Найти в Дзене

Арсенал Победы. Военная техника, обеспечившая победу. Часть 4 «Огневая мощь на рельсах»

Оглавление

Бронепоезд «Железняков»

Бронепоезд "Железняков" вошел в историю обороны Севастополя как символ стойкости и отваги в 1941-1942 годах. За время своего боевого пути, исчисляемого 140 дерзкими вылазками, он сеял панику в рядах противника, подавляя огневые точки, уничтожая бронетехнику, разрушая долговременные оборонительные сооружения и нанося ощутимые потери живой силе. Потрясенное эффективностью "Железнякова", немецкое командование развернуло масштабную операцию по его уничтожению, задействовав авиацию и диверсионные группы. В наши дни, у стен севастопольского вокзала, можно увидеть сохранившийся паровоз легендарного бронепоезда, несущий на себе лозунг эпохи: "Смерть фашизму" – немой укор агрессору и дань памяти героям.

В первые, трагические месяцы Великой Отечественной войны советская промышленность совершила беспрецедентный рывок, переориентируясь на нужды фронта: конвейеры должны были выдать не мирную продукцию, а тысячи боевых машин – танков, самолётов, бронетранспортёров. В этой атмосфере всеобщей мобилизации получило второе рождение и строительство бронепоездов. Эти грозные железнодорожные крепости, ощетинившиеся орудиями и пулемётами под стальной бронёй, предназначались для выполнения критически важной роли – огневой поддержки наступающих пехотных, танковых и авиационных частей в непосредственной близости от железнодорожных путей. Их задачей было сокрушать вражеские позиции и обеспечивать продвижение советских войск.

4 ноября 1941 года Севастопольский морской завод явил миру не просто бронепоезд БП-5 – он выпустил на арену борьбы символ несгибаемой воли и мужества. Вдохновленные подвигами героя Гражданской войны, Анатолия Железнякова, бронепоезду присвоили его имя. "Железняков" не стал ждать – уже 7 ноября он вступил в бой, огнем своих орудий сокрушая позиции противника у Дуванкоя и подавляя вражеский огонь в Бельбекской долине. Первый рейд стал прологом к героической службе.

Бронепоезд «Илья Муромец»

-2

Илья Муромец – имя, звучащее как символ русской мощи. Но не только как былинный богатырь! В годы Великой Отечественной войны это имя носил бронепоезд, ставший стальным щитом на пути врага. Созданный руками муромских железнодорожников как дар фронту, этот бронепоезд воплотил в себе несокрушимую волю к победе. "Илья Муромец" прошёл сквозь пекло войны, избежав серьёзных ран, словно заговорённый на удачу. Начав свой поход в Муроме, он прорвался сквозь оборону противника почти до самого Берлина, где лишь рухнувший мост через Одер преградил ему путь. Сегодня паровоз этого легендарного бронепоезда, застывший на постаменте в родном Муроме, – это не просто памятник. Это живое напоминание о героизме и стойкости советского народа, о тех, кто сломил хребет фашистскому зверю.

1941 год навсегда врезался в память советских людей как год невиданных испытаний. На фронтах, от Бреста до Москвы, шли ожесточенные бои, где каждый солдат сражался за Родину. А в тылу, на заводах Урала и Сибири, рабочие, в том числе женщины и дети, совершали трудовой подвиг, работая по 16 часов и более, чтобы обеспечить фронт танками, самолетами и артиллерией.

В октябре 1941 года, когда враг рвался к Москве, Горьковский обком ВКП(б), осознавая критическую ситуацию, принял стратегическое решение: для защиты столицы создать два мощных бронированных поезда. Местом рождения одного из этих стальных гигантов был выбран Муром, а второй должен был появиться на свет в самом Горьком (ныне Нижний Новгород).

Не имея за плечами ни дня работы над военной техникой, муромские железнодорожники с головой окунулись в создание бронепоезда. Забыв об усталости после смены, они просиживали вечера над сложными чертежами бронеплощадки ПЛ-42, переданными военными. Кулебакский металлургический завод им. С. М. Кирова обеспечил их надежной броней, и вскоре в депо Мурома закипела работа по сборке. Уже через несколько месяцев, 8 февраля 1942 года, бронепоезд, рожденный из энтузиазма и самоотверженности, был готов к бою. Имя ему дали под стать его будущей миссии - "Илья Муромец", в честь легендарного богатыря, чья сила и преданность всегда вставали на защиту родной земли.

Бронепоезд «Козьма Минин»

-3

Бронепоезд "Козьма Минин" – не просто участник, а настоящая легенда Великой Отечественной войны. Его отличительной особенностью, выгодно выделявшей его среди собратьев, стало оснащение реактивными системами залпового огня "катюша". Это превращало его в мобильную, высокоэффективную артиллерийскую платформу, способную оказать решающую поддержку наступающим советским частям. "Козьма Минин" играл ключевую роль не только в подавлении огневых точек противника, но и в отражении атак с воздуха, выполняя задачи ПВО. Подобно бронепоезду "Илья Муромец", "Козьма Минин" прошел длинный и трудный путь, остановившись лишь в шаге от Берлина, где его участие было сорвано разрушением железнодорожного моста через Одер. Его уникальное вооружение и вклад в победу делают "Козьму Минина" одним из самых запоминающихся примеров советской военной техники.

Осенью 1941 года, в самое пекло войны, когда до официального призыва Наркомата обороны к массовому строительству бронепоездов оставалось ещё время, у горьковских железнодорожников родилась смелая идея. Задолго до директивы НКО № 22 сс, положившей начало всенародной "бронепоездной лихорадке", рабочие депо Горького загорелись желанием создать свой собственный бронированный локомотив. Инициатива, выросшая из народной воли, нашла горячую поддержку в Горьковском обкоме ВКП(б), который не только одобрил начинание железнодорожников, но и расширил его масштаб. Решено было запустить в работу сразу два бронепоезда, словно два стальных кулака, выкованных по единому замыслу: один – в сердце Горького, другой – в древнем Муроме.

Ради возведения этого "бронированного исполина" железнодорожники отдали не только часы своего труда, но и личные сбережения: создание "Козьмы Минина" стало подлинно народным проектом, финансируемым исключительно добровольными пожертвованиями. К общему делу подключилась и промышленность: кулебакские металлурги предоставили сталь для надежной защиты паровоза и платформ, а на заводе "Красное Сормово" отлили мощные башни, предназначенные для установки артиллерийских орудий.

В период острой нехватки ресурсов для поддержки депо, на помощь пришли эксперты из военной рембазы № 6, эвакуированной из Брянска и обосновавшейся в Богородске, Горьковской области. Этот союз горьковских железнодорожников и военных техников породил уникальный проект бронепоезда, признанный многими историками одним из самых эффективных за всю историю Великой Отечественной войны. Не имея опыта массового производства военной техники, железнодорожники, тем не менее, проявили смекалку и изобретательность, внося в конструкцию собственные, новаторские решения. Это привело к тому, что каждый бронепоезд, построенный в разных депо, обладал своим неповторимым характером и техническими особенностями.

Бронепоезд «Москвич»

-4

Бронепоезд под номером 670, получивший гордое имя "Москвич", появился на свет благодаря самоотверженному труду рабочих нескольких предприятий Раменского района. Его создание было продиктовано суровым временем: враг стоял у ворот Москвы, и каждый вклад в оборону был бесценен. Символично названный "Москвичом", он, однако, волею судьбы и стратегической необходимости, вместе с бронепоездом "Сталинец" встал на защиту Ленинградской области. Этот бронированный дуэт, совершив более 630 огневых налётов, стал грозным кошмаром для немецких войск, разрушая их технику, уничтожая вооружение и солдат, и неуклонно приближая долгожданный День Победы.

Перед лицом гитлеровской агрессии советский народ продемонстрировал невиданное единение, стремясь любыми силами приблизить победу. В один из самых драматичных моментов войны, в ноябре 1941 года, когда немецкие войска рвались к Москве, рабочие строительного участка № 181 треста «Стальконструкция», располагавшегося на территории ЦАГИ в посёлке Стаханово (Жуковский), проявили подлинный героизм. Они решили пожертвовать свои средства и силы, чтобы построить бронепоезд и передать его фронту.

Идея нашла поддержку не только на местном уровне – в Раменском горкоме ВКП(б), но и была одобрена Московским обкомом партии. Вскоре к инициативе присоединились коллективы различных предприятий: от знаменитого ЦАГИ и мощного комбината «Красный Октябрь» до артели «Целлулоид», Райпромкомбината и Раменского отделения Мособлэлектро.

Строительство столкнулось с серьезными трудностями, обусловленными дефицитом продовольствия, строительных материалов и рабочей силы. Чтобы ускорить ввод поезда в эксплуатацию, персонал работал в напряженном графике, сменяя друг друга через 16-18 часов. Суровые морозы зимы 1941-1942 годов стали дополнительной проблемой: из-за низких температур сварные швы трескались и разрушались. Для решения этой технологической задачи была применена новаторская методика: внутренний обогрев вагона во время проведения сварочных работ снаружи.

Несколько месяцев кропотливой работы подошли к концу. 5 апреля 1942 года стал днём триумфа: бронепоезд № 697, получивший звучное имя «Москвич», был с почестями передан войскам, готовым к защите Родины.

Бронепоезд «Смерть немецким оккупантам»

-5

В огненном горниле войны, когда враг осаждал Москву, бронепоезд «Смерть немецким оккупантам» стал грозным ответом фашистской агрессии. Этот бронированный кулак, созданный руками московских железнодорожников, был направлен на самые опасные участки фронта. Принимая участие в прорыве вражеской обороны под Ленинградом, он ежедневно, под шквальным огнём, поддерживал наступление советских войск. Его орудия, неумолкая, громили немецкие позиции, а зенитные установки отбивали налёты вражеской авиации.

Окутанный тайной военной необходимости, бронепоезд №681, словно стальной кулак, рождался в недрах депо имени Ильича Западной железной дороги. Строительство его, начатое в зловещем зареве конца 1941-го, было продиктовано отчаянной ситуацией на фронтах. Красная Армия, истекая кровью, сдерживала натиск немецкого Молоха. Поля сражений обагрялись не только кровью героев, но и железом поверженной техники: танками, распластанными под гусеницами, самолётами, рухнувшими огненными кометами, и артиллерийскими орудиями, замолчавшими навеки.

В попытке залатать зияющие бреши в обороне, высшее советское командование, под покровом строжайшей секретности, в октябре 1941 года издало судьбоносную директиву. Она предписывала формирование 32 дивизионов бронепоездов, каждый – ударной силой из двух бронированных исполинов. И вот, в ответ на этот секретный приказ, паровозо- и вагоноремонтные заводы, железнодорожные депо, словно алхимические лаборатории, забурлили жизнью, перестраиваясь на выпуск стальных крепостей на колесах. Застучали молотки, заскрежетали лебёдки, и из хаоса металла рождались защитники Родины – бронепоезда, призванные переломить ход войны.

Не остались в стороне от общего дела и железнодорожники депо имени Ильича Западной железной дороги. В начале 1942 года, демонстрируя единство тыла и фронта, они передали армии бронепоезд, получивший выразительное название «Смерть немецким оккупантам». Эта боевая единица была оперативно включена в состав 48-го отдельного дивизиона бронепоездов, укрепив его огневую мощь.