Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Поскольку опубликованная мною вчера статья
вызвала интерес с вашей стороны и пожелания продолжить цикл, с удовольствием иду вам на встречу и предлагаю вторую часть краткого путеводителя по «Некрополю XVIII века» - музею под открытым небом с точным указанием мест захоронений россиян, многие из которых оставили заметный след в истории культуре России, а большинство надгробий являются выдающимися образцами мемориального искусства 18 – 19 веков.
Бакунин Петр Васильевич (1734–1786)
Видный российский дипломат, член Коллегии иностранных дел. Один из первых 36 российских академиков. Был ближайшим помощников Никиты Панина, близким другом Петра Завадовского и Александра Безбородко.
Вошёл в историю под прозвищем Меньшой, но с чем это связано я лично не знаю. Может быть, среди вас мои уважаемые читатели найдется знаток истории?
Занимал высокое положение при дворе Екатерины Великой. Именно Бакунин был автором одобренного и подписанного императрицей «наставления Потемкину о присоединении Крыма» (1777 г.).
Скончался Петр Васильевич Бакунин 16 (27) мая 1786 года и был похоронен на Лазаревском кладбище.
Надгробие на его могиле достаточно необычно для Петербургских некрополей, во всяком случае православных.
Оно представляет собой яркий образец итальянской мемориальной скульптуры, традиции которой зародились в Эпоху Возрождения.
Саркофаг из белого мрамора с четырехскатной съемной крышкой имеет четыре ножки, искусно вырезанные в виде львиных лап, которые в свою очередь установлены на прямоугольном постаменте, торцы которого украшены гербами в овальных филенках.
Саркофаг был изготовлен в Италии по заказу графа Александра Романовича Воронцова (1741–1805), сенатора президента коммерц-коллегии и родственника покойного.
Памятник является уменьшенной копией работы знаменитого итальянского скульптора 17 века Джованни Лоренцо Бернини
На схеме размещённой в конце статьи Захоронение Бакунина обозначено цифрой 7.
Балк-Полев Павел (Петр) Федорович (1689–1743)
Выходец из семьи обрусевших немцев, некогда проживавших в знаменитой московской Кукуй слободе, где, как известно любил проводить время юный царь Петр Алексеевич.
Отец Петра Балка Фридрих фон Балькен, вошедший в русскую историю, как сподвижник Петра I генерал-поручик, Федор Николаевич Балк женился на Модесте Монс, старшей сестре небезызвестной Анны. Соответственно их старший сын Петр при крещении в православие получивший имя Павел был племянником юношеской любви царя. Свою вторую фамилию он приобрел при женитьбе на Марии Фёдоровне Полевой. Практика соединения фамилий мужа и жены была достаточно распространена, если род пресекался.
Павел Балк участвовал в Северной войне и зарекомендовал себя храбрым офицером.
С 1717 года находится при высочайшем дворе, чему по всей видимости содействовал его дядюшка Виллим Монс бывший, как известно адъютантом императора Петра Алексеевича и «сердечным другом» императрицы Екатерины I. В 1724 году Балк – Полев был пожалован в камергеры. Осенью того же года связь матушки императрицы и молодого Монса была раскрыта и беспутный братец бывшей государевой возлюбленной, был казнен.
Не обошли стороной беды и его родственников. Матушка камергера Балк – Полева Матрена Ивановна Балк была публично бита кнутом и выслана в Тобольск. Сам же Павел Федорович Балк – Полев разжалован в капитаны и отправлен в действующую армию, воевавшую в Персии под командованием генерала Матюшкина. Вместе с ним отправился его младший брат Петр, служивший пажом при императрице.
Сразу же после смерти Петра Великого произошедшую, как известно в январе 1725 года, указом императрицы Екатерины Алексеевны, Матрена Балк была возвращена с дороги в Сибирь и поселилась в Москве, а сыновья её Павел и Петр отозваны из Персидского похода и восстановлены в прежних чинах при дворе.
В дальнейшем Павел Фёдорович Балк – Полев, сколь ни будь заметной роли, в русской истории не сыграл, но служил исправно.
При Анне Иоанновне был произведён в тайные советники и пожалован домом «в 34 покоя» на Большой улице, получившей в дальнейшем название Миллионная.
Позже Балк - Полев снес деревянный особняк и купив ещё два участка построил каменный особняк по проекту Ивана Коробова.
В последующие годы дом много раз менял своих владельцев В 1857 году весь участок был выкуплен в казну и под руководством придворного архитектора Андрея Штакеншнейдера в начале 1860-х годов был перестроен под служебный корпус и конюшенный двор Ново-Михайловского дворца, построенного в это же время к свадьбе великого князя Михаила Николаевича и баденской принцессы и маркграфини Цецилии Августы.
С начала 20-х годов 20-го века в доме были обычные питерские коммуналки. Сегодня здание выглядит вот так
Но давайте вернемся к истории Павла Федоровича Балка – Полева.
Как свидетельствует надпись на чугунной надгробной плите:
«Лета с Рождества Христова 1743 года сентября 4 дня преставился раб Божий генерал-лейтенант и действительной камергер и ковалер Петр Федорович Балк-Полев при святом крещении наречен Павел а родился пополудни в половине 6 часа 1689 году мая 8 дня жития его было 52 года 3 месяца 27 дней погребен того сентября 10 дня на сем месте».
Сама надгробная плита представляет собой пример художественного чугунного литья 18 века. В верхней части плиты изображен герб рода Балк – Полевых. В нижней части череп с перекрещенными костями. У многих сегодня данный символ на могиле вызывает недоумение, поскольку ассоциируется главным образом с пиратами, анархистами или знаком «Не влезай, убьет».
В действительности символ, череп с перекрещенными костями является христианским и носит именование «Адамова глава» (или голова). Согласно преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа.
«Кровь Спасителя омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения».
Таким образом, изображение черепа на надгробии имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.
На схеме размещённой в конце статьи захоронение Балк – Полева обозначено цифрой 8.
Батюшкова Александра Григорьевна (1760–1795)
Урожденная Бердяева. Жена Вологодского губернского прокурора Николая Львовича Батюшкова, мать пятерых его детей, среди которых наиболее известным стал Константин Николаевич Батюшков (1787–1855) – выдающийся русский поэт, один из основоположников романтизма в русской литературе. Считается поэтическим предшественником А. С. Пушкина.
К сожалению жизнь этой женщины оборвалась в 35 лет.
В 1791 году после рождения младшей дочери Вареньки у матери начались приступы душевного расстройства, в дальнейшем перешедшие в тяжелое психическое заболевание.
Николай Львович Батюшков, был вынужден по семейным обстоятельствам подать в отставку, и повез жену в Петербург, где надеялся, её вылечат. Три старших дочери были устроены в пансион, а Константин и его младшая сестра остались с дедушкой и бабушкой.
В 1795 году Александра Григорьевна скончалась и была похоронена на Лазаревском кладбище. Над её могилой безутешный супруг установил памятник в виде вазы из белого мрамора на постаменте
Надпись на плите гласит:
“Добродетельной супруге в знак любви, истинного почитания воздвиг сей памятник оплакивающий невозвратно ее Николай Батюшков купно с детьми своими, 1795”.
На схеме размещённой в конце статьи захоронение матушки поэта Батюшкова обозначено цифрой 9.
Бек Иван Александрович (1807–1842)
Талантливый русский поэт и переводчик, чей талант не успел раскрыться в полной мере.
Как и большинство литераторов того времени совмещал творчество с государственной службой.
Служил по дипломатическому ведомству в чине надворного советника.
Как поэт печатался в «Московском Наблюдателе», «Литературных прибавлениях к Русскому Инвалиду», «Библиотеке для чтения», пушкинском «Современнике» и «Утренней заре». Известен своими переводами книги Вергилия «Буколики» и «Фауста» Гёте.
Скончался Иван Александрович Бек 23 апреля (5 мая) 1842 года. По свидетельству родственников, причиной смерти совсем ещё молодого человека, 34 лет от роду стало внезапное психическое заболевание.
Надгробие выполнено в виде саркофага из белого мрамора, на торце которого находится мастерски выполнение горельефное изображением головы Христа в терновом венце, словно напоминающим о трагической судьбе этого одаренного человека.
На боковой грани имеется эпитафия:
«Скорбящие родители незабвенному сыну бывшему последним утешением их жизни».
На схеме захоронение Ивана Александровича Бека обозначено цифрой 10.
Белосельский-Белозерский Александр Михайлович (1752-1809)
Видный государственный и общественный деятель, оставивший заметный след в истории и культуре России. Происходил из древнего рода князей Белосельских. Сын вице-адмирала, генерал-кригс-комиссара флота Михаила Андреевича Белосельского.
Вторую часть фамилии получил после того, как указом императора Павла I был пожалован в родовые командоры Мальтийского ордена, с обязательным прибавлением к своей фамилии прозвания «Белозерский» и дабы впредь все потомки его писались князьями Белосельскими-Белозерскими.
Первая жена князя Варвара Яковлевна Белосельская, урожденная Татищева скончалась в Турине, где супруг находился по делам дипломатической службы, и была похоронена на кладбище Сан-Пьетро-ин-Винколи.
В сентябре 1795 года князь Белосельский женился во второй раз. Его избранницей стала Анна Григорьевна Козицкая (1773—1846) внучка
И. С. Мясникова, уральского горнопромышленника, одного из богатейших людей в России того времени. На полученные за женою в наследство деньги Александр Михайлович полностью перестроил купленный им у князя Разумовского дом на углу Невского и Фонтанки и в итоге получился знаменитый дворец Белосельских-Белозерских, давно уже ставший одним из символов Петербурга
Нужно сказать, что нынешний дворец Белосельских - Белозерских сильно отличается от того, что существовал первоначально, поскольку неоднократно перестраивался. Но это, как говорится совсем другая история. Мы с вами мои уважаемые читатели обязательно побываем в нем и полюбуемся великолепными интерьерами, но сейчас давай те вернемся к главной теме сегодняшней экскурсии.
князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский скончался 26 декабря 1809 года. Был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Его безутешная супруга повелела воздвигнуть над могилой мужа скульптурную композицию в виде портала символизирующего переход из одного мира в другой.
В центре – фигура скорбящей женщины, сидящая у постамента с урной. Скорее всего, это именно Анна Григорьевна Козицкая. У её коленей – младенец, слева ребенок постарше. Третья детская фигура ещё левее на фоне композиции из щита с княжеским гербом и атрибутов наук и искусств, которым, как известно, был не чужд покойный. Я не берусь ничего утверждать, но мне кажется, что вполне логично было бы предположить, что это дети Александра Михайловича и Анны Григорьевны, которые на момент смерти отца были в весьма нежном возрасте. А вот стоящая справа фигура девушки в длинном одеянии, с прижатыми к груди руками, как мне кажется символичное изображение любви к отцу трех дочерей от первого брака.
Эпитафию, выбитую над многофигурной композицией:
Пусть Клио род его от Рюрика ведет;
Поэт, к достоинству любовью привлеченный,
С благоговением на камень сей кладет
Венок, слезами Муз и дружбы орошенный.
Написал поэт И. И. Дмитриев, основоположник русского сентиментализма.
Автор проекта данного мемориального сооружения архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон, скульптор Иосиф Камберлен (1756—1821)
В 1846 году рядом с супругом упокоилась
Белосельская-Белозерская Анна Григорьевна (1773–1846)
Статс-дама. Одна из дочерей личного секретаря императрицы Екатерины II Г. В. Козицкого (1724–1775). Вторая жена князя А. М. Белосельского-Белозерского.
Скончалась в феврале 1846 года. Её сын генерал-майор Эспер Александрович Белосельский-Белозерский заказал для матери надгробие знаменитому скульптору Ивану Петровичу Витали.
Тот создал по-настоящему величественное сооружение из бронзы и гранита
В центральной части мы видим выпаленную с огромным мастерством композицию, представляющую собой портал, через который Богоматерь в сиянии, принимает душу покойной. На заднем плане видны лики Святой Троицы, ангелов и херувимов. На переднем плане – коленопреклоненный священник и лежащий ниц монах.
В целом композиция производит невероятно сильное впечатление.
На схеме эти два величественных монумента отмечены номерами 11 и 12.
Бем Надежда Степановна (1799–1856)
На могиле этой женщины о которой не сохранилось никаких сведений кроме того, что она была женой статского советника П.М. Бёма установлен один из самых интересных памятников «Некрополя 18 века».
Такой вид надгробия называется сенью и в большей степени характерен для мемориальных сооружений более позднего периода, конца 19 начала 20 века.
Поскольку кроме надписи на гранитной колонне, установленной на постаменте:
«Супруга Статского Советника Надежда Степановна Бемъ. Родилась 2 го января 1799 года скончалась 31 го мая 1856 года».
имеются так же надписи:
«Варвара Петровна Оппенгеймъ сконч. 9 Iюня 1886 г.»
и
«Эдуардъ Михайловичъ Оппенгеймъ сконч. 27 мая 1909 года».
можно предположить, что сень в виде грота, сложенная из туфа, была возведена лет через 50 после кончины Надежды Степановны Бём. Кем были похороненные вместе с ней Опенгеймы и в какой степени родства они находились неизвестно, но вот памятник на их общей могиле весьма необычен и интересен сочетанием двух стилей – классики и модерна.
На расположенной ниже схеме «Некрополя XVIII века» это захоронение отмечено №13.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. На всякий случай ещё раз размещаю ссылку на предыдущую статью цикла.
Всего вам доброго и до скорой встречи.