Уильям Блейк, несмотря на формальное принадлежность к Англиканской церкви, был фигурой глубоко религиозной, но при этом совершенно неортодоксальной. Его крестили, венчали и похоронили по обрядам Церкви Англии, однако его собственные верования, как становится ясно из его текстов, могли бы шокировать правоверных.
Блейк не стеснялся в своих критических высказываниях в адрес традиционного понимания Бога. В своем произведении "Видение Страшного Суда" он писал, что "Создатель этого Мира – весьма жестокое Существо", которого он также называл Уризен. В книге "For Children. Gates of Paradise" (Для детей: Врата Рая) он и вовсе обращался к Сатане как к "Обвинителю, который есть Бог этого Мира".
Тем не менее, Блейк не отрицал Библию. Со слов его друга Генри Крэбба Робинсона, художник "горячо заявлял, что все, что он знает, находится в Библии. Но он понимает Библию в ее духовном смысле".
The vision of Christ that thou dost see
Is my vision‟s greatest enemy.
Thine has a great hook nose like thine;
Mine has a snub nose like to mine.
Thine is the Friend of all Mankind;
Mine speaks in parables to the blind.
Thine loves the same world that mine hates;
Thy heaven doors are my hell gates.
Socrates taught what Meletus
Loath‟d as a nation‟s bitterest curse,
And Caiaphas was in his own mind
A benefactor to mankind.
Both read the Bible day and night,
But thou read‟st black where I read white
The Everlasting Gospel
Христос, которого я чту,
Враждебен твоему Христу.
С горбатым носом твой Христос,
А мой, как я, слегка курнос.
Твой - друг всем людям без различья,
А мой слепым читает притчи.
Что ты считаешь райским садом,
Я назову кромешным адом.
Сократ милетов идеал
Народным бедствием считал.
И был Кайафа убежден,
Что благодетельствует он.
Мы смотрим в Библию весь день:
Я вижу свет, ты видишь тень.
Перевод С. Я. Маршака Собрание сочинений С. Я. Маршака в восьми томах. Т. 3. М., "Художественная литература", 1969.
Блейк был искателем духовной истины нежели приверженцем какой-либо конфессии. На его мировоззрение оказали значительное влияние идеи шведского теолога Эмануэля Сведенборга. В апреле 1789 года он даже посетил генеральную конференцию Новой Церкви, основанной последователями Сведенборга в Лондоне. Его поэма "A divine image" (Божественный образ) несет явные следы влияния "Церкви нового Иерусалима".
Блейк всей душой любил мир духа и питал отвращение к "формальной" религии, особенно когда она была связана с государством. В своих комментариях к "Apology for the Bible" (1797) (Апологии Библии) епископа Уотсона (1797) он писал, что "все […] кодексы, выданные под предлогом божественного повеления, были тем, чем Христос их назвал: мерзостью, приводящей в запустение, то есть Государственной Религией". Позже в том же тексте он заявлял: "Зверь и Блудница правят без контроля". По свидетельству его давнего друга Джона Томаса Смита, "он последние сорок лет не посещал ни одного места богослужения". Для Блейка истинное поклонение заключалось в личном общении с духом.
Центральным понятием в религиозном мировоззрении Блейка была сила воображения. Он считал воображение божественной способностью человека, самим воплощением Бога. Иисуса Христа он воспринимал как олицетворение этой божественной силы. Блейк противопоставлял воображение разуму, который, по его мнению, был ограниченным и сковывающим, в то время как воображение было освобождающим и божественным.
Was Jesus gentle, or did He
Give any marks of gentility?
When twelve years old He ran away,
And left His parents in dismay.
When after three days‟ sorrow found,
Loud as Sinai‟s trumpet-sound:
„No earthly parents I confess—
My Heavenly Father‟s business!
...
And favour gains with God and men.‟
John from the wilderness loud cried;
Satan gloried in his pride.
„Come,‟ said Satan, „come away,
I‟ll soon see if you‟ll obey!
John for disobedience bled,
But you can turn the stones to bread.
God‟s high king and God‟s high priest
Shall plant their glories in your breast,
If Caiaphas you will obey,
If Herod you with bloody prey
Feed with the sacrifice, and be
Obedient, fall down, worship me.‟
Thunders and lightnings broke around,
And Jesus‟ voice in thunders‟ sound:
„Thus I seize the spiritual prey.
The Everlasting Gospel
Уж так ли кроток был Христос?
В чем это видно, - вот вопрос.
Ребенком он покинул дом.
Три дня искали мать с отцом.
Когда ж нашли его, Христос
Слова такие произнес:
- Я вас не знаю. Я рожден
Отцовский выполнить закон
...
Он проповедовал учтивость,
Смиренье, кротость, но не льстивость.
Он, торжествуя, крест свой нес.
За то и был казнен Христос.
Антихрист, льстивый Иисус,
Мог угодить на всякий вкус,
Не возмущал бы синагог,
Не гнал торговцев за порог
И, кроткий, как ручной осел,
Кайафы милость бы обрел.
Бог не писал в своей скрижали,
Чтобы себя мы унижали.
Себя унизив самого,
Ты унижаешь божество...
Ведь ты и сам - частица вечности.
Молись своей же человечности
Перевод С.Я. Маршака Собрание сочинений С.Я. Маршака в восьми томах. Т. 3. М., "Художественная литература", 1969.
Становление художника и гравера
С самого детства Уильям Блейк питал страстное желание стать художником, что было довольно необычным стремлением для выходца из семьи мелких торговцев и нонконформистов (протестантов, не принадлежавших к Англиканской церкви). Однако отец Блейка поощрял его мечту и отправил в Рисовальную школу Генри Парса на Стрэнде в Лондоне (1767–1772). Юный Блейк надеялся поступить в ученики к одному из мастеров недавно сформировавшейся и процветающей английской школы живописи, но плата за обучение оказалась непомерно высокой для семейного бюджета.
В 1772 году вместе с отцом он отправился на собеседование к известному и модному граверу Уильяму Уинну Райленду. Юный Уильям неожиданно воспротивился этой кандидатуре, заявив: "Отец, мне не нравится лицо этого человека; кажется, его повесят". Удивительно, но одиннадцать лет спустя Райленда действительно казнили через повешение за подделку документов, и он стал одним из последних преступников, принявших мученическую смерть на печально известной виселице Тайберн.
В конечном итоге, юный Блейк был отдан в ученики к Джеймсу Базиру (1730–1802), весьма ответственному и консервативному гравёру-линейщику, специализировавшемуся на архитектурных изображениях. С 1772 по 1779 год Блейк жил с семьей Базира на Грейт-Куин-стрит, недалеко от Линкольнс-Инн-Филдс в Лондоне. Здесь он освоил все тонкости граверного дела: научился полировать медные пластины, затачивать штихели, растирать краску, уменьшать изображения до нужного размера, подготавливать пластины к травлению кислотой и, наконец, уверенно проводить острым штихелем по меди, работая при приглушенном свете, чтобы избежать ослепления от блестящей поверхности отполированной меди.
Блейк достиг такого мастерства во всех аспектах своего ремесла, что Базир доверял ему самостоятельно работать над важными проектами. Одним из таких заданий стала поездка в Вестминстерское аббатство для копирования великолепных средневековых памятников. Эти гравюры предназначались для одного из величайших иллюстрированных английских изданий последней четверти XVIII века – антикварного труда Ричарда Гофа "Sepulchral Monuments In Great Britain" (Надгробные памятники Великобритании). Работа стала важным этапом в становлении Блейка не только как технически одаренного гравера, но и как художника, способного интерпретировать и передавать величие и детали исторических артефактов.
Период независимой работы и признание граверного мастерства
Завершив свое обучение в 1779 году, Блейк с энтузиазмом принялся за самостоятельную работу в качестве гравера. Его частым заказчиком стал известный продавец и издатель книг Джозеф Джонсон. На первых порах Блейк в основном занимался репродукционной гравюрой по рисункам других художников, примером чему служат две модные иллюстрации для "The Ladies New and Polite Pocket Memorandum-Book (1782)" (Новой и изысканной карманной памятной книжки для леди). Он также выполнил важные гравюры для "Essays on Physiognomy (1789)" (Очерки по физиогномике) швейцарского писателя Иоганна Каспара Лаватера , "Botanic Garden (1791)" (Ботанического сада) английского врача Эразма Дарвина и для эксцентричной книги его друга Джона Габриэля Стедмана "Narrative of a Five Years’ Expedition Against the Revolted Negroes of Surinam (1796)" (Рассказ о пятилетней экспедиции против восставших негров Суринама).
Со временем Блейк приобрел такую известность, что начал получать заказы на гравировку собственных рисунков. Однако новаторский и необычный стиль Блейка, изображавший духов с телесной плотью, вызвал неоднозначную реакцию. Одна из рецензий в "The British Critic (1796)" (Британский критик) назвала его работы "искаженными, абсурдными" и порождением "извращенной фантазии".
Наибольшую известность получили гравюры Блейка к поэме Роберта Блэра "The Grave (1808)" (Могила). Публикация вызвала новую волну критики. Кженедельное издание "The Examiner" (Экземинер) высмеяло "representing the Spirit to the eye" (абсурдность изображения Духа глазом), а "Antijacobin Review" (Анти-якобинское обозрение) не только осудило рисунки как “the offspring of a morbid fancy,” (порождение болезненной фантазии), не сумевшие "to connect the visible with the invisible world" (соединить видимый с невидимым миром), но и высмеяло работу Блейка "To the Queen" (Посвящение Королеве).
Фронтисписом к изданию стала гравюра с портрета Блейка работы Томаса Филлипса, впоследствии ставшего самым известным изображением художника. На нем Блейк изображен с карандашом в руке, что соответствовало действительности, и в жилете с элегантным жабо, что создавало ложное впечатление о нем как о джентльмене. Однако самой примечательной чертой портрета были его выразительные глаза. По словам знакомого Блейка, Аллана Каннингема, во время сеанса художник и портретист говорили о картинах ангелов, и Блейк рассказал, что архангел Гавриил сообщил ему, что Микеланджело мог бы написать ангела лучше, чем Рафаэль.
Несмотря на противоречивую реакцию на его собственные проекты, Блейк продолжал получать важные заказы на гравюры к произведениям других авторов. Блейк также издавал гравюры по собственным рисункам, хотя и небольшими тиражами. Одной из самых известных является гравюра "Glad Day" (Радостный день), обнаженного юношу, танцующего на вершинах гор.
Более амбициозным было изобретенное им около 1795 года метод цветной печати, до сих пор до конца не изученный, который он использовал для создания 12 больших цветных гравюр, включая "God Judging Adam" 1795 (Бог, судящий Адама) и "Newton" (Ньютон). Последняя изображает великого математика обнаженным, сидящим на скале на дне моря и рисующим геометрические фигуры. Эти гравюры были напечатаны всего в двух-трех экземплярах каждая, и некоторые из них оставались у Блейка до самой смерти.
Одним из самых трагических событий в жизни Блейка стала смерть его любимого 24-летнего брата Роберта от туберкулеза в 1787 году. В последние две недели жизни Роберта Вильям неотлучно находился рядом с ним. После смерти брата Блейк, по словам Александра Гилкриста, видел, как его "освобожденный дух вознесся на небеса сквозь обычный потолок, хлопая в ладоши от радости". Это событие глубоко повлияло на психику Блейка и его творчество, найдя отражение в его будущих поэмах.