Найти в Дзене
Учёный КотоПëс

"ЖЗЛ: Ильюшин" Феликса Чуева - путь от "вологодского мужичка" до трижды героя Социалистического Труда.

Всем привет! Сегодня обсуждаем не совсем типичную лично для меня книгу (публицистику читаю крайне редко) - библиографический роман "Ильюшин" из серии "Жизнь замечательных людей", или "ЖЗЛ", выпускаемых в издательстве "Молодая гвардия". Книга ворвалась в сентябрьский план чтения неожиданно - хозяйка дружественного канала "Библио Юлия", Юлия Комарова, предложила всем желающим поучаствовать в марафоне чтения книг, в разные годы изданных в серии (ссылку на марафон прикрепляю ниже, присоединяйтесь к нашей теплой компании и выигрывайте замечательные призы). В нашей библиотеке книг серии было немного, взял, что было, и не пожалел... Впрочем, давайте для начала вспомним историю серии, которая насчитывает без малого сто тридцать лет. Первые книги серии, охватывавшие биографии выдающихся личностей различных эпох и народов, включая политиков, ученых, писателей и художников были изданы в 1890 году в издательстве Флорентия Павлёнкова, придумавшего и запустившего её под названием «Биографические оч
Оглавление

Всем привет! Сегодня обсуждаем не совсем типичную лично для меня книгу (публицистику читаю крайне редко) - библиографический роман "Ильюшин" из серии "Жизнь замечательных людей", или "ЖЗЛ", выпускаемых в издательстве "Молодая гвардия". Книга ворвалась в сентябрьский план чтения неожиданно - хозяйка дружественного канала "Библио Юлия", Юлия Комарова, предложила всем желающим поучаствовать в марафоне чтения книг, в разные годы изданных в серии (ссылку на марафон прикрепляю ниже, присоединяйтесь к нашей теплой компании и выигрывайте замечательные призы). В нашей библиотеке книг серии было немного, взял, что было, и не пожалел... Впрочем, давайте для начала вспомним историю серии, которая насчитывает без малого сто тридцать лет.

Первые книги серии, охватывавшие биографии выдающихся личностей различных эпох и народов, включая политиков, ученых, писателей и художников были изданы в 1890 году в издательстве Флорентия Павлёнкова, придумавшего и запустившего её под названием «Биографические очерки Жизнь замечательных людей». За четверть века, вплоть до Октябрьской Социалистической революции, издательством Павлёнкова было выпущено около 200 биографий, и собрать книги серии на полке мечтал каждый уважающий себя книголюб (у родителей друга была огромная коллекция, которой они очень гордились) .

Книжная полка с серией "ЖЗЛ" - мечта любого советского книголюба.
Книжная полка с серией "ЖЗЛ" - мечта любого советского книголюба.

Новую жизнь серия получила в 1933 году, когда в издательстве "Молодая гвардия" под кураторством Максима Горького она была возрождена. Писать для серии считали для себя честью многие из советских авторов (биографию Мольера, например, написал Михаил Афанасьевич Булгаков, но книга была "забракована" лично Горьким с формулировкой «за немарксистский подход к жизнеописанию»). Интересно, чтобы Горький сказал о биографиях буржуазных деятелей Генри Форда, Линкольна или Наполеона, вышедших в годы оттепели?

После развала СССР серия не умерла, но "застыла" - в перестроечные годы и при Ельцине в год выходило максимум по две биографии (читаемая сегодня, кстати, относится именно к тому периоду). Очередной этап возрождения произошёл в 2005, когда нынешним инагентом Быковым была написана биография Пастернака, живая и яркая. Именно тогда издательством "Молодая гвардия" и было принято решение не только издавать новые биографии, но и переиздавать старые. Всего за двадцать с небольшим лет было выпущено около 1200 книг (примерно 54 книги в год).

Биография знаменитого авиаконструктора Ильюшина написана в 1998 (переиздана "Молодой Гвардией в 2010) году Феликсом Ивановичем Чуевым, советским и российским писателем, поэтом - песенником, публицистом. Родился в семье военного лётчика, после окончания школы сам пытался связать свою жизнь с авиаций, поступив в Чугуевское военное авиаучилище лётчиков, но по состоянию здоровья был комиссован. Закончил факультет автоматики и вычислительной техники Московского энергетического института, тогда же начал писать первые стихи, многие их которых в соавторстве с Шаинским и Догой стали песнями, и романы. Определяющей темой в творчестве стала тема лётчиков и судьбы послевоенного поколения. И биография авиаконструктора, приложившего свою руку к созданию штурмовой, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации, как нельзя лучше отражает основные мотивы его творчества.

Феликс Чуев - советский писатель, автор песенник, публицист.
Феликс Чуев - советский писатель, автор песенник, публицист.
Сергей Владимирович Ильюшин - авиаконструктор, жизнь которого стала бы прекрасным сюжетом для художественной книги.
Сергей Владимирович Ильюшин - авиаконструктор, жизнь которого стала бы прекрасным сюжетом для художественной книги.
Редкий фотокадр - Ильюшин лично за бортом спортивного самолёта (вскоре Сталин издаст указ, запрещающий авиаконструкторам лично пилотировать самолёты)
Редкий фотокадр - Ильюшин лично за бортом спортивного самолёта (вскоре Сталин издаст указ, запрещающий авиаконструкторам лично пилотировать самолёты)

Биографию из серии "Жизнь замечательных людей" сегодня представляет Джессика
Биографию из серии "Жизнь замечательных людей" сегодня представляет Джессика

Нам предстоит вместе с Сергеем Владимировичем Ильюшиным пройти непростой жизненный путь от последнего ребёнка из многодетной крестьянской семьи (Серёжа был одиннадцатым) до академика АН СССР, генерал - полковника инженерно - технической службы, трижды Героя Социалистического Труда. Случайно попав в юности на праздник воздухоплавания и собственными глазами увидев гибель лётчика, Ильюшин буквально заболел небом (как перекликается здесь его биография с биографией героя безмерно любимого мной романа Водолазкина "Авиатор"). Потом было участие в первой мировой войне, лётная школа, в которые разрешили зачислять представителей низшего сословия, участие в производстве знаменитого вологодского масла (приняв идеалы Великого Октября, Ильюшин стал заведующим отделом промышленности Вологодского совнархоза и по должности участвовал в конфискации частных маслобоек и постановке их на государственный баланс), увлечение планеризмом, изобретение самого массового штурмовика второй мировой войны, который русские называли летающим танком, а "неустрашимые" арийцы - "чёрной смертью", за которое Гитлер назначил его своим личным врагом, непростых, но тем не менее, уважительных отношениях со Сталиным, и ещё более непростых, но менее уважительных отношениях с Хрущёвым. И КБ, которое он бессменно возглавлял на протяжении более четырех десятков лет. При этом исключительно казалось бы "технарь", прекрасно играл на гармони и был чрезвычайно начитанным человеком: обожал Пушкина, Толстого, Шекспира, Хемингуэя... Автор приводит воспоминания одного из сотрудников КБ "Ильюшин" о литературном "батле", который они организовали с главным конструктором на одном из застолий (Ильюшина сегодня назвали бы сторонником развития "корпоративной культуры"), взявшись читать стихи Пушкина. И хотя Ильюшин проиграл, он декламировал стихи "солнца русской поэзии" не менее полутора часов!!!

Целый пласт книги уделён личности Иосифа Сталина. У Чуева он, правда, предстаёт не привычным кровавым тираном, а мудрым руководителем, дальновидным политиком, практически создавшим с нуля советскую военную и гражданскую авиацию, обычным человеком, которому свойственно ошибаться, но и готовым признавать собственные ошибки (Ильюшин долго убеждал его в том, что Ил - 2 должен быть двухместным, но Сталина уверяли в обратном. Когда же летчики оказались слишком уязвимыми перед "мессершмиттами", заходившими в хвост, Сталин публично признал свою ошибку, и Ильюшин в кратчайшие сроки был вынужден перестраивать самолёт) и способным на шутки, пусть и кажущиеся нам варварскими (однажды он накачал Ильюшина до бессознательного состояния и сотрудники охраны вручили жене авиаконструктора "труп). Кто - то может не согласиться с такой трактовкой личности Сталина, мне же она импонирует и я её разделяю.

Немало размышляет Чуев и об эпохе 90 - ых, в ходе которых он писал свою книгу. Он пишет: "Ах, подумаешь Отечество! Нынче размордилась порода, которой наплевать на это понятие. И бездарям, и кое - каким талантам стало всё равно, как жить, кому служить. Бездарям лишь бы деньги, талантам - выразить себя, не печалясь об Отечестве или не думая о нем"(с). Сколько боли целого поколения, к которому принадлежал и сам Ильюшин, идеалы которого в одночасье оказались никому не нужны, выражено в этой короткой, но емкой фразе.

Впрочем, за всеми этими лирическими отступлениями стоит исполином фигура Сергея Ильюшина - "вологодского мужичка", всю свою жизнь посвятившего служению отечеству, создавшего советские "бренды", широко востребованные на мировом авиационном рынке. Жизнь, достойная быть описанной в художественной книге, биография, достойная экранизации... И написал её Чуев замечательно: ярко, эмоционально и увлекательно, не ограничиваясь только сухими биографическими фактами. Это мой первый опыт чтения биографий, но я обязуюсь прочитать ещё биографию Петра I (она уже почти дочитана, осталось чуток) и, если позволит плотный график, может быть, ещё прочитаю биографию Бетховена.

На этом же с вами прощаюсь! Всем только позитивных эмоций от книг! и до новых книжных встреч на моём канале!