Найти в Дзене
Удивительная Грузия

Из-за одной сцены культовый фильм «Отец солдата» могли запретить: что возмутило советских цензоров?

Фильм «Отец солдата» — это не просто кинокартина о Великой Отечественной войне. Это притча о любви, боли, человеческом достоинстве и силе отцовского сердца, которое не признает границ, рангов и расстояний. Он вышел на экраны в 1964 году, и сразу покорил миллионы сердец, но... чуть было не оказался под запретом.

Герой картины, грузинский крестьянин Георгий Махарашвили, в исполнении великого Серго Закариадзе, отправляется навестить раненого сына в госпитале. Но, прибыв туда, узнаёт, что сына уже выписали на фронт. И тогда Георгий идёт за ним — не зная, где он, не зная, увидит ли его снова. Сквозь фронт, пыль, кровь, старый виноградарь становится солдатом, становится отцом для всех солдат, что оказываются рядом с ним.

Режиссёр Резо Чхеидзе не снял классическую военную драму — он снял кино о человеческом достоинстве. В центре истории — не война, а любовь. Не подвиг, а вера. Не командиры и бойцы, а один отец, идущий за сыном.

В одном из самых проникновенных эпизодов фильма «Отец солдата» Георгий Махарашвили оказывается в немецком городке, куда вошла советская армия. Там он замечает виноградник — аккуратные ряды лоз, которые будто переносят его в родную Кахетию. Он подходит, трогает листья с нежностью крестьянина, по-свойски поправляет лозу, напевает тихую грузинскую песню. По его лицу текут слёзы — он словно дома, рядом с любимой землёй, семьёй, вином, вечерами под шум цикад и тосты о жизни.

Но эту тихую сцену прерывает грохот — командир приказывает обкатать отремонтированный танк прямо по винограднику. Георгий не может этого вынести. Он бросается к танку, пытается его остановить, кричит, возмущается, и даже в ярости ударяет одного из офицеров. Именно этот момент вызвал резонанс: министр кинематографии Романов увидел в сцене недопустимое — солдат поднимает руку на офицера, нарушение устава, подрыв дисциплины.

Фильм едва не был запрещён. Но неожиданно в его защиту выступили сами военные. На закрытом показе в Министерстве обороны зрители не сдерживали слёз. А начальник политуправления генерал Востоков сказал гениальную фразу:
«Это не солдат бьет офицера — это отец учит танкиста беречь всё живое».

Так «Отец солдата» получил зелёный свет.

Именно эта сцена — сердце фильма. Она напоминает нам, что даже в пекле войны человек должен оставаться человеком. Что виноградная лоза — не просто растение, а символ жизни, труда, памяти. И что, потеряв уважение к земле и к тем, кто её бережёт, мы теряем самих себя.

Фильму больше 60 лет – но он настолько точно отражает всю трагедию того времени, что неизменно вызывает слезы. Он стал символом эпохи, в нем узнавали себя простые люди всех национальностей: те, кто терял, ждал, любил. История Махарашвили — это история миллионов родителей.

Если вам нравится грузинская культура или вы собираетесь в Грузию, а также просто интересуетесь историей и традициями этой страны, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на канал. А на моем телеграм-канале вас ждет еще больше интересного – прямо с улиц Тбилиси!