Найти в Дзене

Путеводитель по «Некрополю XVIII века» в Санкт-Петербурге. Часть вторая

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Поскольку опубликованная мною вчера статья вызвала интерес с вашей стороны и пожелания продолжить цикл, с удовольствием иду вам на встречу и предлагаю вторую часть краткого путеводителя по «Некрополю XVIII века» - музею под открытым небом с точным указанием мест захоронений россиян, многие из которых оставили заметный след в истории культуре России, а большинство надгробий являются выдающимися образцами мемориального искусства 18 – 19 веков. Видный российский дипломат, член Коллегии иностранных дел. Один из первых 36 российских академиков. Был ближайшим помощников Никиты Панина, близким другом Петра Завадовского и Александра Безбородко. Вошёл в историю под прозвищем Меньшой, но с чем это связано я лично не знаю. Может быть, среди вас мои уважаемые читатели найдется знаток истории? Занимал высокое положение при дворе Екатерины Великой. Именно Бакунин был автором одобренного и подписанного императрицей «наставления Потемкину о пр
Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Поскольку опубликованная мною вчера статья

вызвала интерес с вашей стороны и пожелания продолжить цикл, с удовольствием иду вам на встречу и предлагаю вторую часть краткого путеводителя по «Некрополю XVIII века» - музею под открытым небом с точным указанием мест захоронений россиян, многие из которых оставили заметный след в истории культуре России, а большинство надгробий являются выдающимися образцами мемориального искусства 18 – 19 веков.

Бакунин Петр Васильевич (1734–1786)

Портрет работы Левицкого. 1780 год
Портрет работы Левицкого. 1780 год

Видный российский дипломат, член Коллегии иностранных дел. Один из первых 36 российских академиков. Был ближайшим помощников Никиты Панина, близким другом Петра Завадовского и Александра Безбородко.

Вошёл в историю под прозвищем Меньшой, но с чем это связано я лично не знаю. Может быть, среди вас мои уважаемые читатели найдется знаток истории?

Занимал высокое положение при дворе Екатерины Великой. Именно Бакунин был автором одобренного и подписанного императрицей «наставления Потемкину о присоединении Крыма» (1777 г.).
Скончался Петр Васильевич Бакунин 16 (27) мая 1786 года и был похоронен на Лазаревском кладбище.
Надгробие на его могиле достаточно необычно для Петербургских некрополей, во всяком случае православных.

Оно представляет собой яркий образец итальянской мемориальной скульптуры, традиции которой зародились в Эпоху Возрождения.
Саркофаг из белого мрамора с четырехскатной съемной крышкой имеет четыре ножки, искусно вырезанные в виде львиных лап, которые в свою очередь установлены на прямоугольном постаменте, торцы которого украшены гербами в овальных филенках.

-2

Саркофаг был изготовлен в Италии по заказу графа Александра Романовича Воронцова (1741–1805), сенатора президента коммерц-коллегии и родственника покойного.
Памятник является уменьшенной копией работы знаменитого итальянского скульптора 17 века Джованни Лоренцо Бернини

На схеме размещённой в конце статьи Захоронение Бакунина обозначено цифрой 7.

Балк-Полев Павел (Петр) Федорович (1689–1743)

Выходец из семьи обрусевших немцев, некогда проживавших в знаменитой московской Кукуй слободе, где, как известно любил проводить время юный царь Петр Алексеевич.
Отец Петра Балка Фридрих фон Балькен, вошедший в русскую историю, как сподвижник Петра I генерал-поручик, Федор Николаевич Балк женился на Модесте Монс, старшей сестре небезызвестной Анны. Соответственно их старший сын Петр при крещении в православие получивший имя Павел был племянником юношеской любви царя. Свою вторую фамилию он приобрел при женитьбе на Марии Фёдоровне Полевой. Практика соединения фамилий мужа и жены была достаточно распространена, если род пресекался.

Павел Балк участвовал в Северной войне и зарекомендовал себя храбрым офицером.

С 1717 года находится при высочайшем дворе, чему по всей видимости содействовал его дядюшка Виллим Монс бывший, как известно адъютантом императора Петра Алексеевича и «сердечным другом» императрицы Екатерины I. В 1724 году Балк – Полев был пожалован в камергеры. Осенью того же года связь матушки императрицы и молодого Монса была раскрыта и беспутный братец бывшей государевой возлюбленной, был казнен.

Не обошли стороной беды и его родственников. Матушка камергера Балк – Полева Матрена Ивановна Балк была публично бита кнутом и выслана в Тобольск. Сам же Павел Федорович Балк – Полев разжалован в капитаны и отправлен в действующую армию, воевавшую в Персии под командованием генерала Матюшкина. Вместе с ним отправился его младший брат Петр, служивший пажом при императрице.

Сразу же после смерти Петра Великого произошедшую, как известно в январе 1725 года, указом императрицы Екатерины Алексеевны, Матрена Балк была возвращена с дороги в Сибирь и поселилась в Москве, а сыновья её Павел и Петр отозваны из Персидского похода и восстановлены в прежних чинах при дворе.

В дальнейшем Павел Фёдорович Балк – Полев, сколь ни будь заметной роли, в русской истории не сыграл, но служил исправно.

При Анне Иоанновне был произведён в тайные советники и пожалован домом «в 34 покоя» на Большой улице, получившей в дальнейшем название Миллионная.
Позже Балк - Полев снес деревянный особняк и купив ещё два участка построил каменный особняк по проекту Ивана Коробова.

-3

В последующие годы дом много раз менял своих владельцев В 1857 году весь участок был выкуплен в казну и под руководством придворного архитектора Андрея Штакеншнейдера в начале 1860-х годов был перестроен под служебный корпус и конюшенный двор Ново-Михайловского дворца, построенного в это же время к свадьбе великого князя Михаила Николаевича и баденской принцессы и маркграфини Цецилии Августы.

С начала 20-х годов 20-го века в доме были обычные питерские коммуналки. Сегодня здание выглядит вот так

-4

Но давайте вернемся к истории Павла Федоровича Балка – Полева.

Как свидетельствует надпись на чугунной надгробной плите:

«Лета с Рождества Христова 1743 года сентября 4 дня преставился раб Божий генерал-лейтенант и действительной камергер и ковалер Петр Федорович Балк-Полев при святом крещении наречен Павел а родился пополудни в половине 6 часа 1689 году мая 8 дня жития его было 52 года 3 месяца 27 дней погребен того сентября 10 дня на сем месте».
-5

Сама надгробная плита представляет собой пример художественного чугунного литья 18 века. В верхней части плиты изображен герб рода Балк – Полевых. В нижней части череп с перекрещенными костями. У многих сегодня данный символ на могиле вызывает недоумение, поскольку ассоциируется главным образом с пиратами, анархистами или знаком «Не влезай, убьет».

В действительности символ, череп с перекрещенными костями является христианским и носит именование «Адамова глава» (или голова). Согласно преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа.

«Кровь Спасителя омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения».

Таким образом, изображение черепа на надгробии имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.

На схеме размещённой в конце статьи захоронение Балк – Полева обозначено цифрой 8.

Батюшкова Александра Григорьевна (1760–1795)

Урожденная Бердяева. Жена Вологодского губернского прокурора Николая Львовича Батюшкова, мать пятерых его детей, среди которых наиболее известным стал Константин Николаевич Батюшков (1787–1855) – выдающийся русский поэт, один из основоположников романтизма в русской литературе. Считается поэтическим предшественником А. С. Пушкина.
К сожалению жизнь этой женщины оборвалась в 35 лет.

В 1791 году после рождения младшей дочери Вареньки у матери начались приступы душевного расстройства, в дальнейшем перешедшие в тяжелое психическое заболевание.

Николай Львович Батюшков, был вынужден по семейным обстоятельствам подать в отставку, и повез жену в Петербург, где надеялся, её вылечат. Три старших дочери были устроены в пансион, а Константин и его младшая сестра остались с дедушкой и бабушкой.

В 1795 году Александра Григорьевна скончалась и была похоронена на Лазаревском кладбище. Над её могилой безутешный супруг установил памятник в виде вазы из белого мрамора на постаменте

-6

Надпись на плите гласит:

“Добродетельной супруге в знак любви, истинного почитания воздвиг сей памятник оплакивающий невозвратно ее Николай Батюшков купно с детьми своими, 1795”.

На схеме размещённой в конце статьи захоронение матушки поэта Батюшкова обозначено цифрой 9.

Бек Иван Александрович (1807–1842)

Карл Брюллов. Портрет поэта Ивана Александровича Бека
Карл Брюллов. Портрет поэта Ивана Александровича Бека

Талантливый русский поэт и переводчик, чей талант не успел раскрыться в полной мере.

Как и большинство литераторов того времени совмещал творчество с государственной службой.
Служил по дипломатическому ведомству в чине надворного советника.
Как поэт печатался в «Московском Наблюдателе», «Литературных прибавлениях к Русскому Инвалиду», «Библиотеке для чтения», пушкинском «Современнике» и «Утренней заре». Известен своими переводами книги Вергилия «Буколики» и «Фауста» Гёте.
Скончался Иван Александрович Бек 23 апреля (5 мая) 1842 года. По свидетельству родственников, причиной смерти совсем ещё молодого человека, 34 лет от роду стало внезапное психическое заболевание.

Надгробие выполнено в виде саркофага из белого мрамора, на торце которого находится мастерски выполнение горельефное изображением головы Христа в терновом венце, словно напоминающим о трагической судьбе этого одаренного человека.

-8

На боковой грани имеется эпитафия:

«Скорбящие родители незабвенному сыну бывшему последним утешением их жизни».
-9

На схеме захоронение Ивана Александровича Бека обозначено цифрой 10.

Белосельский-Белозерский Александр Михайлович (1752-1809)

-10

Видный государственный и общественный деятель, оставивший заметный след в истории и культуре России. Происходил из древнего рода князей Белосельских. Сын вице-адмирала, генерал-кригс-комиссара флота Михаила Андреевича Белосельского.

Вторую часть фамилии получил после того, как указом императора Павла I был пожалован в родовые командоры Мальтийского ордена, с обязательным прибавлением к своей фамилии прозвания «Белозерский» и дабы впредь все потомки его писались князьями Белосельскими-Белозерскими.

Первая жена князя Варвара Яковлевна Белосельская, урожденная Татищева скончалась в Турине, где супруг находился по делам дипломатической службы, и была похоронена на кладбище Сан-Пьетро-ин-Винколи.

В сентябре 1795 года князь Белосельский женился во второй раз. Его избранницей стала Анна Григорьевна Козицкая (1773—1846) внучка
И. С. Мясникова, уральского горнопромышленника, одного из богатейших людей в России того времени. На полученные за женою в наследство деньги Александр Михайлович полностью перестроил купленный им у князя Разумовского дом на углу Невского и Фонтанки и в итоге получился знаменитый дворец Белосельских-Белозерских, давно уже ставший одним из символов Петербурга

-11

Нужно сказать, что нынешний дворец Белосельских - Белозерских сильно отличается от того, что существовал первоначально, поскольку неоднократно перестраивался. Но это, как говорится совсем другая история. Мы с вами мои уважаемые читатели обязательно побываем в нем и полюбуемся великолепными интерьерами, но сейчас давай те вернемся к главной теме сегодняшней экскурсии.

князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский скончался 26 декабря 1809 года. Был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Его безутешная супруга повелела воздвигнуть над могилой мужа скульптурную композицию в виде портала символизирующего переход из одного мира в другой.

-12

В центре – фигура скорбящей женщины, сидящая у постамента с урной. Скорее всего, это именно Анна Григорьевна Козицкая. У её коленей – младенец, слева ребенок постарше. Третья детская фигура ещё левее на фоне композиции из щита с княжеским гербом и атрибутов наук и искусств, которым, как известно, был не чужд покойный. Я не берусь ничего утверждать, но мне кажется, что вполне логично было бы предположить, что это дети Александра Михайловича и Анны Григорьевны, которые на момент смерти отца были в весьма нежном возрасте. А вот стоящая справа фигура девушки в длинном одеянии, с прижатыми к груди руками, как мне кажется символичное изображение любви к отцу трех дочерей от первого брака.

-13

Эпитафию, выбитую над многофигурной композицией:

Пусть Клио род его от Рюрика ведет;
Поэт, к достоинству любовью привлеченный,
С благоговением на камень сей кладет
Венок, слезами Муз и дружбы орошенный.

Написал поэт И. И. Дмитриев, основоположник русского сентиментализма.

Автор проекта данного мемориального сооружения архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон, скульптор Иосиф Камберлен (1756—1821)

В 1846 году рядом с супругом упокоилась

Белосельская-Белозерская Анна Григорьевна (1773–1846)

Портрет работы художницы Виже-Лебрён Мари Элизабет Луизы
Портрет работы художницы Виже-Лебрён Мари Элизабет Луизы

Статс-дама. Одна из дочерей личного секретаря императрицы Екатерины II Г. В. Козицкого (1724–1775). Вторая жена князя А. М. Белосельского-Белозерского.

Скончалась в феврале 1846 года. Её сын генерал-майор Эспер Александрович Белосельский-Белозерский заказал для матери надгробие знаменитому скульптору Ивану Петровичу Витали.

Тот создал по-настоящему величественное сооружение из бронзы и гранита

-15

В центральной части мы видим выпаленную с огромным мастерством композицию, представляющую собой портал, через который Богоматерь в сиянии, принимает душу покойной. На заднем плане видны лики Святой Троицы, ангелов и херувимов. На переднем плане – коленопреклоненный священник и лежащий ниц монах.

-16

В целом композиция производит невероятно сильное впечатление.

На схеме эти два величественных монумента отмечены номерами 11 и 12.

Бем Надежда Степановна (1799–1856)

На могиле этой женщины о которой не сохранилось никаких сведений кроме того, что она была женой статского советника П.М. Бёма установлен один из самых интересных памятников «Некрополя 18 века».

-17

Такой вид надгробия называется сенью и в большей степени характерен для мемориальных сооружений более позднего периода, конца 19 начала 20 века.

Поскольку кроме надписи на гранитной колонне, установленной на постаменте:

«Супруга Статского Советника Надежда Степановна Бемъ. Родилась 2 го января 1799 года скончалась 31 го мая 1856 года».

имеются так же надписи:

«Варвара Петровна Оппенгеймъ сконч. 9 Iюня 1886 г.»

и

«Эдуардъ Михайловичъ Оппенгеймъ сконч. 27 мая 1909 года».

можно предположить, что сень в виде грота, сложенная из туфа, была возведена лет через 50 после кончины Надежды Степановны Бём. Кем были похороненные вместе с ней Опенгеймы и в какой степени родства они находились неизвестно, но вот памятник на их общей могиле весьма необычен и интересен сочетанием двух стилей – классики и модерна.

На расположенной ниже схеме «Некрополя XVIII века» это захоронение отмечено №13.

-18

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. На всякий случай ещё раз размещаю ссылку на предыдущую статью цикла.

Всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт-Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.