Он мечтал стать великим композитором, но Римский-Корсаков холодно сказал ему: «Из вас ничего не выйдет». Хотел быть художником — но друзья-богемцы снисходительно посмеивались над его «примитивными» вкусами. Пробовал себя в опере — и создал такую версию «Бориса Годунова», что даже Шаляпин ахнул… от ужаса.
Казалось бы, типичная судьба посредственного тщеславного дилетанта. Но Сергей Дягилев сделал то, что удаётся единицам: он превратил собственную «бездарность» в гениальность. Не умея творить сам, он стал проводником русской культуры — и подарил миру то, без чего теперь невозможно представить искусство XX века.
Как пермский неудачник стал «Петром I от искусства»
В 1890 году 18-летний Дягилев приехал в Петербург — учиться на юриста. Но судьбоносная встреча с будущими «мирискусниками» (Бенуа, Бакстом, Сомовым) перевернула всё. Они, изысканные эстеты, поначалу считали его провинциальным выскочкой. Но Дягилев, с его невероятной харизмой и наглостью, быстро превратил насмешки в восхищение:
«Я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармёр, в-третьих – большой нахал, в-четвертых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов и, в-пятых, кажется, бездарность; впрочем, если хочешь, я кажется нашел мое настоящее значение – меценатство. Все данные кроме денег».
Он собирал гениев как драгоценности: Рерих, Бакст, Бенуа, Стравинский, Шаляпин, Нижинский, Павлова… А потом бросил их в котёл «Русских сезонов», взорвавших Париж.
1909 год: как русский балет завоевал мир
До Дягилева Европа считала Россию «медвежьим углом». После — Париж носил шаровары «а-ля Бакст», кутюрье копировали эскизы костюмов, а площадь перед Гранд-Опера переименовали в «Площадь Дягилева».
Его главные удары по обывательскому вкусу:
- 1909: «Шопениана» с эфирными сильфидами и Нижинским — «богом танца».
- 1910: «Жар-птица» Стравинского — музыка, которую сначала освистали, а потом назвали шедевром.
- 1911: «Петрушка» — балет-метафора о кукловоде (Дягилеве?) и его марионетке (Нижинском).
Но за триумфами стояли бурные романы, скандалы, предательства. Нижинский, его главная «звезда», женился — и Дягилев вышвырнул его как использованную куклу.
«Русские сезоны» — культурная диверсия
Дягилев создал моду на «русское» ещё до революции. Он дал русским артистам билет в эмиграцию — они поняли: «В Европе нас ждут». А после 1917 года «Сезоны» стали мостом между Россией и миром.
Дягилев сегодня: почему его не отменить
Наследие Дягилева живет и до сих пор, находя разные формы выражения. Вот вчера, 28 апреля в Национальном центре «Россия» прошёл спектакль «Дягилев. Навсегда» — в рамках Открытого диалога «Будущее мира».
Спектакль объединил балет, драму и оперу — ровно так, как любил сам Дягилев. На сцене ожили фрагменты легендарных постановок — от «Жар-птицы» до «Петрушки». Мультимедийные декорации воссоздали эскизы Бакста и Бенуа — зрители буквально шагнули в 1910-е годы!
Постановку оценили иностранные участники "Открытого диалога" и остались впечатлены. На самом деле это символично — даже спустя век наследие Дягилева продолжает удивлять иностранце нашей культурой, как когда-то делал сам Дягилев.
Эпилог: смерть на воде
Он умер в Венеции в 1929 году. Цыганка когда-то предупредила: «Тебя убьёт вода». Но Дягилев оставил после себя в дар миру океан — русское искусство, которое не вычеркнуть ни санкциями, ни политикой.
А вам какой «Русский сезон» нравится больше? Пишите в комментариях! И подписывайтесь на наш канал — здесь говорим о культуре и искусстве.