С появлением столовых приборов умение правильно ими пользоваться стало неотъемлемой частью хорошего воспитания. Детство же воспринималось как важный этап подготовки ко взрослой жизни, и обучение столовому этикету в аристократических и буржуазных семьях начиналось с ранних лет.
Детские столовые приборы делились по возрасту. Первым столовым прибором, с которым знакомился ребенок, а это обычно происходило в 6–10 месяцев, была ложка.
Первые детские ложки делились на ложку, которой взрослые кормили детей, и ложку, предназначенную непосредственно для малыша. Первый тип ложек имел 12–15 см в длину, а черпак ложки располагали под углом от 45 до 90 градусов. Такая загнутая форма ложки была сделана специально для более удобного кормления ребенка взрослым.
Ложка, предназначенная для малыша, отличалась миниатюрными размерами и была с укороченной, иногда с загнутой в кольцо, чтобы ребенку было удобней держать, ручкой.
Первую ложку для малыша чаще всего продавали в наборе с толкателем еды, который представляет собой небольшой скребок с ручкой.
С помощью этого прибора малыш помогал себе, подталкивая еду на ложку, позже на вилку, не трогая еду руками. Изготавливались толкатели из серебра, посеребренных металлов, все зависело от того, какому ребенку этот столовый прибор предназначался: в богатых семьях использовали серебряные толкатели, а в семьях попроще – из посеребренных металлов. На черенок толкателя могли нанести семейный герб, выгравировать имя или монограмму ребенка.
Следующим столовым прибором, с которым знакомился подрастающий ребенок в возрасте 1 года и 2–3 месяцев, была вилка.
Первая детская вилка обычно была 11–13 см в длину с тупыми зубцами, чтобы ребенок не поранил себя и окружающих.
Как только ребенок осваивал вилку и уверенно пользовался толкателем еды, в его правую руку вместо толкателя вкладывали нож. B книгe под серьезным заголовком «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» 1906 года советовали: «За обедом ребенка должны посадить на его обычное место, дать ему непременно его “собственные” ложку и вилку. Когда он научится держать как следует нож и вилку, то тщательно следить за тем, как он это делает». Обычно к 3–4 годам ребенок уже умел пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой. Далее с возрастом оттачивалась ловкость, убиралась детская угловатость.
Постепенно столовые приборы и по внешнему виду, и по размерам становились все больше похожи на приборы для взрослых.
Детские столовые приборы изготавливали из серебра, посеребренных металлов. Их красиво украшали гравировкой, на ручки приборов наносили семейный герб, монограмму ребенка.
Почему-то именно эти наборы для уже повзрослевших детей чаще всего выдают за взрослые столовые или десертные приборы «эгоист», т.е набор для одной персоны. Как понимаете, эгоистом такие приборы не являются. Не дотягивают приборы ни по размеру (до взрослых столовых) ни по форме (до десертных).
Серебряные столовые приборы сохраняли и далее передавали по наследству.
В наши дни старинные и винтажные детские столовые приборы представляют коллекционный интерес.
__________________
Немного личного:)
В детстве у меня была моя серебряная ложка (в реальности чайная, но покупалась для кормления меня). Я ее очень любила и от огромной любви... грызла 😉
Прошли годы, но ложку моя мама сохранила, а потом передала мне. Этой же ложкой уже я кормила свою дочь. И она ее тоже кусала. Видно ложка очень вкусная. Следов первых детских зубчиков на ней предостаточно (на фотографии не заметно). А ложка действительно очень удобная.
Интересно, а у кого-то из вас сохранились ваши первые столовые приборы?
Всех благодарю за комментарии, 👍, подписку и рекомендацию моего канала.
Статья подготовлена по материалам книги «Тайны и истории кухни. Стол, посуда, этикет»