Найти в Дзене
Всемирная история

14-летняя девочка, поднимавшая в атаку целые батальоны

Лето 1941 года. В самом начале войны 14-летнюю Адель Литвиненко должны были эвакуировать с Украины, но она, по стечению обстоятельств, отстала от поезда. Так начался ее боевой путь. Уже в сентябре 1941 года она вступила в РККА и стала санинструктором. За свой небольшой рост и невероятную подвижность, солдаты прозвали ее «Юркой». Очевидцы отмечали, что кроме штатного оружия, Адель всегда имела при себе две гранаты. И вот в один из осенних дней 1941 года, под Ростовом, батальон «Юрки» получил приказ контратаковать противника. Солдатам батальона требовалось выбить врага с хорошо укрепленных позиций. Раз зо разом бойцы поднимались в атаку, и каждый раз шквальный огонь немцев вынуждал их прижаться к земле. Тогда Адель, выхватив гранату, бросилась вперед. Ребята, вперед! Кричала она, увлекая батальон за собой. Советские солдаты ворвались в немецкую траншею, завязалась рукопашная. Метнув гранату в пулеметное гнездо, Адель упала на землю. Больше она ничего не помнила. Очнулась уже в госпит

Лето 1941 года. В самом начале войны 14-летнюю Адель Литвиненко должны были эвакуировать с Украины, но она, по стечению обстоятельств, отстала от поезда. Так начался ее боевой путь. Уже в сентябре 1941 года она вступила в РККА и стала санинструктором. За свой небольшой рост и невероятную подвижность, солдаты прозвали ее «Юркой».

Очевидцы отмечали, что кроме штатного оружия, Адель всегда имела при себе две гранаты. И вот в один из осенних дней 1941 года, под Ростовом, батальон «Юрки» получил приказ контратаковать противника. Солдатам батальона требовалось выбить врага с хорошо укрепленных позиций.

Раз зо разом бойцы поднимались в атаку, и каждый раз шквальный огонь немцев вынуждал их прижаться к земле. Тогда Адель, выхватив гранату, бросилась вперед.

Ребята, вперед!

Кричала она, увлекая батальон за собой.

Советские солдаты ворвались в немецкую траншею, завязалась рукопашная. Метнув гранату в пулеметное гнездо, Адель упала на землю. Больше она ничего не помнила. Очнулась уже в госпитале.

Но Адель не собиралась отсиживаться в тылу. Вернувшись на фронт, она была назначена командиром отделения взвода пешей разведки 1159-го стрелкового полка 351-й стрелковой дивизии 9-й армии Юго-Западного фронта. Через нее шла связь с партизанскими отрядами. Трижды была ранена.

1 мая 1943 года разведчики её дивизии вместе с десантниками проводили частную наступательную операцию с целью прорыва прибрежного участка оборонительного рубежа 17-й немецкой армии (так называемой «Голубой линии»), выходившего к Азовскому морю у косы Вербяная (севернее города Темрюка. Юная Адель вызвалась помогать им. В ходе боя была ранена. А 28 мая 1943 года была тяжело ранена. За эти бои награждена Орденом Красной Звезды.

В 1944 году Адель получила серьезное ранение, в результате которого была уволена из рядов Красной Армии с инвалидностью 1-й группы. Так Адель Литвиненко закончила свой боевой путь. Но жизнь продолжалась...

Из интервью с Адель Литвиненко:

Мне не было еще и пятнадцати лет, когда в 1941 году попала на фронт. Так уж получилось: отстала от эшелона, потеряла мать, сестер, пристала к нашим отступающим частям... И воевала три года. Была санинструктором, разведчицей. Трижды была ранена, кон-жена. Награждена тремя орденами Красной Звезды, медалями.
Там, на фронте, в 1942 году приняли меня в комсомол.
В 1944 году на 2-м Белорусском фронте получила серьезное ранение, долго лежала в госпитале. Потом поехала в освобожденный Киев. Передо мной стоял вопрос: что делать дальше? Как жить?
Ранения и контузия все чаще давали о себе знать. А однажды пришла беда... Снова попала в госпиталь, теперь уже надолго. Наступил паралич. Почти два года была неподвижна, не могла говорить.
Потом выкарабкалась, поехала в Макеевку. Работала там воспитателем в ремесленном училище...

Подписывайтесь на мои каналы в ТелеграмОднокласниках или  Вконтакте