Найти в Дзене
Первый Автомобильный

Главные недостатки ВАЗ-2101, на которые жаловались многие водители в СССР

Оглавление

Знаете, что самое интересное в истории создания "копейки"? То, как обычный итальянский Fiat 124 превратился в культовый советский автомобиль. И превращение это было похоже на настоящий детектив — с участием разведчиков, писателей и даже президентов.

Все началось с того, что СССР срочно нужен был современный народный автомобиль. Выбор стоял между французским Renault и итальянским Fiat. И хотя отношения с Францией в начале 60-х были теплее (Хрущеву даже подарили спортивный Renault Floride во время визита), победил все-таки Fiat.

Почему? А потому что итальянцы предложили не просто лицензию на автомобиль, а целый завод "под ключ". Да еще и с такими кредитными условиями, что даже Косыгин удивился. Вместо обычных 7-8% годовых удалось выбить 5,6%. Правда, для этого пришлось пустить слух, что СССР все-таки может договориться с Renault. Чистой воды блеф, но сработало!

Переговоры шли на самом высоком уровне. В них участвовали не только чиновники и инженеры, но даже писательница Мариэтта Шагинян — кавалер двух орденов Ленина. А сопровождал ее в Италии корреспондент "Известий" Леонид Колосов, который, как выяснилось позже, был резидентом КГБ.

Но самое главное началось, когда дело дошло до самого автомобиля. Наши инженеры сразу поняли — итальянская машина для советских дорог не годится. Нужно переделывать практически все: от двигателя до подвески.

Итальянцы, конечно, упирались. Еще бы — их Fiat 124 только что признали автомобилем года в Европе! Но наши специалисты настояли на своем. В результате от оригинального Фиата в "копейке" осталась разве что общая концепция да внешний вид. А вот начинка стала совершенно другой.

Даже мотор пришлось делать заново — вместо нижневального итальянского агрегата спроектировали совершенно новый двигатель с верхним расположением распредвала. Его же потом можно было модернизировать, что и делали на протяжении всей истории модели.

За что советские водители полюбили "копейку"

Знаете, почему ВАЗ-2101 стал настоящей легендой? Не потому, что был первым массовым автомобилем — "Москвич" с "Запорожцем" появились намного раньше. И даже не потому, что был самым надежным — тут тоже можно поспорить. А потому, что это была первая действительно современная машина, которую не стыдно было поставить рядом с иномаркой.

-2

Вот смотрите: берем обычный итальянский Fiat 124, вроде бы неплохой автомобиль, даже титул "Европейского автомобиля года" получил. Но для наших условий — просто игрушка. Низкий клиренс, нежная подвеска, двигатель, который при минус двадцати даже не пытается заводиться...

И тут за дело берутся наши инженеры. Первым делом выкинули этот капризный итальянский мотор с нижним распредвалом. Вместо него сделали совершенно новый движок — с верхним валом, усиленным блоком и увеличенным расстоянием между цилиндрами. Мощность подняли до 64 лошадей, но главное — он заводился в любой мороз!

А еще подняли клиренс на целых 30 миллиметров. Казалось бы, что такое три сантиметра? А вот владельцы "Жигулей" прекрасно знали — разница между "проехал" и "сел на брюхо". Подвеску тоже переделали, причем по-серьезному: спереди усилили все что можно, а сзади вместо трех штанг поставили пять, как на спортивном FIAT 124 Spider.

Самое интересное, что даже тормоза пришлось менять. Итальянцы очень гордились своими задними дисками, но в наших условиях они оказались бесполезны — грязь, соль, да и обслуживать сложнее. Поставили обычные барабаны, и, знаете что? Правильно сделали!

-3

А вот в салоне все оставили почти как у итальянцев. И правильно — зачем менять то, что и так хорошо? Удобные сиденья, понятные приборы, печка, которая реально греет зимой. По тем временам — просто космос! Особенно если сравнивать с "Москвичом" или "Запорожцем".

Но самая главная фишка "копейки" — это ее универсальность. На ней и на рынок за картошкой, и на юг к морю, и на дачу с полным багажником рассады. А уж сколько строительных материалов перевезли в этих машинах — страшно представить! Нет, конечно, это было уже издевательство над техникой, но ведь выдерживала!

Даже название автомобиля выбирали всем народом. В журнал "За рулем" пришло почти 60 тысяч писем с предложениями. Чего там только не было: "Фиалка", "Сокол", "Мечта"... Кто-то даже предлагал назвать "Мемориал" — все-таки к 100-летию Ленина готовились. Но победили "Жигули", хотя на экспорт все равно пошла "Лада" — иностранцам слово "жигули" показалось слишком похожим на "жиголо".

А теперь о грустном

Знаете, в чем главное отличие иностранных владельцев "Жигулей" от наших? Иностранцы считали ВАЗ-2101 надежным и неприхотливым автомобилем, а наши — постоянно жаловались на поломки. И дело тут не в качестве сборки, а в подходе к обслуживанию.

-4

Условный англичанин каждые 10 тысяч километров вез свою "Ладу" на сервис, где ему не только меняли масло, но и проводили полную диагностику. А наш человек? В лучшем случае сам менял масло с фильтром, да и то не всегда вовремя. А потом удивлялся, почему машина преподносит "сюрпризы".

Но были у "копейки" и реальные конструктивные недостатки. Вот, например, самая известная проблема — открытый снизу двигатель. Казалось бы, мелочь? А вот и нет! Стоило съехать на грунтовку, и любой камень мог пробить поддон картера. Защиты не было никакой — просто тонкий металл и... привет, капитальный ремонт.

А вот еще классика жанра — шаровые опоры в передней подвеске. Их выход из строя всегда случался неожиданно, причем обычно на повороте. Колесо частично вываливалось из арки, и машина просто останавливалась. И хорошо, если это происходило в городе, а если где-нибудь на трассе? Эвакуаторов тогда не было, так что меняли шаровую прямо на месте поломки.

Но настоящим кошмаром владельцев был краник отопителя. Казалось бы, такая простая деталь, а сколько нервов попортила! За лето, пока отоплением не пользовались, резиновая мембрана в кранике рассыхалась. А осенью, когда включали печку — рвалась. И тосол красиво тек прямо в салон.

-5

Самое обидное, что краник этот располагался под "бардачком", и чтобы его заменить, приходилось работать вниз головой. Причем узнавали о проблеме обычно внезапно — когда в салоне уже появлялась приличная лужа антифриза.

Были претензии и к амортизаторам — они довольно быстро приходили в негодность на наших дорогах. А учитывая, что большинство владельцев использовали "копейку" как грузовик, нагружая ее по полной, ресурс подвески сокращался в разы.

Но знаете, что самое интересное? Несмотря на все эти недостатки, "копейку" все равно любили. И не просто любили — в 2000 году ее признали лучшим автомобилем СССР XX века! Как такое возможно?

Почему же все-таки "копейка" стала легендой

Знаете, что самое удивительное в истории ВАЗ-2101? То, как автомобиль с кучей недостатков стал настоящей легендой. И дело тут не в том, что выбора особо не было — те же "Москвичи" продавались вполне свободно. А в том, что "копейка" оказалась именно тем автомобилем, который был нужен стране.

-6

Вот смотрите: да, двигатель был практически открыт снизу и любой камень мог пробить поддон. Но зато этот мотор можно было починить буквально на коленке — конструкция простая, запчасти доступные, даже капремонт делали в гаражных условиях.

Да, шаровые летели неожиданно, но их можно было купить про запас и возить с собой. А замена занимала час-полтора даже у не самого опытного механика. Сейчас, кстати, многие современные машины вообще не предполагают ремонта подвески в дорожных условиях.

С краником отопителя история вообще забавная — владельцы быстро научились менять резиновую мембрану заранее, по осени. Благо стоила она копейки, а замена занимала минут двадцать. Хотя, конечно, поза "вниз головой" оптимизма не добавляла.

И ведь что характерно: все эти недостатки не мешали "Жигулям" становиться по-настоящему членами семьи. На них ездили на юг к морю за тысячи километров, возили детей в школу, мотались за грибами, перевозили неподъемные грузы для дачного строительства...

А еще "копейка" научила целое поколение советских людей водить, чинить и обслуживать автомобиль. Причем не абы как, а по-настоящему, с пониманием процесса. Потому что без этого понимания далеко не уедешь.

Может быть, именно поэтому в 2000 году ВАЗ-2101 и признали лучшим автомобилем СССР XX века? Ведь "копейка" была не просто машиной — она была школой жизни, пропуском в мир автомобилистов, источником радостей и проблем одновременно.

-7

Сейчас, конечно, все это кажется наивным. В эпоху надежных иномарок с гарантией на 5-7 лет разговоры про самостоятельную замену шаровых где-нибудь на обочине вызывают улыбку. Но знаете что? Может, именно этого драйва, этого чувства единения с автомобилем нам сегодня и не хватает?

А что думаете вы о "копейке"? Был ли у вас такой автомобиль? И какие истории, связанные с ним, запомнились больше всего? Пишите в комментариях!