Найти в Дзене
Елена Каштанова

Как правильно залечь на дно в Брюгге

Недавно у меня случилась очень интересная кинодискуссия, результатами которой (с разрешения собеседницы) хочу поделиться с вами. То есть излагаю тут не свои мысли, чужие наблюдения и не свойственные мне экскурсы в иноязычные источники. Сама я в последний раз пересматривала "Залечь на дно в Брюгге" за пять минут до наступления нового 2025 года в рамках челенджа "Новогодние и рождественские фильмы". Выяснилось, что ни в одном из списков таких фильмов именно этот не фигурирует. Я исправила это недоразумение и демонстративно его посмотрела. Я не буду описывать здесь сюжет фильма, это статья для фанатов, которые помнят его наизусть, но хотят разобраться в некоторых интересных деталях. Я посмотрела "Залечь на дно в Брюгге" всего десять раз за последние десять лет, и бесконечно в себе разочарована. Такими темпами я догоню своего кумира Роберта Калмерса только через 90 лет, а это никуда не годится. Роберт Калмерс посмотрел "Залечь на дно в Брюгге" больше 100 раз, а затем взял для журнала GQ ин
Оглавление

Недавно у меня случилась очень интересная кинодискуссия, результатами которой (с разрешения собеседницы) хочу поделиться с вами. То есть излагаю тут не свои мысли, чужие наблюдения и не свойственные мне экскурсы в иноязычные источники.

Сама я в последний раз пересматривала "Залечь на дно в Брюгге" за пять минут до наступления нового 2025 года в рамках челенджа "Новогодние и рождественские фильмы". Выяснилось, что ни в одном из списков таких фильмов именно этот не фигурирует. Я исправила это недоразумение и демонстративно его посмотрела.

Я не буду описывать здесь сюжет фильма, это статья для фанатов, которые помнят его наизусть, но хотят разобраться в некоторых интересных деталях.

***

Я посмотрела "Залечь на дно в Брюгге" всего десять раз за последние десять лет, и бесконечно в себе разочарована. Такими темпами я догоню своего кумира Роберта Калмерса только через 90 лет, а это никуда не годится. Роберт Калмерс посмотрел "Залечь на дно в Брюгге" больше 100 раз, а затем взял для журнала GQ интервью у Мартина Макдонаха – режиссера и сценариста фильма.

Роберт Калмерс пожаловался, что за время, которое он потратил на просмотр этого фильма, он, согласно своим собственным подсчетам, мог бы освоить фламандский язык, стать профессиональным каратистом, слетать до Луны и обратно и послушать полное собрание сочинений Моцарта. После чего спросил режиссера «Это делает меня вдумчивым зрителем или просто очень странным человеком?» Мартин Макдонах был польщен таким вниманием к его фильму и ответил, что стоит снимать только для того, чтобы кто-нибудь впечатлился настолько же сильно.

Порой мне говорят, что я пересматриваю фильмы слишком часто и это странно. Теперь я знаю, что на то, чтобы посмотреть "Залечь на дно в Брюгге" еще по крайней мере 90 раз у меня есть благословение режиссера.

Одна из моих любимых сцен в фильме - сцена в музее Грунинге. Флешбек, в котором мы узнаем, что привело героев в Брюгге, прерывается картиной Яна Провоста «Скупой и Смерть». На картине скупец пытается, по-видимому, откупиться от Смерти, предлагая ей долговую расписку. Эту картину мы видим сразу же после сцены, в которой Рэймонд после убийства маленького мальчика забирает у него из рук записку с тремя грехами:

  1. Был в плохом настроении
  2. Не успевал по математике
  3. Было грустно

Таким образом, насмешливая смерть, забирающая у скупца записку, рифмуется с предыдущей сценой фильма. Таких рифм на самом деле очень много и эта изящная взаимосвязь всех элементов очень впечатляет и заставляет пересматривать этот фильм еще и еще.

Очевидные рифмы сразу приходят на ум, например, герои после сцены в музее обсуждают Чистилище, при этом сами они застряли в Брюгге из-за своих грехов. Или, например, тот факт, что убийство ребенка происходит в фильме дважды, хотя во второй раз за ребенка ошибочно принимают карлика.

Локации в фильме тоже постоянно повторяются – герои ходят одними и теми же путями: гостиницу, колокольню, каналы и съемочную площадку фильма с карликом мы видим на протяжении всего фильма, но в конце эти локации вновь проносятся одна за другой и выбраться из Брюгге герои могут только после смерти. Перед тем как сброситься с колокольни, Кен бросает с нее монетки – чтобы очистить пространство от людей и, конечно же, чтобы вернуться в Брюгге снова. Это те самые монетки, которые у него не приняли, когда он поднимался на колокольню впервые. Они все же понадобились ему перед самой смертью.

Но в фильме есть и менее очевидные рифмы, которые невозможно заметить при первом просмотре. Например, шестиминутная сцена, в которой Кен остается в гостинице дожидаться звонка от Гарри, снята целиком одним кадром. Во время их телефонного разговора на заднем плане можно заметить фильм «Печать зла» – американский фильм 50-х годов, снятый целиком одним кадром.

А в сцене накануне, когда Рэй уговаривает Кена выйти погулять, Кен занят чтением книги под названием «The death of Capone» автора К. К. Katurian. Автора книги можно увидеть только в сценарии, в фильме его не разглядеть. На самом деле Катуриан K. Катуриан – главный герой пьесы Мартина Макдонаха «Человек-подушка». Катуриан – автор коротких рассказов, в которых часто упоминалось убийство детей. Другой герой истории – Тупольский – убивает Катуриана, потому что подозревает, что тот убивал детей не только в своих рассказах, но и в реальности. Снова рифма!

Вернемся к музею Грунинге - я встречала довольно интересную трактовку этой сцены. Daniel Bresnahan, автор статьи «The Hidden Meaning of Art in In Bruges», заметил, что две из трех, показанных нам картин, – диптихи и только последняя является триптихом. Именно последняя картина и нравится Рэймонду. Это «Страшный суд» Иеронима Босха. На левой створке изображен Рай, на правой – Ад, а центральная панель показывает сам страшный суд.

Диптихи выступают в данном случае как метафора добра и зла, поэтому они не нравятся Рэймонду – в них он не видит спасения. А триптих дает ему ощущение чего-то третьего, возможность выхода из безвыходной ситуации, в которую Рэй попал. Чистилище на картине не изображено, но именно она наводит героев на мысль об этом месте, которое дает Рэю надежду избежать бесконечного ужаса, в который он превратил свою жизнь.

Иероним Босх. Страшный суд (триптих)
Иероним Босх. Страшный суд (триптих)

Некоторые из странных фигур с картины появляются вновь как замаскированные актеры из фильма.

Рифмы можно найти и в создании фильма. Мартин Макдонах во время своего первого посещения города жил в той же гостинице и даже в той же самой комнате, что и главные герои. Именно во время этого путешествия к нему и пришла идея фильма. Мартин Макдонах приехал в Брюгге на встречу с девушкой. Он ходил по городу отмечая места, в которые он хотел бы пойти вместе с ней. Но она отменила встречу, и он продолжил гулять по этим местам в одиночестве. В конце концов ему стало скучно и, вероятно, грустно из-за не случившейся встречи. Он был поражен чувством скуки, возникшем в таком красивом городе. Это и дало ему идею о двух персонажах – один восхищен красотой Брюгге, а другой испытывает невероятную скуку.

Кстати, в оригинале фильм называется просто In Bruges. Зато переводы его названия на другие языки максимально разнообразны: Brügge sehen … und sterben?, Bienvenue à Bruges, In Bruges - La coscienza dell'assassino, Гангстери на одмору…

Несколько интересных фактов

  • В фильме используется 126 ругательств на букву "Ф" и их производных. В течение 107-минутной продолжительности фильма это составляет около 1,18 слов на букву "ф" в минуту.
  • Чтобы сохранить рождественскую атмосферу фильма, декорации были развешаны по всему Брюгге до завершения съемок в конце марта. Городской совет опубликовал официальное сообщение, в котором разъяснил местным жителям, почему украшения не по сезону.
  • Наблюдая за душами, корчащимися в муках, герои обсуждают Чистилище. "Чистилище - это что-то среднее, - говорит Рэй. - Ты не был таким уж дерьмом, но и не таким уж великим". Пауза. "Как "Тоттенхэм". Макдонах очень переживал, что тоттенхемцы выиграют что-нибудь, разрушив тем самым комический эффект шутки.
  • Брендан Глисон, исполнитель роли Кена, о Мартине Макдонахе: "Я думаю, что самое замечательное в нем то, что его моральные принципы абсолютно непогрешимы. Какими бы ужасными ни были его персонажи, вы никогда никого не возненавидите по-настоящему. Это потому, что в его работе есть необычайное сочувствие и человечность".

P. S. В этом году на русском языке вышел сборник пьес Мартина Макдонаха «Очень-Очень-Очень Темная Материя». Я планирую его прочесть, как только доберусь до книжного магазина, а сейчас, пожалуй, пойду посмотрю фильм еще раз. Надо догонять Роберта Калмерса.

-2