(Продолжение статьи, начало публикации 4 мая)
«СЕАНСЫ ПСИХОАНАЛИЗА» ДЛЯ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ
РОУЗ ДЕ ВИТ БЬЮКЕТЕР
Оральная и анальная стадии фиксации либидо главной героини
Фильм построен в виде психоаналитического исследования воспроизведенных событий из юности главной героини. Имеется изображение классической кушетки, есть молчаливые слушатели с диктофоном, которые подобно психотерапевту записывают на плёнку воспоминания, излагаемые Розой в виде свободных ассоциаций. «Свободная ассоциация остаётся основным и единственным методом коммуникации для пациентов в ходе психоаналитического лечения. Интерпретация же остаётся основным, наиболее важным инструментом аналитика» (9.13)
В определённых местах, по завершении серии воспоминаний, даются чёткие интерпретации как бы аналитиком – одним «продвинутым» членом команды по фамилии Бодин. Они нужны для получения «инсайта», как для героини, так и для зрителя, который также участвует в сеансе проведения психоанализа, переживая вместе с ней сильные эмоции, вызываемые у них, в зависимости от ситуации: то чувство радости, то горя, равно как и другие оттенки переживаний.
Героиня полулежит на кресле, разглядывая рисунок, где она изображена лежащей на кушетке. Ей показывают вещи, поднятые со дна океана, и она, спустя 84 года, признаёт свою заколку в виде бабочки, треснувшее зеркальце на ручке. Она смотрит видеозапись подводных съёмок останков корабля, узнаёт каминную резную доску, ванну, ажурную дверцу и постепенно в её памяти начинают оживляться события, происходившие с нею в то время.
На глазах изумлённого зрителя киноэффекты превращают останки корабля на дне океана в лайнер, готовый к отплытию. Временами кадровое изображение как бы расплывается, делается нечётким, вместо юного прекрасного лица девушки на экране появляется морщинистое лицо пожилой женщины, но с такими же блестящими живыми глазами. На некоторое время происходит прерывание потока свободных ассоциаций, но взгляд женщины останавливается на каком-либо предмете, поднятом со дна океана, и поток воспоминаний, ассоциаций возобновляется.
Очень символично то, что каждый раз зритель вместе с героиней как бы погружается в глубины бессознательного (БСЗ), которое также глубоко и непостижимо, словно океанская пучина, которая по крупицам раскрывает тайны, скрытые в ней. Они, эти тайны, настолько глубоко спрятаны под бездонной толщей воды, что окружающие персонаж люди даже не догадываются об их существовании. И сама героиня с удивлением осознаёт, какие страсти были похоронены в её душе 84 года назад.
«Свободная ассоциация, в сущности, приводит к обнажению болезненных интимных деталей частной жизни. Из этого следует, однако, что пациент должен обладать высоким уровнем честности и интегрированности характера. Это также требует способности умно рассказывать о неуловимых комбинациях эмоций» (9.67)
Авторы фильма указывают на какого-либо персонажа, как бы вскользь сообщая сведения о нём – капитан, изобретатель, друг Джека – у героини возникают свободные ассоциации, затем происходит осознание Розой его роли в её судьбе и следует глубокая проработка. Вещи, герои, события, словно пунктиром насквозь, проходят через фильм, к ним всё время приходится возвращаться.
В начале фильма объектив камеры выхватывает кадр с личиком куклы, зарытой в песке, и даже непроизвольно вздрагиваешь, приняв головку за череп ребёнка, а потом мы видим по ходу действия цельную куклу с длинными вьющимися волосами в руках у девочки Коры. В первых кадрах фильма автомобиль «Рено», сияя лакированными боками, «плывёт» по воздуху над головами толпы для погрузки на корабль. В середине картины в нём уединяется Роза со своим возлюбленным. Это событие взято из личной жизни режиссёра, как оживление его собственных воспоминаний. Джеймс Кэмерон делился в прессе впечатлениями о том, как однажды со своей бывшей супругой актрисой Кэтрин Бигелоу занимался любовью на заднем сиденье автомобиля в трюме сухогруза, стоявшего на приколе в порту, куда они забрели в поисках уединения.
«Итак, мы можем показать, как складывается сексуальная жизнь ребенка, прежде чем установится примат гениталий, который подготавливается в первую инфантильную эпоху до латентного периода и непрерывно организуется в период полового созревания. В этот ранний период существует особого рода неустойчивая организация, которую мы называем прегенитальной. Но на первом плане в этой фазе выступают не генитальные частные влечения, а садистские и анальные. Противоположность мужского и женского здесь не играет никакой роли; её место занимает противоположность активного и пассивного, которую можно назвать предшественницей сексуальной полярности, с которой она позднее и сливается. То, что в проявлениях этой фазы нам кажется мужским, рассмотренное с точки зрения генитальной фазы оказывается выражением стремления к овладению, легко переходящего в жестокость. Стремления, имеющие пассивную цель, связываются с очень значимыми для этого времени эрогенными зонами у выхода кишечника». (1.105)
Фильм символически показывает, как бы стадии взросления, формирования личности – оральная, садистски-анальная и генитальная. В начале фильма преобладает оральная стадия, иллюстрируя которую авторы показывают роскошное убранство корабля, изысканные наряды публики, чудесные кушанья в ресторане, богато обставленные каюты. Роза соглашается выйти замуж за обеспеченного человека, потому что у неё с матерью после смерти отца остались только долги; её внешность и громкая фамилия семьи. Девушке жених вовсе не противен, но принуждение к браку кажется ей лишением свободы. Это не мешает ей пользоваться плодами труда на ниве бизнеса её жениха. Она возит с собой груду чемоданов с нарядами, коробки с картинами. Апофеозом анальной фиксации молодой четы является водружение в центре изысканного интерьера гостиной уродливого зелёного сейфа, набитого деньгами
«У частных влечений этой фазы нет недостатка в объектах, но все эти объекты необязательно соединены в одном объекте. Садистски-анальная организация является ближайшей ступенью к фазе генитального господства. Более подробное изучение показывает, сколько от этой организации сохраняется в более поздней окончательной форме сексуальности и какими путями её частные влечения вынуждены включаться в новую генитальную организацию. За садистски-анальной фазой развития либидо нам открывается ещё более ранняя, ещё более примитивная ступень организации, в которой главную роль играет эрогенная зона рта».(1.105)
В начале фильма героиня, отчаявшись, чуть не бросилась в бездну океана с кормы «Титаника». В символическом смысле это могло бы быть, как «пуститься во все тяжкие». Джек уберёг её от этого шага, но показал ещё один путь возможного развития судьбы девушки. Он своими рассказами доказал ей насколько может быть привлекательною свобода от предрассудков, от общества. Свобода выбора, а не диктат матери, желающей улучшить собственное материальное положение за счёт выгодного брака дочери. В фильме есть сцена, когда мать Розы призывает дочь смириться с окружающей действительностью. Подкрепляя слова действием, она отсылает горничную Труди, чтобы самой продолжить шнуровку корсета на теле дочери. Каждое требование о смирении она сопровождает затягиванием корсета с такой силой, что дочь высказывает опасение по поводу её возможного носового кровотечения.
Смирившись, как ей кажется, с неизбежным, Роза вспоминает о том, какие религиозные мессы проводились на корабле. Прослушав проповеди и поучаствовав в совместных песнопениях, она вновь дает понять Джеку, что его усилия напрасны. На что он ответил: «Я вполне понимаю, что ничего не могу предложить тебе, Роза. Ты – сильная. Но когда-нибудь ты не выдержишь навязанной тебе жизни. И тот огонёк, что так привлёк меня в тебе, погаснет».
Значение религиозного воспитания трудно переоценить. Мнение по этому поводу вновь нахожу у З. Фрейда. «…Результаты соответствуют тому, чего добивалось воспитание. Садистически-мазохистическая организация медленно приходит к концу… вместо боязливого отрицания сексуальности наступает её высшая форма. Набожность становится господствующим фактором в жизни ребёнка. Религия совершила то, для чего она вводится в воспитание. Она укротила сексуальные стремления ребёнка, дав им возможность сублимироваться и остановиться на чём-нибудь твёрдо, уменьшила значение его семейных отношений и предотвратила угрожающую ему изоляцию благодаря тому, что открыла для него связь с великой общественностью. Дикий, запуганный ребёнок стал социальным, нравственным и поддающимся воспитанию». (9.349)
Удачно преодолев оральную и анальную стадии фиксации либидо, героиня готова перейти к генитальной стадии развития личности. Она отказывается от материального благополучия с нелюбимым человеком, ради свободы выбора своей собственной судьбы. В катастрофических условиях личность созревает или разрушается мгновенно. В обыденной жизни процесс становления личности может тянуться десятилетиями, при условии, что он не стопорится неврозами и неодолимыми комплексами.
Очень символично, что катастрофа на «Титанике» явилась крахом иллюзий и для сотен человек, опрометчиво пустившихся на нём в плавание.
Генитальная любовь, как высшая стадия развития человеческой личности
Сеанс психоанализа для главной героини Розы Келверт, на мой взгляд, достиг наивысшей стадии развития, когда она вспоминает о самом эротичном моменте в своей жизни. Она представляет себя лёжащей на кушетке, где обнажённой позирует художнику. Роза подтрунивает над его смущением, проводит языком по пересохшим губам, как бы подготавливая к неминуемо последующей сцене любви. Зритель с легким разочарованием следит за тем, как любовная парочка покидает роскошные апартаменты, оставив в сейфе, набитом деньгами, для жениха Розы колье «Сердце океана» и рисунок с её обнажённой натуры.
Но потом создатели фильма создают условия сексуального напряжения для зрителя. Это сопереживание их бегству от личного телохранителя Кэла по длинным коридорам и переходам. Это спуск героев, охваченных любовной лихорадкой, на лифте вглубь трюма корабля. Им кричит огромный матрос: «Туда нельзя!». Но в машинном отделении влюблённые продолжают свой стремительный бег, а вокруг них ходят вверх-вниз огромные поршни, крутятся маховики; паровые котлы, кажется, вот-вот разорвёт от давления. Полуголые потные люди ритмично бросают лопатами уголь в топку. Возникает ощущение нестерпимого любовного жара. И как точка в любовном акте - распластанная на запотевшем стекле тонкая женская рука, в изнеможении скользящая вниз. (Перед этим Роза и Джек забрались в салон великолепного автомобиля «Рено»). Ни одной «натуральной сцены», никакого обнажения главных героев, а у зрителя полное ощущение произошедшего любовного акта. По окончании которого, героиня говорит о любви своему новому избраннику.
По сюжету им предстоит пройти ещё испытание возникших чувств в борьбе со стихией, в противостоянии обманутому жениху. Увидеть и пережить проявление эмоций, страстей в условиях экстремальных ситуаций. И как апофеозом творчества зритель невольно будет восхищаться сценой, где корма корабля подобно вздыбленному гигантскому фаллосу с мощными винтами в основании, горделиво воцарится над людской суетой вокруг него. Могущественно и величественно восстав посреди неукротимой стихии. Символическое воплощение основного инстинкта, показавшись во всём своём великолепии и красе, медленно уйдёт в океанскую бездну, словно погружаясь в глубины бессознательного. Сеанс психоанализа для Розы окончен.
(в статье использованы фотографии с сайта "Кинопоиск")
#З.Фрейд, #свободнаяассоциация, #психоанализ, #прегенитальная, #оральнаястадия, #анальная, #фиксациялибидо, #Титаник, #инсайт