Найти в Дзене
Учёный КотоПëс

"Ермак" Сергея Михеенкова - история о том, как вольные казаки становились "государевыми" людьми.

Всем привет! В рамках марафона, организованного хозяйкой замечательного канала "Библио Юлия", Юлией Комаровой, совместно с издательством "Молодая гвардия", читаем сегодня историко - документальный роман Сергея Михеенкова "Ермак" из серии "ЖЗЛ". Книга появилась в домашней библиотеке именно благодаря Юлии и издательству: ей она наградила меня за активное участие в осеннем марафоне чтения биографий (за тот марафон я прочитал три книги, в одной из них рассказав об истории серии вообще - интересно, посмотрите по ссылке ниже). И вот, наконец, представился шанс взять в руки Юлин подарок. Автор, Сергей Егорович Михеенков, родился в 1955 году в Калужской области, закончил филологическое отделение Калужского пединститута и Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. Живёт в Тарусе. Автор более сорока историко - документальных и художественных произведений, большинство которых посвящено событиям Великой Отечественной войны (если пройдете по ссылке выше с анонсом марафона и апрельских новинок

Всем привет! В рамках марафона, организованного хозяйкой замечательного канала "Библио Юлия", Юлией Комаровой, совместно с издательством "Молодая гвардия", читаем сегодня историко - документальный роман Сергея Михеенкова "Ермак" из серии "ЖЗЛ". Книга появилась в домашней библиотеке именно благодаря Юлии и издательству: ей она наградила меня за активное участие в осеннем марафоне чтения биографий (за тот марафон я прочитал три книги, в одной из них рассказав об истории серии вообще - интересно, посмотрите по ссылке ниже). И вот, наконец, представился шанс взять в руки Юлин подарок.

Автор, Сергей Егорович Михеенков, родился в 1955 году в Калужской области, закончил филологическое отделение Калужского пединститута и Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. Живёт в Тарусе. Автор более сорока историко - документальных и художественных произведений, большинство которых посвящено событиям Великой Отечественной войны (если пройдете по ссылке выше с анонсом марафона и апрельских новинок "ЖЗЛ" от Юли, увидите написанные им для серии биографии Жукова, Конева, Рокоссовского). Но читаемая сегодня книга совсем о других славных событиях российской истории.

Сергей Михеенков - автор, написавший для издательства "Молодая гвардия" множество замечательных биографий.
Сергей Михеенков - автор, написавший для издательства "Молодая гвардия" множество замечательных биографий.
Сегодня читаемую книгу из серии "ЖЗЛ" представляет Дженька.
Сегодня читаемую книгу из серии "ЖЗЛ" представляет Дженька.

Почему - то с детских лет запало, что Ермак прославился как славный покоритель Сибири, и знаменитое полотно Сурикова в немалой степени этому способствовало. Но Михеенков утверждает, что звезда Ермака взошла гораздо раньше, в Молодинской битве близ Серпухова с Крымским ханом Девлет Гиреем, воспользовавшимся ослаблением русского войска в ливонской войне и отправившимся в поход на Москву.

Картина Сурикова "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем"
Картина Сурикова "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем"

Автор поясняет, почему в эту лихую для Отчизны годину Иван IV «Грозный» призвал казаков под свои стяги: казаки считались универсальными воинами, хорошо экипированными и вооружёнными: сабля, копьё, кинжал, лук, пищаль со свинцовым запасом... Казаки одинаково хорошо владели и верховым боем, и осадным. Умели драться в пешем строю и в обороне. Прекрасно владели как копьём и саблей, так и пищалью, имея за плечами опыт многих схваток и походов. Именно казаки были эффективны против степняков, знали их повадки и уловки, умели пользоваться слабыми сторонами их тактики. Поэтому то хан Девлет Гирей, воин, перед которым многие противники трепетали и падали ниц, потерявший не без помощи казаков за несколько дней боёв тысячи своих лучших воинов, включая ближайших родственников, и оставил свои мечты о походе на Москву и возрождении Золотой Орды, ведь «русские просторы, эта грубая земля, где растут лишь полынь и чертополох, готова поглотить целые реки крови, своей и чужой, и при этом не оставить и следа» (с).

Впрочем, казаки были при этом не так просты, обладая гордым нравом – под руку московских военачальников становиться отказывались, подчинялись лишь своим атаманам. За этот гордый нрав и не любили их: вероломные бояре пели Грозному в уши, что не нужно с ними расплачиваться за службу серебром и золотом, «тем более, что в казне его уже почти не осталось, пускай, мол, радуются прощению прежних грехов и воровства на порубежье и в поле. Лихой народец. Ослушники. Такие покажутся в поле – и попробуй отличи их от басурман»(с). Потому и понимают казаки, что «лукава Москва. Коварна. На благодарность скупа. И благодарность её коротка, и чем сгоряча сегодня пожалует, завтра из рук, гляди, и выдернет. И тому радуйся: лишь бы не вместе с головой. (с) Как показателен момент, когда после очередного похода на пути казаков встаёт Свияжск и они вознамериваются войти в город, помолиться Святой Троице, поблагодарив за удачу большой дороги, но воевода государевой крепости отказывает им, презрительно называя «скопом» и разрешая войти в Троицу лишь безоружному Ермаку. Остальные казаки, мол, пусть молятся у стены. Ответ атамана характеризует Ермака как предводителя войска: «Нет, благодарю за честь, а только без товарищей к Троице я не пойду. Помолюсь и я у стены. Она тоже православной кровью полита, а стало быть, тоже не без святости (с)»

Однако, как ни коварна и лукава Москва, а обойтись без услуг казаков она не может. И когда встаёт вопрос о том, кому усмирять остяков и вогулов, под науськиванье сибирского хана Кучума совершающих набеги на соляные варницы, выбор Москвы вновь падает на Ермака и сотоварищей. И они снова отправляются в поход, который, с одной стороны, одномоментно навсегда примирит казаков с Москвой - "ибо на чаше весов, где взвешиваются и государственные проступки, и подвиги во имя государства, сибирский поход перевешивал всё, даже самые тяжкие преступления"(с). А с другой - станет роковым для удалого атамана Ермака Тимофеевича...

Но не только о ратных подвигах казаков эта книга (хотя по большей части о них, конечно). Немалую часть повествования Сергей Егорович уделяет быту и нравам казачьего войска: неприхотливой, но такой сытной походной кухне (помимо всем известного кулеша, я открыл для себя такие казачьи блюда как саламаха/саламата, щерба, тетеря), жестоким наказанием и даже казням казаков за проступки, "дуванам" - сходкам по дележу добычи, на которых все равны, будь ты атаман, сотник или рядовой казак, боевому кличу "Бей - убивай", поднимавшему дух людей, возвращавшему силы уставшим и раненым, пуще ярившему вошедших в то состояние, когда стань на пути казака хоть десяток басурман, он одолеет и десяток.

Нашлось место в романе и теме исторической памяти. С большим удивлением для себя узнал, что против установки Памятного Креста Ермаку в Тюмени, освященного лично архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием, который видел своими глазами (многие из топонимов, упоминаемых в "Ермаке" мне вообще знакомы не понаслышке: в Тобольске учился, в Абалаке, где войскам Кучума было нанесено одно из самых сокрушительных поражений, был, Вагай, место предполагаемой гибели Ермака, посещал, в Югре живу) радикально настроенные мусульманские деятели предлагали перенести, заваливали кабинеты чиновников гневными письмами, что в "памяти сибирских татар Ермак - это просто пришлый разбойник и головорез"(с), а когда те не реагировали, действовали привычными радикалам методами - разбивали плиту с надписью, пытались сломать сам крест... Благо здравый смысл возобладал, и сегодня Поклонный Крест является нерушимой частью городской среды, напоминая потомкам о важном событии, про которое несколько веков спустя скажут "Богатство России Сибирью прирастать будет"...

Если анализировать роман Михеенкова с литературно - художественной точки зрения, то написан он в отличии от " канцелярщины" (ошибки, которую допускают многие авторы биографий) живым поэтичным языком, напоминающим блистательные исторические романы безмерно любимого мной Алексея Викторовича Иванова (а учитывая, что в одной из глав фигурируют герои "Тобола" Семён Ремезов и Григорий Новицкий, так вдвойне), а масштабными описаниями батальных сцен бессмертную повесть Гоголя "Тарас Бульба". Многие при этом могут сказать, что с точки зрения масштабного исторического исследования книга не очень ценна. Но автор и не ставил этого своей целью, оставляя историческое историкам. Цель же Михеенкова была гораздо скромнее: напомнить потомкам о славной фигуре Ермака и о подвигах его дружины, которые она совершила во славу Отечества, пусть порой и неосознанно. И с этой своей задачей Сергей Егорович справился, на мой взгляд, блестяще.

На этом прощаюсь с вами, дорогие друзья! А вы любите читать книги из серии "ЖЗЛ"? Может быть, и у Михеенкова что - то читали? Тогда предлагаю вам обсудить его творчество в комментариях, поспорим, подискутируем! Ну, а пока - пока! Всем только позитивных эмоций от книг! И до новых книжных встреч на канале "Учёный кот"!