Когда на экраны вышел фильм «Капитанская дочка», в исполнительницу роли Маши Мироновой актрису Ию Арепину влюблялись мужчины не только по всей стране, но и за ее пределами, ведь героиня Арепиной получилась именно такой, какой видел ее великий Пушкин – верной, нежной, сильной духом.
Тогда актрисе прочили большое будущее, однако уже спустя несколько лет режиссеры начали забывать об Арепиной. В неудачах актриса винила только себя, а вернее, свой характер…
Ия появилась на свет летом 1930 города в городе Ардатове, в многодетной семье, еле сводившей концы с концами. В шесть лет девочка впервые побывала в кинотеатре и с того момента все ее мысли были заняты волшебным миром кино.
Ия уже в шестом классе завела копилку и начала потихоньку откладывать деньги, заработанные торговлей зеленью на рынке, на будущую поездку в Москву. Она ни минуты не сомневалась в том, что непременно отправится покорять столицу и будет блистать на экранах страны.
Летом 1947 года, окончив школу Ия сразу же поехала в Москву, чтобы подать документы во ВГИК. Другие абитуриенты потешались над «деревенщиной», пришедшей на экзамены в стареньком отцовском свитере и стоптанных башмаках, из которых предательски выглядывали вязанные носки. Образ дополняли иссиня-черные брови, которые Арепина старательно накрасила, полагая, что так будет выглядеть «солиднее». Однако потешались ребята зря – талантливую Ию взяли сразу…
После зачисления Арепину поселили в общежитии, которое располагалось в ближнем Подмосковье. На занятия и с занятий Ия ездила на электричке, а потом ей еще приходилось несколько километров идти пешком.
То, что до общежития можно быстро добраться на трамвае, девушка не знала, а однокурсники ей этого не говорили, продолжая потешаться над нелепой, плохо одетой девчонкой. Потом все же нашлись люди, которые подсказали Ие короткий маршрут, но вот обида в душе осталась.
Но зато, на зависть однокурсникам, Ию уже студенткой пригласили в театр-студию киноактера, а в 1952 году начинающая актриса получила первую, и сразу же главную роль в кино – в фильме «Степные зори».
На съемках Ия познакомилась со своим будущим мужем – уже известным на тот момент оператором Юлием Куном, слывшим завидным холостяком. В конце 1953 года Кун, забыв об обещании никогда не жениться, отвел Ию в загс, а в апреле 1955 в семье родился сын Юлий.
Арепина много снималась, муж также хорошо зарабатывал, жили супруги в просторной квартире в центре столицы. Казалось бы – живи и радуйся, но увы, брак Куна и Арепиной вскоре распался.
Одни говорили, что развелась пара из-за ревности Юлиана, а другие утверждали, что Ия сама была виновата в разводе, так как сын, едва ему исполнилось 16, переехал к отцу, заявив, что не простит «ухода от папы и его горя». После этого он прекратил всяческое общение с матерью, и даже когда обзавелся семьей, не давал Ие видеться с внуками.
В 1959 году Арепина вышла замуж во второй раз. Ее избранником стал переводчик-синхронист Вадим Мильштейн. Он был без ума от актрисы – заваливал подарками и буквально пылинки сдувал с супруги. Однако брак этот продержался всего шесть лет. Детей у пары не было, и знакомые семьи говорили, что причина развода кроется именно в этом.
Однако в начале 2000-го года в одном из интервью актриса призналась:
«Причина моих расставаний с мужьями одна: я требовала слишком много любви, не умея радоваться тому, что есть. Мне все время хотелось большего!».
После 1963 года карьера актрисы пошла на спад. Режиссеры словно бы забыли про Арепину. Если и были приглашения, то лишь на эпизодические роли. О причинах такой невостребованности актриса долгое время молчала, но и не пыталась опровергать ходившие тогда слухи, что карьеру ее сломал бывший директор «Мосфильма» Иван Пырьев.
Ситуация с Арепиной произошла точно такая же, как и со многими молодыми и красивыми актрисами тех лет – отвергнув ухаживания Пырьева, Арепина попала в пресловутый «черный список», но не сразу, а после того, как Пырьеву подвернулся удобный случай.
Летом 1963 года произошла весьма неприятная история. Арепина начала сниматься в фильме «Возвращение Вероники» и в процессе съемок рассорилась с режиссером Игорем Болгариным, не сошедшись во взглядах. В итоге она от роли отказалась и съемки застопорились, так как режиссеру пришлось искать другую актрису, а Ие – писать объяснительную на имя министра культуры СССР Фурцевой. И, по воспоминаниям коллег Арепиной, вот тут-то и подсуетился оскорбленный в чувствах Пырьев.
В итоге Арепину негласно объявили скандалисткой, которая ставит собственные интересы выше профессионального долга, и снимать перестали. Теперь она мелькала только в эпизодах и самой яркой ролью тех лет стала роль сестры Егора Прокудина в «Калине красной».
"Моя жизнь - сплошная череда трагедий. Я одинока и не нужна в своей профессии, которую обожаю" - с горечью признавалась Арепина в одном из интервью.
На момент съемок у Шукшина Ия была матерью пятилетней дочки Лады. Об отце девочки она не распространялась, известно лишь то, что она познакомилась с ним во время поездки к родственникам в Ардатов, и мужчина был намного моложе ее.
Ия, узнав о беременности, обрадовалась, ведь со старшим сыном она не общалась, но вот отца Лады отвергла, несмотря на то, что он готов был создать с ней семью. Актриса полагала, что из-за большой разницы в возрасте этот союз будет обречен.
Лада стала настоящим счастьем и отдушиной для актрисы.
В конце 80-х Арепина ушла из театра – стало подводить здоровье. А в начале 90-х она перенесла два инфаркта подряд, а потом у актрисы развилась астма.
Об актрисе заботилась дочь, забрав ее к себе. Последние годы Арепина жила в уюте и достатке, с дочкой и любимым внуком Артемом.
Ее не стало июльской ночью 2003 года – Арепина задохнулась во время приступа астмы.
В Ардатове, на малой родине Арепиной, ее любят и помнят. В местном краеведческом музее создана целая экспозиция: сценические наряды актрисы, ее личные вещи и письмо, адресованное землякам:
«Дорогие мои земляки! Приходит немощная старость — а там, глядишь, и пеплом к вам вернусь...».
А в 2016 в Ардатове появилась улица им. Ии Арепиной.
Также смотрите: