Я так и не понял, - чей это фильм, - итальянский или французский, но будем называть его исключительно европейским, хотя правильнее было бы сказать — южно-европейским, романским, не северным, поскольку на такую «слюнявость» ни немцы, ни скандинавы не способны априори. Про англичан и ирландцев вообще молчу. Что касается американцев, то их Голливуду даже до обычного, стандартного европейского кино далеко, а тут речь идет о кино высокого качества, - таких фильмов даже в Европе снимают не много. Я об этом говорю не просто так, - те из вас, кто привык к культуре американского кино, - можете далее не читать даже, а не то что смотреть этот фильм, - ваш вкус уже испорчен настолько, что и доктор не поможет. В этом нет ничего страшного, просто сочувствую, не более.
Жульет Бинош играет как всегда великолепно и отчасти (некоторые сцены) гениально, а в партнерах у нее актер из Англии, которого я, признаться, видел впервые, которого зовут Уильям Шимелл… англичанин. Для того, чтобы показать именно то и настолько глубоко, как задумал режиссер, в партнерах у Бинош должен быть только англичанин. Шимеллу, в принципе, и играть то особо было не нужно, - возражай себе с холодным взглядом да делай всегда невозмутимое и безжизненное лицо и роль получится прекрасно. Бинош же приходилось работать по полной программе, поскольку сцен с крупными планами лиц в фильме не мало, если не треть всего времени в фильме занимают именно такие сцены — крупным планом, а они самые сложные.
Прежде чем говорить о сути фильма, скажу самое главное, а оно содержится в названии. Сначала я полагал, что название фильма носит философский характер, умозаключительный. И только после суток после просмотра фильма и размышлений о нем, я понял, что ничего философского в назывании нет, и все как раз напротив — название исключительно чувственно-эмоциональное. Тут не надо размышлять о том, насколько прав главный герой — мужчина, когда полагает, что иная копия любого из художественных произведений лучше или немногим лучше оригинала и как их тогда различить. И как это вообще возможно? Это же нонсенс, если вдуматься. Но на самом деле имелось в виду совсем иное режиссером фильма. Копия потому и копия, что в ней нет души, это всего лишь повтор, созданный холодным умом и со здравым расчетом. Такой «копией» как раз и является главный герой — мужчина, в то время, как главная героиня — настоящий оригинал, не подделка, у которой есть душа, чувства, эмоции и ощущения прекрасного. Когда же копия сталкивается лицом к лицу с оригиналом — возникает тот самый эффект непонимания, который уводит зрителя от глубины философских проблем в проблематику взаимоотношений людей разных полов и фильм переходит в канву глубоко психологической мелодрамы, чем и цепляет массового зрителя. Но это не мелодрама и не драма, - это притчевое кино на одну только заданную тему, - тему любовную.
Драму описать словами невозможно, а потому в рассказах о драматических фильмах никак нельзя стать спойлером, но в этом фильме все еще сложнее, поскольку драма носит притчевый (иносказательный, не прямой) характер повествования. И тогда, когда моя жена сказала, что «они, оказывается, муж и жена, которые долго не виделись и тут решили посетить друг друга в день пятнадцатилетия их свадьбы», - это не так. Хотя поначалу я тоже так думал, ведь это самое простое и поверхностное объяснение всего происходящего. А простое и доходчивое приходит на ум прежде всего и впопыхах. Нет, это не так, и понять это можно тогда, когда внимательно слушаешь их диалоги в тех или иных декорациях. Например, в кафе, когда за окном играют свадьбу двух молодых или тогда, когда в конце фильма герои оказываются в спальне гостиницы, в которой якобы 15 лет назад прошла их первая когда она рассказывает ему о том, как завидует еле идущей вместе весьма пожилой паре и как старик бережно поддерживает свою жену.
А диалоги в фильме и есть его основная составляющая. Действия в фильме не много, поскольку обоим героям торопиться некуда, у них есть время до 9 часов вечера, когда ему нужно будет успеть на поезд, а потому они целый день совершенно свободны и могут наслаждаться обществом друг друга. А ведь они совершенно не знакомые друг с другом люди, - он известный писатель, который только недавно написал книгу «Копия верна», где холодно размышлял о том, что копии часто превосходят оригинал, а она владеет лавкой произведений искусств, среди которых попадаются и оригиналы тоже. Им есть о чем поговорить и совершенно не важно то, какие обстоятельства свели их вместе. Во всяком случае режиссеру это совершенно без разницы. Он занят другой проблемой. Показать разницу во взглядах на мир женского и мужского начал как таковых. И то, что оба герои являются одинокими — лишь подливает масла в огонь, иначе более глубоко выразить разницу между началами невозможно.
Там есть один интересный психологический момент, на который я хотел бы обратить внимание моих читателей. Когда герой встречает одного из пожилых людей на площади, пожилой человек, видимо, заметив то, насколько отношения пары напряженные, дает ему совет: «знаете что ей от вас надо? Всего лишь одно простое движение — она ждет того момента, когда вы, идя рядом с ней, обнимите ее за плечо...». Что хотел сказать режиссер этим эпизодом в своем притчевом выражении? А то, что женскому началу часто требуется чуть-чуть больше внимания и заботы, идущей из глубины сердца мужского начала. А мужчинам часто этого не понять, поскольку им кажется что «и так все хорошо», ведь заметьте, именно женщины часто любят слушать признания в том, как их любят, но не мужчины, мужчинам это как то даже в дикость. И порой даже вызывает раздражение.
И таких моментов психологического характера в фильме, который длится почти два часа, предостаточно. Пишу и вспомнил еще об одном из таких моментов. Она обвиняет его в том, что в ночь на годовщину их пятнадцатилетней свадьбы, он уснул и еще и храпел, недождавшись когда она выйдет из ванной комнаты. Но потом уже он спрашивает ее: «а как ты могла уснуть за рулем машины, когда везла меня и сына в аэропорт? Ты могла уснуть только в одном случае — если не любишь ни меня, ни сына своего». И так далее.
Фильм я оценил в 7,0 баллов — серебряная серия, как и многие из иностранных зрителей, но наши зрители оценили фильм немногим ниже — около 6,7 баллов. Но в полной мере этот фильм оценят только женщины возрастом от 40 до 60 лет, - не важно какие — замужние или разведенные. Поверьте мне! - Поверить тебе?! - А кому же еще?!
личный телеграм канал автора