В отечественной киноиндустрии уже давно закрепилось негласное правило: выпуск нескольких высокобюджетных фильмов на военную тематику аккурат под День Победы 9-го числа. Конкуренцию "Почтарю" с Александром Петровым в главной роли в этом году попробует составить более маститая и самоуверенная антивоенная драма - "В списках не значился", что выступает экранизацией одноимённой повести Бориса Васильева (что был ответственен и за оригинал "А зори здесь тихие..."). Продюсировать картину вызвался Владимир Машков, режиссёрское бремя взвалил на свои плечи Сергей Коротаев, а в каст позвали многих перспективных артистов из театральной школы Олега Табакова (художественным руководителем которой и выступает Машков). На полнометражную итерацию описанной Васильевым истории была уготована колоссальная надежда: смогла ли она не ударить в грязь лицом?
21-е июня 1941-го года, несколько часов до вторжения немецких оккупантов и фашистов на территорию Советского Союза: в город Брест приезжает молодой лейтенант Николай Плужников (Владислав Миллер), что засиживается в местном ресторане и опаздывает на заступление на службу. Поздней ночью герой прибывает в крепость на краю страны вместе с еврейской кухаркой Миррой (Алёна Морилова), не подозревая, что уже на утро проснётся в совершенно ином мире. С первыми солнечными лучами немцы атакуют город, сметая на своём пути каждую живую душу: в ужасе начавшейся войны, пропитанной смертями, кровью и копотью, Коле придётся прожить целый год
Казалось бы, память ветеранам Великой Отечественной, что до последнего защищали границу СССР от фашистов, была воздана в замечательной "Брестской крепости" Александра Котта, но экранизация Васильева строится по несколько иным вводным: в центре притяжения - судьба молодого лейтенанта, метаморфозы в его сознании и перемены в атмосфере, что превращают бойкого (от того не менее патриотичного) парня в ещё одну жертву войны - но не физическую, а моральную. Подобно книжной летописи, "В списках не значился" ведёт прямой отсчёт с момента вторжения немцев в страну до весны 1942-го года: когда надежд на победу не осталось, а городской фундамент окончательно превратился в выжженную пустошь
От того же и печально, что боевые действия для авторов картины превращаются в стерильный экшен-поток, балом в котором заправляют сумбурный монтаж, хаотичное повествование, посредственные компьютерные эффекты и грациозные операторские кульбиты, будто пред нашим взором предстал очередной многомиллионный блокбастер Майкла Бэя. Кровопролитные битвы в "Списках" - будто бы авторская песочница, где война - не отвратительная и ужасная трагедия, что сотрясает масштабом разрушения человеческой морали, а заводная игрушка, высокобюджетное зрелище для зрительского развлечения. В отличие от той же "Брестской крепости", где на помост был выставлен реализм боевых действий, их ужас и солдатская агония, в "Списках" эти самые боевые действия - подобие локаций из компьютерной игры, где искусственность и фальшь преобладают над потрясением, вызовом у зрителя логичного чувства отвращения по отношению к кровопролитию
Поэтому немногие хорошие сцены в ленте и связаны с относительным затишьем, ощущением летающей в воздухе тревоги, ужасов войны, что вот-вот вторгнутся в бункер к солдатам и раз и навсегда сотрут их прежний образ жизни. Вступление картины, пропитанное мраком и пессимизмом, накалом обстановки и отрицанием неизбежного, зыбкие любовные отношения между лейтенантом и еврейской кухаркой, психологическое состояние протагониста, на восьмой день подставляющего к виску пистолет: когда экранизация Васильева забывает о компьютерной фальши и игрушечном экшене, её гуманный лейтмотив взмывает на самый верх. Жаль, что подобных сцен в ленте чересчур мало, и большее внимание авторы направили в сторону хаотичного экшена, что не пугает, а завораживает: так быть не должно
Впрочем, и стиль прозы был перенесён на киноэкран слишком буквально: чуть менее чем за два часа зрителя прогоняют через времена года, боевые действия и относительное затишье на фронте. Повествование скачет галопом по Европам, редко отвлекается на передышки и всего-то связывает между собой небольшие экшен-секвенции, пропитанные масштабом, разрушениями и горечью утрат. В полной мере проникнуться не получается ни взаимными чувствами Плужникова и Мирры (чья ситуация осложняется ещё и тем, что девушка - еврейка, а на поверхности вовсю разгуливают фашисты), ни тёплыми отношениями лейтенанта с ещё одним солдатом - Степаном Матвеевичем (Владимир Машков, чья роль в ленте ограничивается двадцатью минутами)
Даже перевоплощение заводного парня в израненную жертву войны, что теряет зрение и всех своих близких, но не теряет стойкой уверенности в победе и сломлении фашистской идеологии, авторы скрасили визуальными рамками. Полнометражным "Спискам" не хватает горечи, особого драматизма и животного страха, который заставил бы зрителей возненавидеть боевые действия и уверовать в светлые человеческие взаимоотношения. По-настоящему впечатляет (не размахом боевых действий, а пущей экранной доблестью) лишь последняя сцена, где помотанный войной Плужников подобно Иисусу на Голгофе противостоит вооружённым немцам при помощи своих непреломляемых убеждений, веры в светлое будущее, где зло будет наказано, а добро рано или поздно восторжествует. Но даже послесловие не сможет дать "Спискам" главного - чувства собственного достоинства
В российском прокате - с 1-го мая