Привет и восхищения весны,
Сюжеты наступающего лета -
Музейные фонтаны шлют приветы
Игрой и блеском бьющейся воды.
А мальчики всё так же с высоты
На нас с улыбкой лёгкою взирают.
В свой вечный хоровод всех приглашают
Услышать звук, увидеть блеск воды.
Г. Акимова
«Городские фонтаны» – один из комплексов Ландшафтного парка «Старый порт» на территории музея, который находится в постоянной разработке. В Кёнигсберге фонтаны были одной из достопримечательностей города. Русские путешественники, гостившие в Восточной Пруссии в прошлые века, дивились красоте Кёнигсбергских фонтанов. Описания фонтанов, украшавших городские сады и площади оставил русский писатель Андрей Болотов, живший здесь в 1758-1762 годах.
Первый фонтан, ставший доминантой музейной территории, называется «Река времени». Это образное понятие, характеризующее поток времени, пронзающий все упорядоченное. Поток этот движется только в одну сторону, но имеет различную скорость на разных участках пространства. Именно так при формировании территории ландшафтного парка было обосновано создание небольшого водного потока, проходящего по территории. «Река времени» соединяет в своем движении прошлое с настоящим, движется к будущему не только в философском восприятии, но и в создании музейной среды с использованием артефактов, музейных предметов, произведений искусства.
Есть на территории музея «Родники», безусловно, искусственные. Три фонтана, бьющиеся из-под музейных артефактов - это тоже символы в рассказе о городском водоснабжении. Родником называют водный поток, прорывающийся из земных недр наружу. Его еще именуют ключом, а воду соответственно ключевой. Она помогает поддерживать водный баланс земли, питает поверхностные водоемы. Вспомним сказочную «Мертвую воду» и «Живую воду» - воды подземных миров и небесных стихий.
18 мая 2011года, в Международный День музеев, в музейном парке был торжественно открыт фонтан «Путти» (а точнее «Путтенбруннен» (Puttenbrunnen)- фонтан ангелочков). Автор фонтана – скульптор, профессор Кёнигсбергской Академии художеств Станислаус Кауэр (1867-1943). История создания и обитания в городе фонтана достойна отдельного рассказа. Фонтан, переживший войну, погибал у стен Больницы водников.
В мае 2009 г. на XI Всероссийском фестивале "Интермузей - 2009" (премия, ЗАО "ПКЦ - Москва - Медиа-Тур") музей получил Гран-при и денежную премию. Директор музея Светлана Геннадьевна Сивкова выступила инициатором использования премии на реставрацию фонтана. В декабре 2009 года, при поддержке главврача больницы Свистунова В.Н., после решение многочисленных организационных вопросов, связанных с разрешениями на перенос, фонтан перенесли на территорию музея. Здесь для фонтана началась новая жизнь. Готовился и поэтапно проводился процесс реставрации и частичной реконструкции. Работы проводила реставрационная мастерская «Наследие» (г. Санкт- Петербург, руководитель – В. Мозговой). Импровизированная реставрационная мастерская была создана на хозяйственном дворе музея, и на глазах у сотрудников музея проходил процесс «отмывания» фонтана. После отмывки специалисты сделали заключение о благополучном состоянии ракушечника, провели все положенные по технологии этапы гидрофабизации.
Проведя необходимые исследования, специалисты дали заключение о том, что состояние камня таково, что возможно использование фонтана по прямому назначению – как гидротехническое сооружение садово-паркового назначения. Поэтому было принято решение реконструировать недостающую часть, но при создании новодела оставить существенную разницу между подлинным предметом и реконструированной частью.
С 2012 года в музее появилась традиция проводить «День открытия музейных фонтанов». В последние дни цветущего апреля, собравшись на площадке у фонтана «Путти» мы вспоминаем сюжеты из нашей практики сохранения объектов культурного наследия, говорим о планах на будущее и даём старт волшебной игре водных потоков шести музейных фонтанов. Как ни странно, именно здесь, на этой территории рождаются новые символы, ритуалы, традиции.
К фонтану стали приходить свадьбы, чтобы начинать семейную жизнь у воды – символа времени, и у танцующих мальчиков-ангелочков, несущих любовь и радость. А ведь многие не знают о том, что фонтан имеет, пусть очень отдалённую, но связь с вальсом Мендельсона, ставшего символом свадебного торжества. Две женщины из многочисленного семейства художников и скульпторов Кауэров, двоюродная тётя и двоюродная сестра Станислауса, были замужем за мужчинами из музыкальной семьи Мендельсонов.
По непонятной для меня причине у мужчин нашего музея в один из таких весенних дней тоже появилось желание стать мальчиками-ангелочками и под тихо журчащие струи воды кружиться в волшебном хороводе. Несколько лет назад четверо мужчин устроили такой «весенний перформанс» в день открытия фонтанов. Лично мне это действие совсем не понравилось – когда хотелось поэзии, появилась карикатура. На следующий год вокруг фонтана уже собрался целый хоровод. Так сложилась еще одна традиция, которая повторяется из года в год и нравиться всем.
В 2024 году в музее появился ещё один фонтан «Мальчик на дельфине». Автор модели Александр Гайлит (Рига, 1947 год). Модель по решению худсовета была принята для тиражирования. В конце 1940-х - 1950-х годов таких фонтанов на Рижском взморье стояло несколько. Об истории создания фонтана известно из книги латышского писателя Гарри Гайлита, сына скульптора.
В Калининграде фонтаны «Мальчик на дельфине находились: на территории ведомственного садика № 12 «Вагонзавода», во внутреннем дворике Завода промысловой техники (Аллея смелых, 31), в сквере в микрорайоне «Пайза» (г.Светлый), у правления совхоза «Майский».
В 2022 году группа сотрудников (Сивкова С.Г., Зубина Л.В., Степанчук Ю.В.) проводила экспедицию к месту, где в 1980-е годы стоял НИС «Витязь». Здесь, на территории заброшенного рыбоконсервного завода, на заросшей кустарником клумбе, был замечен фонтан «Мальчик на дельфине», капитально установленный на постамент из булыжника. Был инициирован процесс музеефикации обнаруженного предмета.
Фонтан был передан музею в 2023 году. Реставрацией фонтана занимались Л.И. Богатова (это была её последняя работа) и О.В. Сальников. Восстановление скульптуры – дань памяти тем, кто возрождал край, восстанавливал города, создавал новую жизнь.
Сюжет «Мальчик на дельфине» мы встречаем на предметах античной культуры: на монетах, в росписях на вазах. Эта парочка – атрибуты Посейдона: дельфин – сопровождающий в свите, мальчик – детство, энергия, вечное движение. Дельфин и мальчик – дружба детей и зверей (описание такой дружбы можно найти у Плиния). На Русь в декоративное оформление эти символы пришли из Италии: вспомним Аристотеля Фьораванти и декоративное оформление Московского кремля. В садово-парковой, садово-фонтанной традиции – от итальянского Возрождения. В христианской традиции ребенок с дельфином - символы взаимодействия человека и природы, охраны и спасения.
Данный арт-объект является типичным представителем садово-паркового искусства социалистического периода, представляющего послевоенный период. Поэтому предмет связан с историей возрождения нашего края. Возрождение фонтана – дань памяти тем, кто возрождал наш край после войны.
Автор текста - Галина Акимова.