Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 969. Подводная лодка «Новосибирский комсомолец»

8 мая 2025 года/

Дизель-электрическая подводная лодка «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б с тактическим номером Буки-396 была построена в 1979-1980 годах на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижнем Новгороде) и несла службу в составе Северного флота до 1998 года. После списания большинство субмарин проектов 641 и 641Б были разобраны на металлолом, однако московские власти выкупили лодку «Новосибирский комсомолец» как главный экспонат создающегося в столице нового музея ВМФ.

В 1958 году в состав ВМФ вошла первая лодка с обозначением 641 (по классификации НАТО - Foxtrot), разработанная в ЦКБ-18 (Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» в Ленинграде) под руководством главного конструктора Зосимы Дерибина. Субмарина пришла на смену первым послевоенным лодкам проекта 611 и выполняла те же задачи: борьба с кораблями противника на морских и океанских коммуникациях, разведка, минные постановки, противолодочные действия. При этом глубина погружения была увеличена до 280 метров, скорость хода выросла до 10 узлов, а продолжительность автономного плавания увеличена до 90 суток.

Надо заметить, что ещё в самом начале ХХ века в Российской империи на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге был образован Отдел подводного плавания, а инженер Иван Бубнов разработал и реализовал проекты лодок «Дельфин», «Касатка», «Акула», «Барс», которые приняли участие в сражениях Первой Мировой войны.

-2

Макеты подводных лодок «Дельфин» и «Акула» в Музее ВМФ

-3

При Советской власти отдел был отчего-то расформирован, после смерти Бубнова не осталось теоретических работ и расчётов и лишь в 1926 году на Балтийском заводе приступили к проектированию первых советских подлодок - инженер Борис Малинин и всего шестеро сотрудников подготовили проект типа «Декабрист».

Смотрите старые фотографии. Лодка проекта «Декабрист» на стапелях Балтийского завода. 1927-1929 гг.:

1927—1929 Одна из лодок серии "Декабрист" на стапеле завода № 189

Завод «Красное Сормово». 1937 год:

1937 Завод "Красное Сормово"

Завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде не менее легендарный и со своей долгой историей - он был основан в 1849 году для строительства пароходов, а первенцем подводного кораблестроения стала «Щука», спроектированная всё в том же ЦКБ-18 (которое в то время называлось Техническое бюро № 4) и спущенная на воду в 1930 году. Во время Великой Отечественной войны сормовцы передали флоту 27 субмарин, в том числе С-13, которая под командованием Александра Маринеско потопила «Вильгельма Густлоффа».

-4

Проект 641 был признан удачным, из 75 построенных лодок 17 отправились на экспорт в военно-морские силы Польши, Индии, Ливии и Кубы. Однако совершенству нет предела и Зосима Дерибин представил модернизированную субмарину 641Б «Сом» (по классификации НАТО - Tango), которая по планировке отличалась от предшественницы, например, в ней отсутствовал кормовой торпедный отсек. С 1973 по 1982 год было спущено на воду 18 лодок проекта 641Б.

В конце 1990-х годов все лодки проекта «Сом» были выведены из состава флота и разобраны на металл, кроме трёх, ставших музейными экспонатами в Москве, Тольятти и Гамбурге. Субмарина Б-396 под собственным именем «Новосибирский комсомолец» несла службу в Северном флоте, совершив несколько походов в Средиземное море, в Северную и Южную Атлантику, к западному побережью Африки. Имя «Новосибирский комсомолец» - это дань уважения одноимённой подводной лодке «М-107», принимавшей участие в сражениях Великой Отечественной войны. Средства на строительство «М-107» были собраны комсомольцами Новосибирска.

-5

В 2000 году лодку Б-396 отбуксировали на северодвинский завод «Севмаш» для демонтажа вооружения и реконструкции отсеков для гражданского использования. «Новосибирский комсомолец» в его нынешнем музейном статусе лишь отчасти даёт представление об интерьерах боевой субмарины - техническая аппаратура демонтирована на 70%, для безопасного перехода посетителей между отсеками предусмотрены проходы в рост человека. Для осмотра доступен лишь один уровень, а в боевую рубку с перископом, куда моряки поднимались из третьего отсека, вход закрыт.

-6

Аутентичные интерьеры подводных лодок проектов 641 и 641Б можно увидеть в двух художественных фильмах: «Правда лейтенанта Климова» (1981) и «Слушать в отсеках» (1985), хотя и там наверняка большая часть съёмок проводилась в павильонных декорациях. Зато в натурных съёмках в кино были задействованы сразу четыре лодки Б-36 и Б-326, Б-146 и Б-440, а также сторожевые и противолодочные корабли.

-7

При рабочей глубине погружения в 240 метров корпус подводной лодки должен выдерживать большие нагрузки. Толщина внутреннего корпуса составляет от 10 до 15 миллиметров, вокруг него пространство с шумопоглощающим материалом и сверху ещё одно стальное покрытие, причём используется рупорное покрытие, призванное рассеивать импульс вражеского поискового сонара.

-8

Рубка утыкана антеннами связи, командирским и зенитным перископами, которые втягиваются внутрь при подводном ходе.

-9

Белыми окружностями выделены люки торпедных аппаратов.

-10

На этой фотографии можно заметить не только большой интерес горожан к подводному флоту, но и обратить внимание на якорное устройство по правому борту. Казалось, что якоря на субмаринах имеют необычную грибовидную форму и поднимаются внутрь лодки, а на Б-396 видим, вероятно, обычный якорь Холла, который торчит снаружи и не способствует лучшей обтекаемости корпуса.

-11

Подводная лодка состоит из семи отсеков, в носовой части расположен торпедный отсек с шестью торпедными аппаратами.

-12

Боезапас состоял из 24 торпед, которые краном загружались на лодку на пирсе через люк наверху отсека. При помощи вертикальных и продольных лебёдок восьмиметровые «сигары» распределялись в торпедные аппараты и по стеллажам вдоль бортов.

-13
-14

Во время торпедной атаки под давлением сжатого воздуха самоходный снаряд выталкивался за борт, автоматически включался двигатель и со скоростью 80 километров в час торпеда направлялась на встречу с вражеским судном. В носовой части торпеды заложено 300 килограммов взрывчатого вещества, которое, в случае попадания, наносило кораблю противника серьёзный ущерб.

-15

Торпедные аппараты возможно использовать также для постановки морских мин и эвакуации экипажа с глубины до 100 метров в случае аварии. При этом подводники облачались в гидрокомбинезоны и пользовались дыхательными аппаратами. Комплект для выживания выглядит громоздким, даже непонятно, как в нём удаётся втиснуться в торпедный аппарат диаметром 53 сантиметра. Ну как пел бард Александр Городницкий, «здесь трудно жирным, здесь тощим проще». В повседневном быту первый отсек служил и кубриком - местом отдыха для шести матросов, причём во время приёма пищи койки заменялись раскладным столом.

-16
-17
-18

Второй отсек битком заполнялся аккумуляторными батареями в количестве 224 штук, каждая из которых внешне похожа на высокий шкаф и весит 720 килограммов. Эти источники энергии приводили в действие электродвигатели и обеспечивали ход лодки в подводном положении.

-19
-20
-21

Кают-компания

Экипаж лодки состоял из 78 человек, из них четверть офицеры, которым предоставлялись отдельные каюты, а матросы жили в кубриках. Во втором отсеке размещались помещения для офицерского и мичманского состава: одно- и двухместные каюты, гальюн, душ, кают-компания, которая при необходимости превращалась в операционную. В каюте начальника медицинской службы проводился медосмотр экипажа. Запас пресной воды ограничен 31 тонной и для еженедельной помывки в душе использовалась забортная солёная вода, подогретая в теплообменниках.

-22

Буфетная

-23

Интерьеры офицерских кают

-24
-25

Каюта врача

-26

Гальюн

-27
-28
-29
-30

Третий отсек отводился под центральный пост, откуда осуществлялось оперативное управление движением, погружением/всплытием лодки, торпедной стрельбой. Отсюда по вертикальному трапу можно было подняться в боевую рубку. В музейной экспозиции сохранены пульт управления общекорабельными системами «Вольфрам», пульт управления рулями «Пирит», тахометры, блок продувания цистерн, машинные телеграфы и другие устройства. Также представлены рубка акустика с гидролокаторами и гидрофонами, рубка штурмана с морскими навигационными картами, рубка радиометристов с комплексом определения параметров движения надводных целей.

-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47

В четвёртом отсеке, как и во втором, располагались так называемые аккумуляторные ямы с батареями на двух ярусах. В музейной версии вместо аккумуляторов оборудован выставочный зал и от «родной» планировки сохранены лишь рубка связи и камбуз, где готовилось четырёхразовое питание для экипажа.

-48
-49
-50
-51

Перед выходом в автономное плавание на борт загружалось 14 тонн провизии, преимущественно консервы, овощи и крупы для первого и второго блюд, сухофрукты для компота. В рацион подводников также входили масло, сыр, творог, колбаса, рыба и ежедневные небольшие порции шоколада и вина для улучшения пищеварения и повышения тонуса организма. У офицеров и мичманов была привилегия размещения в отдельных каютах, но за обеденным столом нормы питания были одинаковые для всех членов экипажа.

-52
-53

В экспозиции показан макет лодки проекта 641Б, на котором можно рассмотреть все ярусы многослойной конструкции.

-54
-55
-56
-57

Пятый отсек предназначался для размещения трёх дизельных установок мощностью 1900 лошадиных сил каждая, дизели использовались для движения лодки в надводном положении. Двигатели Коломенского машиностроительного завода отличались не только мощностью и компактностью, но и экономичностью, однако для долгого похода в цистерны между лёгким и прочным корпусами лодки загружалось внушительное количество топлива - 487 тонн.

Подводная лодка, в принципе, некомфортная среда обитания человека, а уж дизельный отсек с шумом в 120 децибел и жарой до 50-60 градусов по Цельсию представлял собой какой-то филиал ада. Вентиляция помогала лишь отчасти и во время работы двигателей мотористы здесь менялись каждые 15-20 минут. В отсеке можно увидеть небольшие металлические ящики со звездой - это регенеративные установки, изобретённые инженером Матвеем Кляшторным в 1943 году. Пироксидные пластины в таких установках взаимодействуют с углекислым газом и регенерируют кислород, необходимый для нормального дыхания.

-58
-59
-60
-61
-62
-63

В электромоторном - шестом - отсеке находились три главных гребных электродвигателя, которые включались при погружении и управлялись вручную - у каждого агрегата стоял на вахте матрос-электрик, меняя скорость лодки по команде с машинного телеграфа. Здесь помещались также станции управления двигателем и компрессором, семь спальных мест для матросов, гальюн с душевой. А запланированная изначально в проекте опреснительная установка оказалась малоэффективной и её демонтировали при первом ремонте ещё во время службы лодки.

-64
-65
-66
-67
-68
-69

Для удобства посетителей музея в переборках вырезаны проходы, однако в шестом отсеке предусмотрен небольшой аттракцион - почувствуй себя немного подводником и перейди в седьмой отсек через круглый переборочный люк по принципу нога-голова-туловище. Собственно через такие люки моряки перемещались по всей лодке. В подводном положении для повышения живучести и непотопляемости субмарины люки герметично задраивались.

-70

Седьмой отсек, расположенный в кормовой части, выполнял несколько функций: здесь находился запасной командный пункт, резервный электродвигатель, станция воздушно-пенного пожаротушения, устройство для удаления контейнеров с отходами. Снаружи в тубусах крепились имитационные патроны-ловушки, которые в боевой ситуации отделялись от корпуса и производили шум, отвлекающий вражескую торпеду.

В кормовом отсеке в два-три яруса располагались 12 коек для отдыха матросов и старшин. В этом кубрике также демонстрировались кинофильмы для свободных от вахты матросов.

-71
-72
-73
-74
-75

Фотографии: Евгений Чесноков

-76

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»

-77

Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе

-78

#городнапамять #москва #история #архитектура #подводнаялодка #музей #вмф