Это случилось 15 марта 1986 года. Был субботний вечер и в цирке города Гомеля был аншлаг, ведь на арене выступала та самая «Ириска из АБВГДейки», актриса Ирина Асмус, которую знала и любила вся ребятня в СССР.
В тот вечер артистка исполняла номер «Старушка на абажуре» под куполом цирка. Отстегнув страховку, так как она мешала исполнению трюка, Асмус крутилась вокруг своей оси вниз головой и на глазах всего зала рухнула вниз с 12-метровой высоты.
После падения выбежал персонал и унес артистку за кулисы. Зрители так и не поняли, что произошло, посчитав случившееся элементом номера, ведь шоу не прервали, оно продолжилось дальше. Лишь потом зрители узнали – артистка разбилась насмерть.
Было возбуждено уголовное дело. Следователи пытались выяснить, кто именно виноват в произошедшей трагедии.
Вдовец, артист цирка Михаил Сычев впоследствии вспоминал, что состояние у Ирины тогда было ужасным, она была морально опустошена. Сердце женщины болело за единственного сына Андрея, которого она родила в 1967 году во втором браке.
Артистка три раза выходила замуж. Первым ее супругом был известный актер Александр Хочинский. Однако их семейная жизнь не сложилась.
О втором муже, в браке с которым родился сын Андрей, артистка никогда и никому не рассказывала. Было видно, что это было для нее больной темой.
Третий супруг Михаил Сычев усыновил Андрея, когда мальчику не было еще и года. Сычев относился к парнишке как к родному, но ни он, ни Ирина ничего не смогли поделать, когда сын пошел по кривой дорожке.
Все началось в 1982 году, когда отчим Андрея Михаил Сычев нашел в квартире пустые гильзы от папирос. Мужчина сразу все понял – парень курит явно не только табак. Затем ситуация стала еще хуже, Андрей ушел жить к каким-то сомнительным знакомым и там уже употреблял вещества и покрепче.
Однажды приятели Андрея обокрали квартиру его родителей – вынесли деньги, драгоценности, аппаратуру. Ирина планировала вплотную заняться лечением Андрея после выхода на пенсию. Именно из-за этого она и соглашалась выполнять такие сложные и опасные трюки как «Старушка на абажуре». Дело в том, что тогда цирковые артисты, исполнявшие подобные номера, имели право выйти на пенсию в 45 лет. До заслуженного отдыха Ирина Павловна Асмус не дожила всего месяц.
«Я был против, категорически, ибо возраст у Иры был уже неподходящий. Но она сама ничего не боялась» - вспоминал Михаил Сычев.
Негатива в то время Ирине Асмус добавило и ее внезапное увольнение из передачи «АБВГДейка», а ведь она работала там с 1977 года. Дети знали и любили эту замечательную артистку. Кто-то из руководства вдруг решил, что Ирина стала «стара для программы». Ее быстро заменили молодой и никому не известной артисткой.
А зрителям объяснили, что «Ириска уже отучилась в клоунской школе и стала взрослой». После этого увольнения Ирина как раз-таки и отправилась на гастроли в Гомель.
А еще перед самой поездкой на гастроли она узнала, что ее не берут в заграничное турне, к которому она готовилась.
Но все же в Гомель Ирина отправилась с радостью – там неподалеку от города, в авиагородке служил Андрей.
«Когда мы прощались, мама буквально ревела. Понимаете, я никогда не видел, чтобы она плакала так сильно и без причины, будто предчувствуя что-то ужасное. А на следующий день мне сообщили, что мамочка умерла» - рассказывал потом в интервью Андрей Асмус о той последней встрече с матерью.
Следствие по этому делу в результате пришло к выводу, что причиной произошедшего стала разболтавшаяся гайка в машинке для вращения. Согласно правилам, артистка была обязана перед каждым выступлением лично проверять исправность используемого оборудования. Однако в тот день Асмус этого не сделала….
Виновными суд признал инспектора манежа и инженера по технике безопасности Гомельского цирка. Они не признали своей вины и получили по два года условно.
К слову, после трагедии, случившийся с Ириной Асмус, данный тип машинок для вращения был запрещен.
Ирину похоронили на Большеохтинском кладбище в Ленинграде. А спустя некоторое время помощник Ирины Асмус рассказал Михаилу Сычеву, что в случившемся…винит себя.
«Хотел как лучше – сильнее закрепить гайку, которая держала конструкцию. А когда заваривал болт, слишком сильно расплющил края гайки. Это ослабило конструкцию. Гайка постепенно раскручивалась…На пацана этого я злости не держу. Не надо было отстегивать страховку…» - с горечью рассказывал Михаил Сычев.
Также смотрите: