Найти в Дзене

Энергетики в годы Великой Отечественной войны. Эссе Владимира Воробьева

Годы Великой Отечественной войны - это время подвигов не только на поле боя: в тылу, на производстве, у своего станка, рабочего стола, с ручкой, отвёрткой, молотком в руке люди каждый день проявляли героизм, приближая час Победы.
В преддверии праздника Великой Победы представляем вашему вниманию эссе участников конкурса кафедры электрооборудования ЛГТУ «Энергетики в годы Великой Отечественной войны»
В своём эссе студент кафедры электрооборудования Воробьев Владимир рассказал историю ДнепроГЭС, знаковой гидроэлектростанции СССР. Описываются разрушения плотины, а также попытка полного уничтожения станции немецкими оккупантами. Освещается послевоенное восстановление станции.
"ДнепроГЭС всегда был своеобразным рекламным плакатом в СССР. В принципе в 30-е так оно и было - крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, ударные темпы строительства. И если Волховстрой был ударным только в первые годы своей работы, то ДнепроГЭС оставался таковым и позднее.
Во время войны эти места

Годы Великой Отечественной войны - это время подвигов не только на поле боя: в тылу, на производстве, у своего станка, рабочего стола, с ручкой, отвёрткой, молотком в руке люди каждый день проявляли героизм, приближая час Победы.

В преддверии праздника Великой Победы представляем вашему вниманию эссе участников конкурса кафедры электрооборудования ЛГТУ «Энергетики в годы Великой Отечественной войны»

В своём эссе студент кафедры электрооборудования Воробьев Владимир рассказал историю ДнепроГЭС, знаковой гидроэлектростанции СССР. Описываются разрушения плотины, а также попытка полного уничтожения станции немецкими оккупантами. Освещается послевоенное восстановление станции.

-2

-3




"ДнепроГЭС всегда был своеобразным рекламным плакатом в СССР. В принципе в 30-е так оно и было - крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, ударные темпы строительства. И если Волховстрой был ударным только в первые годы своей работы, то ДнепроГЭС оставался таковым и позднее.

Во время войны эти места были ареной ожесточенных боев. При отступлении советские войска взорвали кусок плотины. В начале Великой Отечественной войны плотина ДнепроГЭСа была разрушена, и оборудование машинного зала уничтожено. "В августе 1941г. немецкие войска, заняв правый берег Днепра и остров Хортицу, рвались к Запорожью, где в это время шла эвакуация заводов. Чтобы не допустить врага, советское командование приняло решение 18 августа взорвать проезжую часть плотины у правого берега и мост через Новый Днепр. Огромная волна снесла немецкие переправы. К сожалению, в плавневой зоне острова Хортицы находилось значительное количество советских бойцов, которые не успели переправиться на левый берег, они также были снесены водой". Взрыв 20 тонн аммонала вызвал многометровую волну, оборудование машинного зала уничтожено. Исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой, но освобождены после вмешательства их руководства. Решение о подрыве Днепрогэс принимал в обстановке совершенной секретности сам маршал Буденный, командующий Юго-Западным фронтом.

Однако вопреки подпитанной госдеповскими грантами западной пропаганде, сделано все было крайне грамотно. Например, благодаря правильно выбранному месту взрыва высота волны составила всего 1 метр. Никаких "огромных жертв среди советских солдат и непредупрежденного мирного населения" такая волна вовсе не повлекла. к октябрю 1943 года немцы сдавали свои позиции на Украине. В ночь с 12 на 13 октября 1943 года Красная армия начала наступление, а уже в ночь с 13 на 14 начался штурм города. В этой ситуации немецкое командование принимает решение о взрыве плотины. Задача состояла в том, чтобы снести взрывом всю плотину. В ночь с 14 на 15 октября генерал Макензен отдает приказ о взрыве плотины. Но советским саперным группам удалось повредить часть проводки, соединявшей заряды. В результате была взорвана только часть плотины. Всего внутрь сооружений ГЭС было заложено около 300 тонн взрывчатки. Причем советским саперам тогда героически удалось обезвредить часть проводов и взрывчатки. Спасти ГЭС от полного уничтожения фашистами [3].
После войны проект восстановления Запорожья и станции возглавлял В. А. Веснин. При его консультациях возрождением комплекса занимался один из авторов проекта Г. Орлов. В течение 1944-1945 годов был восстановлен мост через шлюз. Летом 1945г. в своем довоенном виде был восстановлен аванкамерный мост

Окончательно восстановить Днепрогэс советским людям удалось лишь после Великой Отечественной - к 1950-му года. Причем восстанавливали ГЭС те же люди, что прежде занимались и его строительством. А потому ребята не просто постарались, но и перестарались, значительно увеличив мощности Днепрогэса.

В заключение, можно сказать, что восстановление Днепрогэса – это яркий пример мужества, героизма и самоотверженности советского народа. Это символ возрождения из руин, веры в светлое будущее и неоценимого вклада энергетиков в Победу в Великой Отечественной войне. Возрождение Днепра стало не только триумфом инженерной мысли, но и символом непоколебимой воли к жизни и восстановлению страны."

-4