Найти в Дзене
Воклен Жансен

Часть I

Часть I. Ересь свободы 💎Внимание в этом эссе есть спойлеры. Если вы не читали «Великий инквизитор», то рекомендую ее прочитать сначала, чтобы получить свой личный катарсис, и только потом прочитать эссе. Но в любом случае, право выбора за вами. Знаете, какой литературный фрагмент цитируют философы, богословы и психологи чаще, чем Библию, «Миф о Пещере» Платона и «Гамлета» вместе взятые? Это «Великий инквизитор» — глава (поэма) из романа «Братья Карамазовы» Федора Достоевского. Эту поэму «Великий инквизитор» сочинил один из героев романа - Иван Карамазов и рассказывает своему брату Алёше. Всего 30 страниц текста, «поэма» внутри романа, которая давно живёт собственной жизнью, опережая по своему влиянию даже породивший её шедевр. В 1879 году Достоевский создал текст, который до сих пор взрывает мозг каждому, кто в него погружается. В главе «Великий инквизитор» описывается, как Иисус Христос возвращается на землю в Испанию XVI века, в разгар инквизиции. Его узнают все. Он творит чудес

Часть I. Ересь свободы

💎Внимание в этом эссе есть спойлеры. Если вы не читали «Великий инквизитор», то рекомендую ее прочитать сначала, чтобы получить свой личный катарсис, и только потом прочитать эссе. Но в любом случае, право выбора за вами.

Знаете, какой литературный фрагмент цитируют философы, богословы и психологи чаще, чем Библию, «Миф о Пещере» Платона и «Гамлета» вместе взятые? Это «Великий инквизитор» — глава (поэма) из романа «Братья Карамазовы» Федора Достоевского. Эту поэму «Великий инквизитор» сочинил один из героев романа - Иван Карамазов и рассказывает своему брату Алёше. Всего 30 страниц текста, «поэма» внутри романа, которая давно живёт собственной жизнью, опережая по своему влиянию даже породивший её шедевр.

В 1879 году Достоевский создал текст, который до сих пор взрывает мозг каждому, кто в него погружается. В главе «Великий инквизитор» описывается, как Иисус Христос возвращается на землю в Испанию XVI века, в разгар инквизиции. Его узнают все. Он творит чудеса. Толпа ликует. И тут появляется он — сухой девяностолетний старик в старой монашеской рясе. Великий инквизитор. Одного его взгляда достаточно, чтобы стражники арестовали Христа и увели в темницу.

Ночью инквизитор приходит к пленнику с монологом, который перевернул современную философию: «Зачем же Ты пришел нам мешать? Ибо Ты пришел нам мешать и сам это знаешь».

Что это? Богохульство? Самая глубокая религиозная критика атеизма или самая убедительная атеистическая критика религии?

Ядро «поэмы» описание жизни Христа, когда после крещения он провел 40 дней в пустыне, где подвергся трем искушениям от дьявола.

Инквизитор говорит, что Христос совершил роковую ошибку, отвергнув предложения «страшного и умного духа».

1. Искушение хлебом: После долгого поста дьявол предложил Иисусу превратить камни в хлеб, чтобы утолить голод. Иисус ответил: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" - отвергая искушение использовать божественную силу для удовлетворения личных потребностей.

Христос отказался. Почему? Потому что свобода важнее хлеба. Но инквизитор возражает: «Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!»

Знакомо, не так ли? Современные политические системы основаны именно на этом принципе. «Базовые потребности сначала, духовные поиски потом». Маслоу с его пирамидой потребностей будто списал теорию у Великого инквизитора. Но Достоевский ставит неудобный вопрос: а что, если материальное благополучие не ведёт автоматически к духовному совершенству?

Когда я рассказываю, всегда находится человек, который спрашивает: «А разве можно философствовать на голодный желудок?» На что я отвечаю: «Сократ мог. А вы?»

2. Искушение чудом: Дьявол перенес Иисуса на вершину Иерусалимского храма и предложил броситься вниз, чтобы ангелы подхватили его, демонстрируя всем чудо. Иисус ответил: "Не искушай Господа Бога твоего" - отказываясь проверять Бога или использовать силу для самопрославления. Снова отказ. Христос не хотел порабощать людей чудом. Инквизитор же утверждает: «Человек ищет не столько Бога, сколько чудес».

Посмотрите на современную культуру: от гороскопов до теорий заговора, от «секретов успеха» до культа личности — мы жаждем чуда, тайны, авторитета. Мы скорее поверим яркой лжи, чем скучной правде. Соцсети переполнены «фейковыми чудесами» именно потому, что мы хотим, чтобы кто-то бросился с храма и был подхвачен.

3. Искушение властью: Дьявол показал Иисусу все царства мира и обещал отдать их, если Иисус поклонится ему. На это Иисус ответил: "Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" - отвергая компромисс с силами зла ради мирской власти. Христос отверг и это. Инквизитор же принял меч кесаря якобы во имя Христа, но против его заветов, создав систему, где «все будут счастливы, кроме сотни тысяч управляющих ими».

Это искушение особенно актуально сегодня. Наблюдая, как демократические институты уступают место автократиям под предлогом «порядка и стабильности», невозможно не вспомнить пророчество Достоевского.