Найти в Дзене

Последний сосуд: почему урны с прахом всё чаще остаются дома

На Миланской неделе дизайна итальянская компания Alessi представила неожиданную выставку — The Last Pot, в рамках которой ведущие дизайнеры мира переосмыслили… погребальную урну. Проект стал настоящим событием. Ведь речь пошла о предмете, который обычно скрыт, табуирован и почти не обсуждается в дизайнерской среде. «Я хотел исследовать тему, которой дизайнеры редко уделяют внимание, — объясняет куратор Альберто Алесси. — За 100 лет работы с самыми разными контейнерами, мы ни разу не обратились к последнему сосуду — погребальной урне». С технической точки зрения — это просто сосуд для праха. Но если вдуматься, урна — это символ памяти, последняя точка в земном пути и первая — в новой форме связи между живыми и ушедшими. Раньше с урной всё было просто: кремация, кладбище, колумбарий. Всё строго по инструкции. Сегодня всё иначе. Всё чаще люди решают оставить урну у себя дома. Становится всё очевиднее: смерть становится неотъемлемой частью повседневной культуры, и люди ищут сво
Оглавление

На Миланской неделе дизайна итальянская компания Alessi представила неожиданную выставку — The Last Pot, в рамках которой ведущие дизайнеры мира переосмыслили… погребальную урну.

Проект стал настоящим событием. Ведь речь пошла о предмете, который обычно скрыт, табуирован и почти не обсуждается в дизайнерской среде.

«Я хотел исследовать тему, которой дизайнеры редко уделяют внимание, — объясняет куратор Альберто Алесси. — За 100 лет работы с самыми разными контейнерами, мы ни разу не обратились к последнему сосуду — погребальной урне».

Зачем нужна урна?

С технической точки зрения — это просто сосуд для праха. Но если вдуматься, урна — это символ памяти, последняя точка в земном пути и первая — в новой форме связи между живыми и ушедшими.

Раньше с урной всё было просто: кремация, кладбище, колумбарий. Всё строго по инструкции. Сегодня всё иначе. Всё чаще люди решают оставить урну у себя дома.

-2

Почему урны перестают прятать?

Становится всё очевиднее: смерть становится неотъемлемой частью повседневной культуры, и люди ищут свои способы прожить утрату.

Вот лишь несколько причин, почему прах всё чаще остаётся в доме:

  • Близость. Не все готовы “отпустить” сразу. Урна рядом — возможность сохранить связь.
  • Недоверие. Не всем нравится, как выглядят современные кладбища или колумбарии.
  • Свобода. Люди всё чаще отказываются от формальных ритуалов в пользу личных решений.
  • Философия. Прах — не страшный объект, если изменить к нему отношение.

-3

Урна как арт-объект

Именно поэтому дизайн погребальной урны становится новым вызовом для креативного мира. Люди больше не хотят, чтобы у них дома стояло угрюмое серое ведро.

Они хотят, чтобы это была красивая, осмысленная вещь — которую не стыдно поставить на камин или полку.

Так и появилась идея выставки The Last Pot. Alessi привлекла к проекту звёздных дизайнеров — Дэвида Чипперфилда, Даниэля Либескинда, Филиппа Старка, Майкла Анастассиадеса, Микеле Де Лукки и других.

И каждый из них задался простым, но важным вопросом:

Если урна — это последний сосуд, разве он не достоин быть красивым?

-4

Новая эстетика памяти

Современная урна — это уже не просто контейнер. Это объект со смыслом. Минимум мрачности, максимум уважения. Она может быть выполнена из дерева, керамики, камня, стекла. Может напоминать скульптуру, вазу, предмет искусства. И главное — не вызывать отторжения, а становиться частью домашнего пространства и личной памяти.

-5

И напоследок — вопрос

Если бы вы выбирали, где хранится ваша урна или урна близкого вам человека — вы бы выбрали безликую нишу или предмет, который будет рядом, вписан в интерьер, и напоминать не о смерти, а о значимости жизни?

Смерть — это не только конец. Это и форма любви. А любовь, как известно, живёт дома.

-6