Марга была необыкновенно талантливой. Меньше чем за половину своей короткой жизни, она продемонстрировала мастерство иллюстратора, используя китайскую тушь и акварель на бумаге, освоила технику литья из гипса и бронзы, достигла удивительного мастерства в резьбе по дереву, в скульптуре из камня.
Бескомпромиссная, ищущая абсолютной чистоты, как в жизни, так и в искусстве она покончила с собой из-за отчаянной любви к поэту Хуану Рамону Хименесу.
Девочка-вундеркинд
Магарита Хиль Роэссет родилась в Лас-Росас-де-Мадрид в 1908 году в обеспеченной, образованной и немного богемной семье. Её родители Сесилия Марго Роэссет Москера и писатель Хулиан Хиль Клементе.
Марго Роэссет прививала детям, двум девочкам и двум мальчикам, любовь к искусству и культуре, поощряла их сочинять, играть на музыкальных инструментах, учила иностранным языкам. Она путешествовала с детьми, посещала с ними музеи, концерты классической музыки. Обе сестры с детства дали волю своему художественному и литературному любопытству.
Марга, как её называли, была вундеркиндом. В семь лет она написала и проиллюстрировала свой первый рассказ для матери. Она посещала уроки рисования в студии художника Хосе Мария Лопес Мескита. В 1920 году была опубликована книга «Золотой мальчик» (El Niño de Oro), написанная её сестрой и проиллюстрированная Маргой. В 1923 году в Париже опубликована книга «Деревянная роза. Индуистская сказка» (Rose des Bois) – ещё одно творение сестер.
Старшая сестра Маргариты, Консуэло Хиль Роэссет (1905–1995) станет известной писательницей. Её тетя – художница Мария Роэссет Москера (1882–1921). Ее двоюродная сестра Мариса Роэссет Веласко также была художницей.
В тринадцать лет Марга рисовала худые, скорбящие тела и сцены одиночества. Она уже была выдающимся иллюстратором – ее визуальный язык говорил на странном взрослом уровне. В пятнадцать лет она лепила с легкостью и техникой как человек много лет посвятивший скульптуре.
Мать отвела её в студию скульптора Викторио Мачо, которого считают пионером современной испанской скульптуры, чтобы дать дочери достойное образование. Но Викторио Мачо отказался, по его словам, «испортить её талант». Марга продолжила работать свободно, без правил, без серьезных влияний, формируя собственный стиль, обреченный на великое будущее. В камне и дереве она неустанно работала над страдающими телами – выражение боли человека, по-видимому, оставалось постоянным стремлением художницы.
Творчество
Скульптуры Маргариты Хиль Роэссет в стиле ар-нуво, символизма и экспрессионизма приветствовали на Национальных выставках изящных искусств 1930 и 1932 годов. Она представила скульптуру «Адам и Ева» и критики аплодировали молодому скульптуру за силу и оригинальность произведения. В интервью 1930 года Магарита Хиль Роэссет говорила: «Я стараюсь работать над своими скульптурами изнутри наружу. Я стараюсь больше лепить идеи, чем внешность людей. Мои работы не классические, потому что они отражают внутреннее».
Она пользовалась большим уважением среди интеллектуалов своего времени и оказала своими рисунками влияние на Антуана де Сент-Экзюпери, они вдохновили его на иллюстрации к «Маленькому принцу».
Она была самоучкой и одной из первых испанских женщин, которая занималась скульптурой на камне. Несмотря на молодость, её творчество считается одним из уникальных образцов испанского экспрессионизма.
Маргарита участвовала в движение Las Sinsombrero, женской художественной и социально-культурной группе, входящей в «Поколение 27», которая боролась за признание и популяризацию творчества женщин.
Встреча с Зенобией Кампруби и Хуаном Рамоном Хименесом
Консуэло и Марга восхищались Зенобией Кампруби, переводчицей произведений Рабиндраната Тагора и женой Хуана Рамона Хименеса, одного из самых известных испанских поэтов. В 1932 году во время посещения оперы они познакомились с парой через общего друга. Зенобия и Хуан Рамон вели девушек в свой интеллектуальный круг.
Хуан Рамон принял предложение Марги создать из камня два бюста – его и Зенобии. «В тот день днем была Марга, бледная брюнетка, с красивыми серыми глазами и прямыми каштановыми волосами. Сидя, она излучала энергию, у нее были мускулистые руки, смуглые, израненные от тяжелой работы. И в то же время она такая хрупкая! Ее душа была наружу», – Хуан Рамон Хименес описал художницу Маргу Жиль Роэссет во время их первой встречи.
Во время визитов в дом супругов для работы над скульптурой Марга безумно влюбилась в Хуна Рамона. «Я не понимаю, почему я так сильно люблю тебя…да ладно…я знаю….я прекрасно понимаю, что тебя можно так любить… но… я бы не хотела любить тебя так сильно», – написала она в дневнике, высекая из камня скульптуру Кампруби.
Моя любовь бесконечна!..
Некогда жизнерадостная девушка постепенно сходит с ума от любви. Она не ест, не спит, иногда лепит, пишет стихи, рисует и фотографирует свои скульптуры, чтобы забыться в работе. То, что начиналось как радостное мучение, постепенно приобрело форму «больной страсти».
… Combien j’aime cet après-midi de printemps… fleurs… musique
… silence… acacias… L’odeur des acacias !… le jardin mouillé par la pluie…
jaune suave… avant… rose !… violette…
… Mais je n’aime rien autant que Juan Ramón… et sans lui…
… tout est pareil… mais… rien n’est rien !
... Как я люблю, в весенний вечер… цветы... музыку
... тишину... акации... аромат акаций!... дождливый фруктовый сад...
нежно-желтый... до... розового!... фиолетового...
... Но мне никого я так не люблю , как Хуана Рамона... и без него...
...все по-прежнему... но... ничего – ничего!
Хуан Рамон, который было почти вдвое старше Маргариты (ему 51), возможно, не осознавая в полной мере масштаба страданий молодой женщины, какие чувства трепетали в сердце молодой женщины, восхищался её талантом и считал дружбу с ней нерушимой. Он предложил ей: «Тебе нужно уехать в Париж или Лондон, встретиться с великими художниками, и учиться у них». Маргарита в отчаянии ответила: «Ты действительно хочешь, чтобы я ушла?».
В дневнике она записала: ««Если бы ты, не задумываясь, поцеловал меня... и притянул меня... так... близко... дав мне... услышать, как бьется твое сердце в груди... и немного серебра в твоем голосе... Это было бы великолепно... после этой полноты, как счастливо! ...Но я очень боюсь... мне кажется, что мне придется грустно умереть... без поцелуя... или сердца... или серебряного голоса... или стихов... о!».
Спустя несколько месяцев она больше не могла переносить боль из-за любви к тому, кто никогда не будет её мужчиной. Именно смерть, по мнению Марги, станет решением невыносимых страданий. Именно вокруг смерти, а не вокруг Хуана Рамона Хименеса, в конечном итоге все объединится – мир, жизнь, любовь, красота.
По-видимому, это выражает стихотворение «Mi amor es ¡infinito!……», восемь строк которого вбивают в голову идею бесконечности.
Mi amor es ¡infinito!… La muerte es…, infinita… El mar… Es infinito… La soledad infinita… Yo con ellos… ¡contigo!
Моя любовь бесконечна!… Смерть…, бесконечна… Море… Бесконечно… Одиночество бесконечно… Я с ними… с тобой!
Объект её любви здесь исчезает или почти исчезает, потому что Хуан Рамон Хименес в конце концов становится этой бесконечностью.
Как это ни трагично, Марга посредством стихотворения объявляет точный момент, когда она решила покинуть жизнь, чтобы присоединиться к пространству смерти, потому что, только мертвая она больше не будет испытывать невыносимую любовь и обретет покой.
В последнем написанном стихотворении смерть заменяет возлюбленного поэта – muerte… cómo te quiero! (смерть... как я люблю тебя!).
Noche última... que querría tanto a tu lado... y estoy sola... ...sola... Yo así en la vida estoy, pero en la muerte ya nada me separa de ti... muerte... cómo te quiero!
Вчера вечером... я так хотела быть рядом с тобой... а я одна... ...одна... Я такая в жизни, но в смерти ничто не разлучит меня с тобой... смерть... как я люблю тебя!
Последние дни своей жизни она посвятила уничтожению своих трудов, разбила скульптуры, сожгла рисунки и фотографии, разорвала стихи, как будто хотела стереть все свои следы. Только совсем немногие работы сохранились. Но мастерство скульптур «Адам и Ева», «Жена повешенного», каменной Зенобии Кампруби, возводящей взор к небу, говорят о большом таланте молодой женщины.
Марга написала прощальные письма сестре, родителям и Зенобии Кампруби. Утром перед смертью она пошла к Хуану Рамону и передала пакет с 68 страницами дневника с предупреждением: «Не читай его сейчас».
28 июля 1932 года звук выстрела пронзил летний полдень в шале в Лас-Росас. Магарита Хиль Роэссет выстрелила себе в висок из револьвера своего деда.
Последнее, что она написала в дневнике: «... И это то, что... я больше не хочу жить без тебя... нет... я больше не могу жить без тебя... ты можешь жить без меня... ты должен жить без меня...».
Смерть Марги опустошила её семью. В 1933 году была издана посмертная книга песен с французскими и испанскими текстами сестры Консуэло, музыкой зятя Хосе Мария Франко и тремя её иллюстрациями.
Дневник «Марга»
Хуан Рамон Хименес прочитал небольшую душераздирающую рукопись, отредактировал ее, добавил фотографии и рисунки Марги и собственные стихи. С самого начала он решил, что опубликует совместную книгу в память и как дань уважения Марге. Дневник под названием «Марга» был опубликован в 1997 году.
В 1940-х годах в книге «Испанцы из трех миров» («Españoles de tres mundos»), представляющей коллекцию портретов личностей, которые его интересовали, Хуан Рамон Хименес написал: «Если ты думала, когда умерла, что тебя будут помнить, ты не ошибалась, Марга. Возможно, немногие из нас будут помнить тебя, но наша память будет верной и крепкой. Мы не забудем тебя, я никогда тебя не забуду. Пусть ты найдешь покой и сон под землей, удовольствие, которого ты не нашла на поверхности. Покойся с миром, в мире, которого мы не смогли дать тебе, моя дорогая Марга».
Все это, конечно, коснулось и Зенобии Кампруби. В издание «Марга» вошли несколько страниц, написанных ею, – она создала литературный портрет своей потерянной подруги. «Марга, я хочу рассказать твою историю, потому что рано или поздно ее расскажут те, кто тебя не знал или не понимал. Я хочу рассказать все так, как оно было, не добавляя и не убавляя,… чтобы ты предстала такой, какой была – страстной и здоровой, неуверенной в себе и героической».
В издание включено и длинное письмо Марги к Зенобии: «Зенобита... ты простишь меня... я влюбилась в Хуана Рамона! … Я сказала ему... что люблю его... и просила его жениться на мне ... я, должно быть, сошла с ума!.. но он любит тебя!.. он сказал мне... нет... никогда». Письмо заканчивается мольбой: «Прости меня, Азулита... за то, что он сделал бы, если бы захотел».