Пять мест на Земле, которые, по мнению учёных, могут быть вратами в подземный мир
На протяжении всей истории культуры по всему миру размышляли о физическом существовании ада.
Древние египтяне верили в Дуат — опасный загробный мир. Греки представляли себе мрачное царство Аида, управляемое одноимённым богом. Иудейско-христианская традиция говорит о Шеоле или Геенне — местах мучений для грешников.
Хотя современные взгляды чаще рассматривают ад как метафору, пять реальных мест продолжают захватывать воображение как возможные входы в подземный мир.
Геенна, Израиль
Долина Хинном, или Ге-Хинном на иврите, расположена к юго-западу от Старого города Иерусалима. В древности евреи считали это место осквернённым и полным зла.
Согласно библейским преданиям, израильтяне когда-то приносили здесь в жертву детей, отдавая их Балу — языческому божеству.
Эти ужасающие практики привели к убеждению, что Бог проклял эту землю, сделав её непригодной для поклонения.
Иераполис, Турция
Иераполис — древнеримский город на территории современной Турции — скрывает под своими руинами смертельную тайну.
Император Тиберий основал этот город между 14 и 37 годами до н.э., построив здесь бани, гимнасий и византийскую церковь. Но самой печально известной особенностью этого места является портал в подземный мир, который и сегодня может убивать.
В 2011 году археологи обнаружили Плутонион — небольшую пещеру-грот.
Ещё 2000 лет назад древнегреческий философ Страбон описывал это зловещее место, рассказывая, как жрецы заводили внутрь животных для жертвоприношений. Те мгновенно умирали, а жрецы выходили невредимыми.
Иераполис расположен над активным вулканическим разломом, из которого выходит густой углекислый газ. По ночам этот ядовитый газ скапливается в пещере, создавая смертельно опасную среду.
Хекла, Исландия
Гора Хекла — один из самых активных вулканов в Исландии — долгое время считалась вратами в ад.
Средневековые европейцы называли её «воротами в ад», считая, что души проклятых взлетают из кратера в огненное пекло. В IX–XIII веках монахи записывали истории о демонах, выходящих из жерла вулкана.
Даже в наши дни Хекла остаётся объектом суеверий. Её частые извержения и устрашающий облик подпитывают мрачную репутацию.
Пещера Актун-Туничиль-Мукналь (ATM), Белиз
Глубоко в джунглях Белиза расположена пещерная система Актун-Туничиль-Мукналь (ATM) — место, окутанное тайнами и древними майянскими верованиями.
Археологи открыли эту подземную сеть в 1989 году, обнаружив кладезь исторических артефактов.
ATM простирается более чем на 5 километров, её извилистые туннели украшены сталактитами и сталагмитами. Чтобы добраться до внутренних залов, посетителям приходится плыть и пролезать через узкие проходы.
Древние майя считали эту пещеру входом в Шибальбу — их страшный загробный мир, управляемый богами смерти. Это убеждение сделало пещеру священным местом для обрядов и жертвоприношений.
Раскопки выявили жуткие следы жертвоприношений, включая останки людей, начиная с четырёхлетнего возраста. Самая известная находка — «Кристальная Дева» — скелет, чьи кости со временем кристаллизовались и приобрели блеск кальцита.
Чистилище Святого Патрика, Ирландия
На острове Стейшн-Айленд на северо-западе Ирландии находится Чистилище Святого Патрика — место, повлиявшее на христианские представления о загробной жизни на протяжении веков.
В Средние века европейцы считали этот отдалённый остров краем известного мира, что только усиливало его мистическую привлекательность.
Легенда гласит, что Святой Патрик молился о способе обратить ирландских язычников в христианство и получил откровение о «пропасти чистилища». Входящий в неё человек якобы испытывал видения адского пламени и чудовищ — предвкушение мук ада.
Средневековые тексты указывают, что эта пропасть находилась именно на Стейшн-Айленде, где и поныне стоит монастырь, основанный учеником Святого Патрика. Ранние паломники описывали небольшую пещеру, наполненную неземными видениями.
В XII веке Гиральд Камбрийский писал о девяти ямах, где злые духи хватали тех, кто осмеливался провести ночь внутри.
В заключение
Наше увлечение этими местами свидетельствует о вечной потребности человека осмыслить смерть и исследовать неизведанное. Будь то с точки зрения веры, науки или простого любопытства, эти «входы в подземный мир» побуждают нас пересматривать свои убеждения и расширять понимание окружающего мира.
Пусть мы больше и не воспринимаем эти места как буквальные врата в вечные муки, их способность вызывать благоговение, страх и восхищение по-прежнему остаётся неизменной. Они являются свидетельством живучести мифов и бесконечного стремления человеческого духа к знанию и пониманию.