Найти в Дзене

Туфелька и пустая могила. О судьбе летчицы Варвары Ляшенко

В тот день она, как обычно, рано встала. Тишина короткого утра пахла весной и тревогой. Варвара Ляшенко держала на руках своего малыша — крошечного сына, рожденного посреди войны, между воздушными тревогами и боями. Она кормила его грудью, прижимая к себе так, будто могла уберечь своим теплом от всей этой безумной, кровавой войны. Малыш всхлипывал, сопел, цеплялся к матери крошечными пальчиками. А потом Варя, аккуратно уложив сына в самодельную люльку, поправила на себе летную форму, быстро натянула шлем, взяла карту, бегло поцеловала кроху в макушку и направилась к самолету. Третий боевой вылет за день. Как оказалось — последний. На рассвете над станицей Нижнебаканской ее Ил-2 был сбит зенитным огнем врага. Самолет загорелся и рухнул в районе высоты 118. Варя погибла, не успев выпрыгнуть с парашютом. Ее тело долго не могли найти. Уже в наше время удалось обнаружить только обгоревшие обломки машины... И среди обломков — маленькая довоенная туфелька 35-го размера. Так она ушла в небо н
Оглавление

В тот день она, как обычно, рано встала. Тишина короткого утра пахла весной и тревогой. Варвара Ляшенко держала на руках своего малыша — крошечного сына, рожденного посреди войны, между воздушными тревогами и боями. Она кормила его грудью, прижимая к себе так, будто могла уберечь своим теплом от всей этой безумной, кровавой войны. Малыш всхлипывал, сопел, цеплялся к матери крошечными пальчиками.

А потом Варя, аккуратно уложив сына в самодельную люльку, поправила на себе летную форму, быстро натянула шлем, взяла карту, бегло поцеловала кроху в макушку и направилась к самолету.

Третий боевой вылет за день. Как оказалось — последний.

На рассвете над станицей Нижнебаканской ее Ил-2 был сбит зенитным огнем врага. Самолет загорелся и рухнул в районе высоты 118. Варя погибла, не успев выпрыгнуть с парашютом. Ее тело долго не могли найти.

Уже в наше время удалось обнаружить только обгоревшие обломки машины... И среди обломков — маленькая довоенная туфелька 35-го размера.

Так она ушла в небо навсегда, оставив сына, которому суждено было вырасти без матери.

Картина современного автора
Картина современного автора

Короткое семейное счастье

Варвара Ляшенко родилась в 1917 году в городе Николаеве. С юности мечтала о небе: аэроклуб, потом — Херсонская авиашкола летчиков-инструкторов Осоавиахима. Она была не просто красивой — глаза, ясные, как весеннее небо, искрились живой энергией и упрямством.

На момент начала войны Варвара уже была опытным летчиком-инструктором в 22-й школе обучения пилотов в Алма-Ате. Там она встретила свою любовь — такого же неравнодушного к небу летчика Алексея Орехова. Их союз был молниеносным и искренним: вместе на земле, вместе — в мечтах о подвигах.

Летом 1942 года родился их сын. Короткое счастье длилось недолго: Алексей Орехов погиб в августе 1942 года на фронте, совершив более 50 боевых вылетов и получив боевые награды. Его смерть стала для Варвары нестерпимой болью — и одновременно решением: идти в бой самой, чтобы заменить собой мужа.

В. Ляшенко
В. Ляшенко

Мадонна женского авиаполка

Ей удается сделать практически невозможное: Варвара, с грудным младенцем на руках, добилась перевода на фронт. Сначала — самолеты связи У-2. Под огнем, на предельно малой высоте, она возила офицеров, важные донесения, медикаменты.

Ее мать, Дарья Игнатьевна, и младшая сестра Александра, вместе с девушками-оружейницами, ухаживали за малышом, пока Варя была в небе. Молодая мать успевала кормить сына между вылетами, а потом снова — в небо. Словно парила между двумя мирами: жизнью, воплощенной в сыне, и смертью, которую несла врагу.

Командиры запоминали ее как миловидную, тихую, но полную внутреннего огня женщину. После гибели мужа Варя добилась возможности летать на Ил-2 — тяжелом бронированном штурмовике, который называли «летающим танком».

Алма-Ата, 1941 год. Инструктор Варвара Ляшенко.
Алма-Ата, 1941 год. Инструктор Варвара Ляшенко.

Огонь и сталь

В январе 1943 года Варвара становится полноценным штурмовиком. За месяц совершает 10 боевых вылетов, из которых четыре — в роли ведущего звена. Это значит — вести за собой других, отвечать за них.

Маршал авиации Н.М. Скоморохов вспоминал Варвару так:

После взлета я всегда слышал ее звонкий, ровный голос по радио: «Скоморох, подойди поближе: надежней будет прикрытие». И я с радостью выполнял ее просьбу...

Ее полк участвовал в освобождении Краснодарского края. Белореченская, Майкоп, тяжелые бои на «Голубой линии» — Варя везде была в первых рядах.

В апреле 1943 года командир 502-го штурмового авиаполка подполковник Смирнов представил Ляшенко к награждению орденом Боевого Красного Знамени. В наградном листе значилось:

«Будучи молодой летчицей, единственной женщиной, летающей на Ил-2, она показывает образцы мужества, водит свое звено в бой с оголтелым фашизмом».

Падение в небе

3 мая 1943 года — день, ставший последним для Варвары. Первый боевой вылет прошел успешно. Во втором погиб ее воздушный стрелок.

И на третий вылет Варя пошла одна.

Ил-2 Варвары Ляшенко был сбит огнем зениток. Самолет загорелся и рухнул на вражеской территории. Ее тело найти не удалось. Родные позже установили кенотаф на Всесвятском кладбище Краснодара.

Могила В. Ляшенко
Могила В. Ляшенко

Эхо через поколения

Сына Варвары воспитала ее сестра Александра. Мальчик вырос достойным человеком. Он гордился матерью, которую не помнил, но любил всей душой. Свою дочь он назвал в честь матери — Варварой.

Сегодня за могилой Варвары Ляшенко ухаживают ученики краснодарской школы № 6 имени генерала Василия Маргелова. В их школьном музее хранятся летный шлем и полевая сумка Варвары, переданные сестрой.

Когда-то нежная и решительная молодая женщина кормила грудью младенца и шла в небо сражаться за Родину.

И, кажется, она и сегодня продолжает оберегать нас с высоты.

-6