Найти в Дзене
Вести образования

Счастливая встреча с Еленой Кравцовой

Оглавление
Из архива Наталии Гайдамашко
Из архива Наталии Гайдамашко

26 апреля исполнилось бы 75 лет выдающемуся детскому психологу и подвижнице образования Елене Евгеньевне Кравцовой (1950–2020). Со временем все больше осознается масштаб потери, но еще больше – масштаб личности Елены Кравцовой, встреча с которой необратимо изменила жизнь многих. Жизнь продолжается, покуда продолжается эта счастливая встреча. А у многих она еще впереди.

Елена Евгеньевна всегда выступала на стороне ребенка. И, как могла «перетягивала» на его сторону взрослых. Например, заново обучая их игре. Взрослые умеют (или считают, что умеют) руководить детской игрой. А играть не умеют! В начале 90-х наблюдалась курьезная ситуация. В садики проникала «игровая» идеология, все боролись с дошкольными занятиями. И вот взрослые инспектора внимательно следили за тем, чтобы дети не сидели за столами, как в школе, а, допустим, лежали на полу и «свободно играли» на полу. За это ставили «галочку». Ясно, что педагоги привыкли к «столам», но перед проверками пересаживали детей на пол. А то, что так не всегда удобно рисовать, лепить, конструировать… творить, особо никого не волновало: проверяющие довольны, «галочка проставлена».

Елена Кравцова любила повторять фразу Владимира Петровича Зинченко, что «чиновники – это недоигравшие дошкольники». Но ведь она учила играть и чиновников. Восполняла дефицит игры, – и чиновники превращались в прекрасных управленцев!

Волшебство? Нет, просто профессиональное, качественное управление – это умение заранее решить задачу в условно-смысловом плане, еще до того, как к ее решению подтянуться исполнительские силы. Но ведь, и детская игра состоит в этом же.

Директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. 2005 г.
Директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. 2005 г.

Елена Евгеньевна категорически выступала против профанации игры. Как и против того, чтобы «тянуть ребенка за уши», называя это «развитием». Он от этого, говорила она, не вырастет, вырастут только уши. А ребенок с «большими ушами» останется прежним, маленьким. Да и «уши», вытянутые по взрослым меркам, «не повзрослеют». В ситуации одаренности детская личность не угоняется за ростом «ушей» (это нормально), которые для взрослых настолько «даровитее», насколько умеют слушать мир на высоте взрослых свершений, хотя не позволяют ребенку прислушаться к себе. Он просто не успевает, в том числе, отвечая на ожидания взрослых. То, к чему это приводит, свидетельствуют порой драматичные судьбы одаренных детей.

Но самое главное и трудное для взрослого – расти вместе с ребенком на «его стороне», которая должна стать «стороной взрослого». Стать их «общей стороной». Не нами сказано: «Станьте, как дети…». Елена Кравцова, как никто другой, понимала образовательный смысл этой заповеди, ею жила, ею руководствовалась в своей подвижнической работе.

Елена Евгеньевна одновременно выступала и на стороне взрослых, помогая им разбудить в себе волшебника, наладить контакт с внутренним ребенком, встретиться с новым собой во встречах с детьми «вовне». Но к этой встрече надо быть готовым. Елена Кравцова готовила к ней. Обе стороны.

Дали развития

Только тогда возникнет то, что Елена Кравцова называла «зоной потенциального (дальнего) развития», а не только ближайшего. Откуда эта зона берется? Вот её ответ: из разнообразного общения ребенка со значимыми, в первую очередь, самыми близкими, родными взрослыми, даже если его напрямую ничему не учат. Малыш, который растет в семье, где мама и папа пишут письма, хотя бы записки друг другу, скорее овладеет письменной речью, чем на специальных занятиях, но при отсутствии такой семейной традиции. Это, по мнению Елены Евгеньевны, подтверждают и наблюдения за выходцами из династий. Из ребенка не стремятся вырастить художника, поэта или ученого, но то, чем он дышит ежедневно, пропитано духом династийного общения (увлеченность взрослых профессиональным творчеством, их разговоры о профессии, друзья-соратники, которые приходят в гости). И в итоге, ребенок избирает эту стезю и начинает мотивированно учиться, «работать над собой», чтобы на ней удержаться. Внучка Льва Семёновича Выготского, достойнейшая наследница его дела и таланта, знала, о чем говорила. Хотя самом этом наследстве (и в силу фантастической скромности) предпочитала не говорить всуе. Только в интересах дела.

Но даже самая насыщенная общением атмосфера жизни – еще не грант «закладки» зоны дальнего развития. Нужна воля, свободная, добрая, инициативная, по определению. Воли из-под палки не бывает. Или это чья-то чужая воля, причем недобрая. «Произвольность» – ключевой конструкт культурно-исторической психологии Льва Выготского. Он однажды заметил, что человеческое развитие – это смена типов произвольности, а Елена Кравцова не раз подчеркивала: «культурное» – значит, опроизволенное, произвольное. И все! Но это очень много: это психологический ответ на вечный философский вопрос о природе свободы и о том, как сделать ее основой жизни ребенка. Просто «предоставить, дать свободу» невозможно. Ее можно только породить, заново обрести в сотворчестве, как минимум, двух людей. Когда волевое усилие совпадает с творческим.

Из архива Владимира Кудрявцева
Из архива Владимира Кудрявцева

Елена Евгеньевна рассказывала, что однажды ее поразил ребенок, который, зная английский язык, вдруг заинтересовался немецкими мультфильмами. Проблемы нет: нетрудно найти перевод. Но это интересно. И он выучил немецкий язык, чтобы понимать немецкие мультики, самостоятельно, раз за разом просматривая их. Интерес к мультикам превратился в интерес к языку. Произошел знаменитый «сдвиг мотива на цель», как называл это Алексей Николаевич Леонтьев. Порой он бывает «судьбносным». Японский коллега и друг Елены Кравцовой Эйдзи Камия с молодости влюбился в Чехова, прежде всего в пьесу «Дядя Ваня». Стал учить русский язык. И что же? Сегодня профессор Камия – один из ведущих японских исследователей творчества Выготского и переводчик нескольких его трудов. Вот так люди и попадают в «зону дальнего развития», так уходят в ее «даль». Это вопрос судьбы, которую призывал изучать Выготский в психологии развития.

Игровое соучастие

Вернемся к игре. Елена Кравцова учила видеть детский замысел и смысл, оберегала спонтанную детскую игру от дидактизма и желания взрослых ее причесать, сделать «полезной», обращала внимание на сущностные, но часто невидимые с первого взгляда вещи. Или – предупреждала о риске превращения игры в то, что, по словам Елены Евгеньевны, очень напоминает игру, но полноценной игрой не является.

С Владимиром Кудрявцевым. 2019 г.
С Владимиром Кудрявцевым. 2019 г.
-5

Скажем, несложно научить даже маленького ребенка превратить кубик в лягушку, которая прыгает. Иногда кажется, что мы уже «играем». Вот лягушку захотела съесть цапля. Берем кубик побольше, а кубик поменьше для изображения лягушки должен прыгать быстрее или как-то «уворачиваться». Это посложнее, здесь уже есть сюжет. Но и этому можно научить путем показа. Но… игра – это не показ, показ – только часть игры. Чтобы играть – надо самому превратиться в лягушку, а не просто превратить в нее кубик. Вжиться в образ, в роль – этого не покажешь ребенку. Тем более, если не вживешься сам, допустим, став цаплей. Потом можно поменяться ролями. Или пусть волшебная лягушка (мы же играем!) станет в воображении огромным диплодоком. Вряд ли цапля рискнет им пообедать. А бывшей лягушке и упрыгивать никуда не надо. А еще массивный, но травоядный и добродушный диплодок может подружиться с цаплей и объяснить ей, что лягушек есть негоже. Потом ребенок сможет создавать такие ситуации не только по собственному замыслу, но и без участия взрослого. Но вначале должно быть оно – взрослое участие в игре, заинтересованное и живое.

Тут, конечно, многое зависит от возраста ребенка и соответствующего ему типа игры. Нельзя научиться играть сразу и во все. На протяжении дошкольного детства игра претерпевает колоссальные изменения, о которых подозревают не все взрослые. Елена Евгеньевна была первой, кто создал возрастную типологию детских игр и предложила способы их включения в жизнь детей и взрослых.

Красота детства и свобода «хулиганить»

Елена Кравцова одинаково трепетно относилась к своим учителям (в этом году 120-летний юбилей ее учителя А.В. Запорожца), ученикам и коллегам. Была удивительно предана дружбе. Умела влюбляться в учеников и влюблять их в детей. Трудно было сказать, где находится созданный ею Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, в Москве на Миуссах или в Подмосковье в ее доме в Верхнем Мячково, всегда полном людьми, с которыми она делала свое дело. «Правильный ответ»: и там, и там. Некоторые просто жили в подмосковным доме. А учеников он не только воспитывала, но и буквально «питала». Готовила прекрасно (а что она делала как-то иначе?). Помнила о всех днях рождениях. Чужие проблемы, которые надо срочно решить принимала как свои и решала. Ее хватало на все и на всех. Кроме себя.

С Геннадием Кравцовым
и Владимиром Кудрявцевым. Верхнее Мячково
С Геннадием Кравцовым и Владимиром Кудрявцевым. Верхнее Мячково
С американской последовательницей Выготского
и другом Дороти Роббинс. Верхнее Мячково, 2010 г.
С американской последовательницей Выготского и другом Дороти Роббинс. Верхнее Мячково, 2010 г.

Она помогала своим ученикам увидеть красоту детства. Достаточно было послушать любой ее доклад или лекцию – с таким жаром и восторгом она говорила о воображении, игре, общении детей. Всегда простыми словами и в самое сердце, протягивая взрослым руку и приглашая их в удивительный мир детства.

С ученицей Анной Якшиной
С ученицей Анной Якшиной
-9

Свобода «хулиганить», искриться спонтанностью и при этом смотреть в глубину, придумывать новые исследования и концепции (часть почти сходу), с жаром их отстаивать, продвигая идеи культурно-исторического подхода – вот, что всегда восхищало в Елене Евгеньевне, и что объединяло людей вокруг нее.

Только что вышла книга Г.Г. и Е.Е. Кравцовых
«Психология игры: культурно-исторический подход». 2017 г.
Только что вышла книга Г.Г. и Е.Е. Кравцовых «Психология игры: культурно-исторический подход». 2017 г.

Елена Евгеньевна не только говорила, что общение – главный источник развития, но и каждый день своим примером подтверждала этот тезис, общаясь со студентами, коллегами, поддерживая, вдохновляя, выступая посредником и Учителем, встреча с которым меняет жизнь раз и навсегда.

Дар делать подарки

-11

Елена Кравцова обладала еще одним чудесным даром – делать подарки. Оно обожала их делать и делала это (как и все остальное) талантливо. И в виде чувства, счастья сопричастности к династии, ставшей для многих из нас родной семьей. У нас родство по линии Елены Кравцовой. Думаю, что нас сотни.

Вот и на собственный юбилей Елена Евгеньевна сделал подарок нам. Не могла не сделать. В апреле издательство «Линка-Пресс» переиздало ее книгу «Воспитание волшебников». Первое издание вышло в 2019 года и почти сразу стало библиографической редкостью. 29 апреля 2025 года в режиме онлайн состоится вебинар-презентация книги, на который мы с удовольствием приглашаем наших читателей. Подробности здесь.

Анна Якшина

младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ

Владимир Кудрявцев

профессор Московского института психоанализа и Московского государственного психолого-педагогического университета, заместитель главного редактора журнала «Культурно-историческая психология»