатертью стол со стоящими на нём чашкой и глиняным кувшином. На картине Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Мать»[1], написанной в 1915 году, изображён обычный бытовой сюжет, но ничего обыденного в полотне нет. Всё на картине — и персонажи, и окружающая обстановка — выглядит «преображенным», словно очищенным от налета повседневности. Фигура женщины монументальна и значительна. Её взгляд — рассеянный и мечтательный — направлен куда-то вне пространства картины. Суетные заботы далеки от неё. Голова повернута вправо и немного наклонена к размещённому в красном углу избы киоту, в котором вместо большой иконы скромно ютятся маленькие образки и мешочки с благовониями. Кажется, Богородица покинула рамку киота, и, выйдя в мир, предстала перед нами[2]