Путешествие в мир уральских камнетесов, романтики и танцевального безумия.
Мне удалось отсмотреть большую часть фестивальной программы. Исключение составили «Коппелия» от Астана-балета и спектакль «Прежде чем уйти» тайваньской труппы B.DANCE. Поделюсь впечатлениями обо всем остальном.
Первым был показан «Каменный цветок» – новорожденная премьера Урал-балета из Екатеринбурга. Если честно, спектакль меня смутил и расстроил. Я даже не могу сказать, что была разочарована или недовольна. Именно смущена и расстроена. Расстроило то, что в этот раз не сработал подход организаторов фестиваля, купивших «кота в мешке», так как на момент заключения предварительных договоренностей, анонсов и начала продаж «Каменного цветка» Антона Пимонова не существовало в природе. Могу предположить, что свою роль сыграл социальный заказ, расположенный сегодня к русской теме, а также тенденция заполнять культурное пространство отечественным контентом. Но одно дело взять в программу, не глядя, бессюжетную одноактовку, и совсем другое – двухактный сюжетный балет на известную партитуру С. Прокофьева. Слишком многое может пойти не так... В итоге, почти ничего, кроме критики, у меня по поводу данного произведения не возникло. Начну с того, что я увидела странное и прискорбное расхождение между либретто и происходившим на сцене. Либретто Б. Королька предложило явно ироничный, в духе постпостмодерна взгляд на знаменитую историю Данилы-камнетеса и Хозяйки медной горы. На сцене все было пафосно и серьезно, а также хореографически и драматургически неубедительно. А. Пимонов последовательно воспроизвел простые перипетии истории – рабочий процесс по добыванию камня, нападки «прораба» Северьяна (Г. Сагеев) на Данилу (А. Меркушев), встречу и помолвку юноши с Катериной (Е. Воробьева), творческие поиски Данилы, визит в заманчивый мир Хозяйки (М. Нисигути), возвращение домой к Катерине.
Тут не было практически никакой интриги, кроме малопонятной, что с либретто, что без него, беготни с волшебным кристаллом, ну да ладно. Первый акт балетмейстер решил средствами так называемого действенного и стилизованного русского танца. Камнерезы «ковали» в танце вазы, в танце же (очень, кстати, похожем на хореографию Ю. Григоровича) лютовал Северьян. Затем начались длинные и скучные пляски юношей и девушек во главе с Данилой и Катериной, показавшие очень умеренные – если не примитивные – познания автора в области русского танцевального наследия. И не мудрено, потому что традиция ставить русский сценический танец и разбираться в нем, если и была в отечественном балете, на сегодня утеряна. Вот и Пимонов ограничился многократными повторами элементов хоровода, типичными положениями рук над головой и на поясе, а также разными ручейками и прочими рисунками с минимумом разнообразия в движениях. Так – предсказуемо, скромно, однообразно – прошел первый акт. Во втором Данила отправился на экскурсию к Хозяйке, которая продемонстрировала ему великолепие своих камней – и открывающихся перед камнерезом возможностей. Тут дело у Пимонова, предсказуемо сочинившего для Хозяйки и ее свиты бодрые неоклассические танцы на пальцах, пошло веселее.
Оказавшись в зоне комфорта, постановщик выдал, кажется, все, на что способен. Но меня эти комбинации, дуэты и вкрапления соло корифеев не вдохновили и не впечатлили. Все же и исполнение (за исключением ведущих солистов) было не на высшем уровне, и сама постановка тоже. Да и сколько уже видено подобных танцев, и от самого Пимонова тоже... Не удовлетворило меня общее пластическое решение, характеры, и банальная, а также перенасыщенная национальными мотивами концепция спектакля. Картонные Данила и Катерина в основном нежно улыбались друг другу, а потом вдруг делались суровы и тверды (перед лицом трудностей и нападок лубочно злобного Северьяна), как герои хореодрамы середины прошлого века. Хозяйка же просто красовалась в арабесках и пируэтах, без образа как такового. Странно и невпопад в первом акте Данилу с Катериной женили обряженные в длинные балахоны Бабушка и Дедушка, похожие на героев сказок, мало общего имеющих с историей Бажова (скорее, в духе нашего дохристианского прошлого). И таким же странным было появление в финальной сцене персонажей масленичных гуляний в масках животных и чертей. Страннее была только огромная лохматая собака (в изображении ползающего на четвереньках артиста – Т. Терада, в финале исполнившего вариацию и приведшего Катерину к Даниле), хранившая чудесный самоцвет, вокруг которого вращалось действие. Хорошим артистам с нравящимся мне А. Меркушевым во главе не удалось придать витальности пластике и спектаклю. Общее неудовлетворительное впечатление скрасили только костюмы (художник Ю. Лайкова) – оригинально стилизующие ту же русскую тему кафтанами и юбками в тонах золотой осени в первом акте; эффектными, вышитыми бисером короткими пачками и камзолами камней, а также фантастически роскошными бисерными мантиями Хозяйки – во втором. Это было красиво, впечатляюще, в хорошем смысле дорого.
Вторым спектаклем фестиваля стал одноактный балет «В тишине ночи» при участии Лючии Лакарры и Мэтью Голдинга (он же выступил хореографом). Тут моими главными чувствами стали скука и неловкость. Две бывшие звезды мировой величины создали, как я понимаю, что-то вроде антрепризы с очень простым, «подвижным» решением: полное отсутствие декораций, видеопроекция как дополнение сценического действия, пара элементов реквизита (кровать, пачка фотографий) и всего два исполнителя с известными именами. Должно было бы сработать, но в случае со мной не сработало. Причиной тому, на мой взгляд – как, к сожалению, и в предыдущем кейсе – стала неинтересная хореография. Все же балет – это, в первую очередь, танец. А танцы тут были очень простые и незатейливые – даже проще, чем у Пимонова. В тишине ночи (под одноименный американский хит) мужчина грустил и ностальгировал по утраченной возлюбленной (которая, как выяснилось позже, погибла в автокатастрофе). Спектакль был поделен на отрывки: живой дуэт на сцене, снятый в киноэстетике эпизод (с танцами или без) на экране-заднике. Вживую Он танцевал лирические дуэты с Ее призраком.
На экране проходила история их знакомства - под музыку и в стилистике Америки 50-х - а также трагического расставания. Красивый, импозантный Мэтью томно возил по сцене передвижную кровать, лежа перебирал фотографии, смотрел в потолок, а потом вставал и снова и снова проживал свою печаль и одиночество, поднимая и вертя в разнообразных поддержках хрупкую Лючию. Фантомная подруга томно соблазняла его, убаюкивала, жалела, влюбляла в себя. Так я поняла постановку, в которой мне понравилось немногое: потрясающие линии Лакарры, сохраненные ею (несмотря на возраст) фигура, изящество и красота движения; великолепное мастерство Голдинга-партнера (сам он соло уже не танцевал, зато разнообразно, легко и неутомимо поддерживал балерину); отлично снятые, атмосферные киноэпизоды с романтической атрибутикой – дорога, кабриолет, юбки и каблуки, шампанское и т.д. Хореография наскучила мне на втором или третьем дуэте, а их было то ли семь, то ли восемь. Немного очнулась я – и артисты – только ближе к концу, когда монотонная лирика была нарушена чуть более драматичным эпизодом. Но потом все снова сползло в череду плавных арабесков, верховых поддержек от Голдинга и шикарных, но одинаковых developpes от Лакарры...
В третий мой вечер на Данс Опен-2025 меня, наконец, ждало чудо встречи с искусством в его самых обаятельных формах. Спектакль Театра Сан-Мартин из Буэнос-Айреса представлял собой сюиту абстрактных танцевальных эпизодов, положенных на барочную музыку в живом аутентичном исполнении с вкраплениями электронной музыки. Постановка Folia Мурада Мерзуки восхитила меня тщательностью и продуманностью конструкции, изящным и самостоятельным решением каждого отдельного эпизода, гармонией танца с музыкой, общей органичностью пластического и внутреннего содержания. Команда танцовщиков – признаю, настоящих мастеров современного танца (стиля контемпорари с примесью разных популярных современных техник, включая брейкданс) создавала зримый эквивалент музыкальному содержанию нескольких музыкальных пьес, с вокалом и без. С первых минут я оказалась всецело поглощена стихией музыки и танца. Артисты танцевали всей группой, экспрессивно взрывая пространство сцены в прыжках и падениях, разделялись в самодостаточных соло и снова синхронизировались в едином ансамбле. Были здесь совсем разные дуэты и трио. В нескольких номерах из массы выделялись солист или солистка, которые могли вести за собой «толпу», схватываться с ней в танцевальном баттле или блистать одиноким кумиром. Здесь было все: модерн, контмпорари, пуанты, свободная пластика, брейкданс, хип-хоп.
На первый план то и дело выходили чудесная инструментальная музыка и артистичная вокалистка. Экспрессивные, ритмичные музыкальные пассажи неожиданно будили в артистах животное, дикое начало. А уже через несколько минут лирическая ария и нежный аккомпанемент рождали мягкий, спокойный танец. Нашлось место и играм с предметом (например, с большим мягким «земным» шаром, которым жонглировали танцовщики по очереди, в итоге «лопнув» его как огромный воздушний шарик, или с круглым батутом, похожим на пандус в «Болеро» Бежара). Музыканты то играли, уютно устроившись в чуднЫх круглых беседках на сцене, то подначивали танцовщиков своей лихой игрой на скрипках, бродя рядом с танцующими по авансцене, то уходили на задний план, уступая месту танцу-жизни, танцу-любви, танцу-эмоциональному безумию. Я своими глазами увидела, как участники спектакля не просто виртуозно исполнили поставленную хореографию, но прожили каждое сделанное движение, каждую виртуозно сыгранную ноту и передали свою энергию в зал.
Повторюсь, что пропустила два спектакля фестиваля – «Коппелию» Астана-балета и «Прежде чем уйти» от артистов из Тайваня. О неувиденной «Коппелии» Р. Пети в исполнении казахского балета не жалею вовсе. Не считаю постановку шедевром, хотя она существует на разных сценах мира уже несколько десятилетий, и также не надеюсь на высокий уровень исполнения от этого молодого еще коллектива. Об уровне и стиле Тайваньской труппы B.DANCE мне удалось составить мнение на гала-концерте по их номеру «Под зонтом», и сожаления тоже развеялись. Налицо был простой, стандартный современный танец «без затей» в достаточно скромном (за исключением солиста) исполнении. Зато некоторые другие номер гала вызвали у меня настоящий восторг благодарного, счастливого зрителя. Большую часть классики и самые попсовые эпизоды вечера опущу. Понимаю, что публика гала в основном не балетная, она должна получить свое эффектное – и доступное – шоу. Не могу, правда, не отметить, что шоу действительно было отличным и что Екатерина Галанова со своей командой делают его крайне качественно. Отмечу самое зрелищное и наиболее мне понравившееся. Впечатлил современный коллектив балета «Москва» с фрагментом из спектакля «Все, что после» О. Лабовкиной. Выразительные и техничные артисты могли бы составить достойную конкуренцию лучшим мировым коллективам. Умилила виртуозная миниатюра начинающего хореографа Л. Сарафанова «Hell» про троих то ли клерков, то ли работящих чертиков (А. Сергеев, Р. Малышев, Р. Изместьев). Настоящий балеринский танец продемонстрировала в Па-де-диан Р. Шакирова с феноменально прыгучим и отлично вращающимся, но не соответвовавшим нашей приме по художественному уровню партнером - кубинцем Н. Медина. Чудесно выступил в Па-де-де из «Пламени Парижа» А. Путинцев (его прыжки и обаяние затмили всех участников, кроме, наверное, К. Кима) с аккуратной и техничной К. Кретовой. Хорош был Балет Сегирийя от коллектива Урсулы Лопес с агрессивным фламенко под живую перкуссию и мужской вокал. Двойной кульминацией гала – и двойной чистой радостью лично для меня – стали тема с вариациями из «Коппелии» А. Сергеева (чудесно станцевали талантливую хореографию Н. Батоева и К. Ким), а также фрагмент балета «Кантата» от моих фаворитов – театра Сан-Мартин. Я отбила ладони в общей овации во время бисовки и поклонов и ни о чем не жалею.
Что ж, праздник балета и танца Данс Опен-2025 без сомнения удался. Преодолены многие трудности и препятствия, заново налажены международные контакты, приехали на финальный концерт иностранные виртуозы, были показаны разные лики современного хореографического искусства. Чего еще можно желать? Только продолжения в следующем году. От всей души благодарю Екатерину Галанову и всех артистов за каждый фестивальный день и каждое подаренное впечатление!