Найти в Дзене
Строительный мир

Железная дорога, о которой мечтали при царе, построили при СССР и разобрали в 1990-х

Оглавление

Построить эту железную дорогу планировали еще во времена Российской империи, однако первый поезд прошел по ней только в 1980-х. А в середине следующего десятилетия ее попросту забросили. Речь идет о стальной магистрали, которая по первоначальной задумке должна была стать частью более протяженного маршрута Новгород – Орел, а именно — об участке Жарковский – Сошно.

От Петрограда до Тифлиса

В начале XX в. на бумаге появился целый ряд перспективных проектов — некоторые из них успешно воплотили в жизнь. В 1916-м Министерство Путей Сообщения включило в план железнодорожного строительства свыше ста объектов. Более шестидесяти из них намеревались сдать в течение следующих пяти лет. Среди них была и линия Орел – Новгород длиной 711 км, которая, в свою очередь, в перспективе становилась бы частью железной дороги, соединявшей тогдашнюю столицу с Тифлисом (Тбилиси).

Фрагмент карты МПС Российской империи, 1916 г. Указаны действующие и строящиеся линии
Фрагмент карты МПС Российской империи, 1916 г. Указаны действующие и строящиеся линии

И. Н. Кырков. О плане железнодорожного строительства // Железнодорожное дело. — СПб., 1916. — №№ 35-36. — С. 2:

«Следует озаботиться внесением в план постройки в первую очередь прямой сплошной магистрали, по которой возможно было бы в кратчайший срок совершить путешествие от Петрограда до Тифлиса, например, по направлению Петроград – Новгород – Орел – Георгиевск – Владикавказ – Тифлис».

А. А. Бубликов (член Государственной Думы). Заседание третье (21 октября 1916 г.) // Труды происходивших 20, 21 и 22 октября 1916 г. Заседаний Совещания Представителей Центрального и Областного Военно-Промышленных комитетов для обсуждения плана строительства на ближайшее пятилетие. — Петроград, 1916. — С. 115:

«Линия Петроград – Орел не строится, теперь строящаяся линия — это Петроград – Новгород, а участок Новгород – Орел при всей его важности для Петрограда в смысле снабжения хлебом, а не только углем, не строится и до сих пор не удается утвердить направление этой линии».

Будет иметь большое значение

По факту магистраль между Орлом и Смоленском появилась еще в 1860-х в составе Орловско-Витебской железной дороги. А вот от Смоленска до Новгорода «железку» так и не дотянули. Первые изыскания проводились в 1912-м. Затем аналогичные работы были выполнены в 1914-м и 1917-м годах. Но события в стране и мире не позволили довести дело до конца. Магистраль от Новгорода до станции Павловск Октябрьской железной дороги в итоге протянули только в 1926-м. По направлению Новгород – Смоленск к тому времени так ничего и не построили.

Карта Общества РУЖД, 1912 г.
Карта Общества РУЖД, 1912 г.

При СССР вернулись к прежним планам. В 1930-1931 гг. вдоль трассы предполагаемой магистрали вновь были выполнены проектно-изыскательские работы. За подготовку необходимой документации взялись специалисты «Лентранспроекта» (с 1951 г. — «Ленгипротранс», который сегодня входит в «Нацпроектстрой»). Проект разделили на два этапа — Новгород – Соблаго (248 км) и Соблаго – Смоленск (222 км). Предполагалось, что на данном направлении ежедневно будет проходить до 20 грузовых составов.

План железнодорожного строительства Первой пятилетки (1928-1932 гг.)
План железнодорожного строительства Первой пятилетки (1928-1932 гг.)

Проект второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1933-1937). — М., 1934. — Т. 1. — С. 24:

«План намечает развертывание строительства новых железных дорог на протяжении 13,3 тыс. км, из которых 11,4 тыс. км уже в течение второго пятилетия войдут в эксплуатацию. Длина железнодорожной сети увеличится до 93,8 тыс. км... Прокладка вторых путей и сооружение новых железнодорожных линий Брянск – Вязьма и Смоленск – Новгород создают новые магистрали, соединяющие Донбасс с Ленинградом».
Вокзал в Смоленске, 1910-е гг.
Вокзал в Смоленске, 1910-е гг.

Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1933-1937). — М., 1934. — Т. 2. — С. 70:

«В развитии хозяйства области крупную роль сыграет большое транспортное строительство, осуществляемое во втором пятилетии. Так, строятся новые железнодорожные линии Вязьма—Брянск и Смоленск—Соблаго, которые в частности будут иметь большое значение для освоения лесных массивов северной части области».

Первые участки

К 1935 году дорогу построили на отрезке Земцы – Жарковский – Ломоносово. После проведения очередных полевых изысканий был подготовлен технический проект всей линии — его представили на утверждение в 1936-м. Параллельно продолжались работы на отдельных участках. Но их по распоряжению властей пришлось приостановить. Однако уже в 1938-м было принято решение о возобновлении проекта, который по рекомендации профильных ведомств несколько изменили. Это касалось главным образом направления Новгород – Соблаго — линию решили пустить восточнее озера Ильмень.

Но с началом Великой Отечественной войны стройку снова пришлось остановить. А в 1941 году в ходе боев серьезно повредили уже готовый участок Земцы – Жарковский – Ломоносово. Однако на следующий год его восстановили. Более того, в кратчайшие сроки были сооружены рокадные линии Земцы – Соблаго и Ломоносово – Смоленск. Эти объекты сыграли значимую роль во время Смоленской наступательной операции 1943 года. Но затем временные участки разобрали, так как для постоянной эксплуатации они были непригодны.

От запуска до забвения

И хотя до Новгорода магистраль так и не довели, участок Смоленск (Валутино) – Земцы все-таки был построен в 1980-х. Дело в том, что в 1970-е в новообразованном поселке Озерный стартовало возведение Смоленской ГРЭС. В рамках проекта создавалась и необходимая сопутствующая инфраструктура, включая ветку до будущего энергетического объекта (от Смоленска). Так на карте появилась линия Валутино – Сошно, по которой было организовано в том числе и пассажирское сообщение.

Дотянули «железку» и от Ломоносово до Сошно. Так между двумя оживленными магистралями появилась перемычка. Правда, этот участок не ввели в постоянную эксплуатацию и использовали исключительно для перевозки грузов. Более того, железную дорогу Жарковский – Ломоносово – Сошно в середине 1990-х попросту забросили (через время ее демонтировали) — на Смоленской ГРЭС еще в 1985-м основным топливом стал природный газ, поэтому необходимость в транспортировке больших объемов угля пропала.

© Kornev95 / Wikimapia / CC BY-SA 3.0 (Ст. Сошно, 2006 г.)
© Kornev95 / Wikimapia / CC BY-SA 3.0 (Ст. Сошно, 2006 г.)

Ветке Смоленск (Валутино) – Сошно должного внимания не уделяли и со временем она стала непригодна для пассажирских перевозок — их окончательно отменили в 2001-м, организовав для местных автобусное сообщение. Людей сегодня перевозят только на участке Земцы – Жарковский (47 км). Правда, на преодоление этого расстояния по железной дороге уходит примерно 3 часа 20 минут. Поезд, который в ряде источников называют самым медленным в России, двигается здесь со скоростью 14,2 км/ч.

Брошенная на произвол судьбы: железная дорога, не дошедшая до Новгорода
Строительный мир7 ноября 2022

Изображения в статье — Смоленский транспорт / vk.com/smolensk_transport

🗺️ См. упомянутые станции на интерактивной карте