Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала.
Сегодня я хочу начать наше с вами общение с того, что выскажу одну мысль, на которую меня натолкнул недавний комментарий к одной из моих публикаций:
«Спасибо за память! Где бы найти карты - схемы расположений великих захоронений на кладбищах Санкт-Петербурга, чтобы не бродить в поисках конкретных захоронений. Спасибо за ваш труд!»
Те, кто давно подписан на мой канал, знают, что я достаточно внимательно читаю все комментарии и стараюсь отвечать на задаваемые вопросы, кроме откровенно хамских. Слава Богу таковых бывает немного. Большинство моих читателей люди интеллигентные и любящие Петербург.
Так вот комментарий уважаемого читателя с ником Vasiliy K. Натолкнул меня на мысль, а почему бы действительно в преддверии нового туристического сезона не попробовать сделать такой электронный справочник, который каждый человек мог бы открыть в своем телефоне и посмотреть нужную информацию. Структурно я предполагаю размещать информацию, которая будет содержать портрет и фото надгробия по алфавиту. В конце статьи будет размещена схема некрополя с точным указанием места расположения захоронения.
Начать я предлагаю с Некрополя XVIII века – бывшего Лазаревского кладбища, которое было основано одновременно с началом возведения Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и служило местом погребения представителей самых привилегированных слоев петербургского общества.
Первоначально для погребения на нем требовалось личное разрешение Петра I. К концу 18 века здесь разрешили хоронить лиц из купеческого сословия, но это стоило очень больших денег.
Практически все надгробия и памятники, установленные в этом некрополе, являются настоящими произведениями мемориального искусства, над которыми работали великие мастера прошлого.
С 1932 года кладбище является Музеем-некрополем, филиалом Государственного музея городской скульптуры Санкт-Петербурга.
Итак, давайте начнем.
Адодуров Василий Евдокимович (1709–1780)
Человек, которого называли первым русским ученым. Выдающийся математик и филолог, педагог.
Родился в Новгороде. Образование получил в Московской Славяно-греко-латинской академии, Петербургской Академической гимназии и Академическом университете. С 1731 года — переводчик при Санкт-Петербургской академии наук.
Был помощником Леонарда Эйлера и автором первого учебника русской грамматики.
Адодуров Василий Евдокимович скончался 5 (16) ноября 1780 года. Был похоронен на Лазаревском кладбище.
Памятник работы известного скульптора Екатерининской эпохи Якова Ивановича Земельгака
На схеме обозначен №1
Алексеева Екатерина Михайловна (1769–1804)
Жительница Санкт-Петербурга. Сведений об этой женщине практически не сохранилось.
Известно только, что девичья её фамилия была Дедешева и что она была женой шефа Рязанского Мушкетерского полка генерал-майора Алексеева.
Умерла в возрасте 35 лет. Безутешный муж обратился к знаменитому итальянскому скульптору Паоло Трискорни и тот создал надгробие, являющееся выдающимся образцом мемориальной скульптуры рубежа 18–19 веков.
На прямоугольный постамент установлена траурная урна, которую обвивает руками скульптура скорбящей плакальщицы, традиционная для надгробий изготовлявшихся в мастерской «Трискорни и К».
Дополнительно хочу сказать, что фигура, которую сегодня можно увидеть на надгробии установлена в 2006 году и является копией из искусственного камня. Подлинник находится в музейной экспозиции «Знаки памяти».
На схеме памятник обозначен №2
Антропов Алексей Петрович (1716–1795)
Выдающийся русский художник – декоратор, иконописец и один из основоположников жанра светского или «парадного» портрета. Главный живописец Святейшего Синода. Служил в «живописной команде» Канцелярии от строений под руководством И. Я. Вишнякова. Участвовал в отделках дворцовых зданий Санкт-Петербурга, Москвы и Киева. Работал в Академии художеств, был учителем Д. Г. Левицкого, которого мы все сегодня знаем, как крупнейшего мастера портретной живописи 18 века.
Среди работ Алексея Петровича Антропова портреты Петра III, других лиц императорской фамилии и разных сословий.
Скончался замечательный художник 12 (23) июня 1795 года. Был похоронен на Лазаревском кладбище.
Сегодня в «Некрополе 18 века» можно увидеть его достаточно скромную плиту, из известняка лежащую на его могиле. На схеме памятник обозначен №3
За 230 лет прошедших со дня смерти художника надпись стала трудночитаемой, но главное что могила не затерялась.
Апайщиков Иван Андреевич (1726 – 1793)
Купец Первой гильдии именитый гражданин Санкт - Петербурга И. А. Апайщикова. Следует сказать, что данное звание было учреждено указом Екатерины II в 1785 году и давало его носителю право
«…иметь сады, загородные дворы, ездить в карете парою и четвернёю; не запрещалось заводить и содержать фабрики, заводы, всякие морские и речные суда».
Наверное, он был весьма небедным, человеком если смог купить семейный участок на Лазаревском кладбище, где и был похоронен в 1793 году.
Надгробие И.А. Апайщикова представляет собой прямоугольный саркофаг серого мрамора, с накладной крышкой из белого мрамора, на которой возможно стояла траурная урна, крест или какой-то другой утраченный ныне элемент.
Здесь же была похоронена его супруга
Апайщикова Прасковья Ермолаевна (1746 – 1802)
Памятник достаточно интересный и в нем прослеживаются некоторые новые веяния начавшиеся проявляться в российской мемориальной скульптуре на рубеже 18–19 веков.
Двухступенчатая стела двухступенчатая, сложенная из плит серого мрамора, установлена на постаменте из плит известняка и цокольном основании. Стелла увенчана урной из белого мрамора под покрывалом, с гирляндой, перехваченной лентой.
Несомненно, самым выдающимся произведением мемориального искусства на этом семейном участке является захоронение их дочери
Апайщиковой Анны Ивановны (1769–1811)
Данная композиция представляет собой мраморный портал с мастерски выполненным рельефом плакальщицы. Венчают композицию факелы, символизирующие вечный свет и жизнь. В верхней точке находится урна, которая, как известно, символизирует человеческое тело, как сосуд для души, а драпировка, как известно это символ траура.
Автором этой, несомненно, выдающейся композиции стал Александр Михайлович Пермагоров (1785–1855) уральский камнерез, работавший в Петербурге с 1814 года. Известно, что именно он по личному указанию императора Николая I выполнил памятник для могилы Пушкина в Святогорском монастыре.
Аргамаков Алексей Михайлович (1711–1757)
Первый директор Московского университета.
Сын приближённого Петра I Михаила Михайловича Аргамакова и его жены Анастасии Ермиловны. С детства был определен в лейб-гвардии Преображенский полк. Вышел в отставку в возрасте 20 лет имея чин гвардии капитана.
С 1731 года учился в Швейцарии, где изучал языки, математику, юриспруденцию, медицину.
Наверное именно тогда началось его увлечение масонством.
После возвращения в Россию служил в Коммерц-коллегии. После прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны был принят на службу в Мануфактур-коллегию, где был назначен на должность ревизора государственных предприятий и учреждений.
В середине 50-х годов 18 века Алексею Аргамакову было поручено проверить работу и состояние дел в Мастерской и Оружейной палатах московского Кремля. После тщательной проверки он не только предоставил императрице подробный отчет, но разработал целый ряд мероприятий, которые необходимо было провести. Наверное, государыня осталась довольна и 12 (25) января 1755 года подписала указ об учреждении Московского университета и назначении Алексея Михайловича Аргамакова его директором.
По воспоминаниям современников Алексей Михайлович с большим энтузиазмом взялся за это дело и фактически начал жить на два города постоянно курсируя между Москвой и Петербургом, где проживал куратор университета Шувалов.
Во время одной из таких поездок коллежский советник и директор Московского университета А. М. Аргамаков заболел и скончался в январе 1757 года.
Был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, однако могила не сохранилась. В 2005 году к 250-летнему юбилею Московского университета, на стене «Некрополя 18 века» была установлена мраморная мемориальная доска.
Архаров Иван Петрович (1744–1815)
Генерал от инфантерии, младший брат Николая Петровича Архарова, генерал –губернатора Санкт – Петербурга во время правления Павла I. Благодаря протекции брата в 1796 году был назначен военным губернатором Москвы. Прославился тем, что сформировал своего рода личную гвардию из солдат, отличавшихся выдающимися физическими данными, храбростью и личной преданностью ему. Главной задачей этого ОМОНА 18 века было поддержание порядка на улицах первопрестольной. В народе губернаторские «гвардейцы» получили прозвище «архаровцы», которое позже стало именем нарицательным и прочно вошло в русский язык.
Однако фортуна, как известно дама переменчивая. После того, как Архаров старший впал в немилость у императора Павла, лишился своего места и младший.
Высочайший указ гласил:
«По получении сего, повелеваю объявить братьям генералам от инфантерии Архаровым повеление мое выехать немедленно в свои деревни в Тамбове, где и жить им впредь до повеления».
Впрочем, в «ссылке» Иван Петрович пробыл недолго. После убийства Павла I он вернулся в Москву, где зажил в доме на Пречистенке уже, как частное лицо.
Известно, что Хозяином Архаров был весьма рачительным и устроенные им в Тамбовских имениях мануфактуры приносили весьма неплохой доход.
Скончался в 1815 году в Петербурге, где и был похоронен на Лазаревском кладбище.
Его супруга
Екатерина Александровна Архарова (урожденная Римская – Корсакова) (1755–1836)
заказала надгробие мужу в виде гранитного саркофага с накладной плитой из золоченой меди.
По всей видимости, второй точно такой же она заранее заказала для себя. Во всяком случае, складывается полное впечатление, что делали оба надгробия одни и те же мастера в одно время.
Теперь оба саркофага стоят вплотную друг к другу, на едином постаменте.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Ниже, как и обещал размещаю схему некрополя 18 века с точным указанием захоронений людей о которых мы с вами сегодня говорили.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Если данный формат публикаций покажется вам интересным цикл будет продолжен в ближайшее время. Поэтому буду с нетерпением ждать ваших отзывов. Ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.