Найти в Дзене
Написатель

Моей бабушке было 4, когда началась война

Моей бабушке было 4, когда началась война. Что она могла запомнить? Да каждый день! Раздутые от голода животы детей, поиски гнилой картошки по полям, «хаванки» в лесных ямах. Как одни немцы уводили коров и красивых девок, а другие кормили малышню конфетами. Длинными такими, как нынешние вафельные трубочки. - Битте, - говорит. - Пожалуйста то есть. И тянет нам эту конфету. Мамка жмёт к себе. А он конфету развернул, сломал и откусил. Мол, не боись, не отравишься. У прабабушки было 9 детей, осталось 7. Прадед с войны не вернулся. О нём мне не рассказывали. По архивам нашла подходящего по фамилии, прописке и дате призыва человека. Уточнить уже не у кого. - 1 сентября мне в школу идти, а не в чем. Нашли приличный мешок, покрасили зеленкой, знатное получилось платье. Ох, как же я была довольна! - смеялась бабуля в каждое моё 1 сентября. Она строила Сибирь, вышла там замуж и родила маму, перенесла тиф и навсегда лишилась волос. Потом сбежала от мужа на малую родину, работала в суде, учила мен

Моей бабушке было 4, когда началась война. Что она могла запомнить? Да каждый день!

Раздутые от голода животы детей, поиски гнилой картошки по полям, «хаванки» в лесных ямах. Как одни немцы уводили коров и красивых девок, а другие кормили малышню конфетами. Длинными такими, как нынешние вафельные трубочки.

- Битте, - говорит. - Пожалуйста то есть. И тянет нам эту конфету. Мамка жмёт к себе. А он конфету развернул, сломал и откусил. Мол, не боись, не отравишься.

У прабабушки было 9 детей, осталось 7. Прадед с войны не вернулся. О нём мне не рассказывали. По архивам нашла подходящего по фамилии, прописке и дате призыва человека. Уточнить уже не у кого.

- 1 сентября мне в школу идти, а не в чем. Нашли приличный мешок, покрасили зеленкой, знатное получилось платье. Ох, как же я была довольна! - смеялась бабуля в каждое моё 1 сентября.

Она строила Сибирь, вышла там замуж и родила маму, перенесла тиф и навсегда лишилась волос. Потом сбежала от мужа на малую родину, работала в суде, учила меня читать, вязать, полоть редиску и топить печку в родительской хате.

Сейчас-то я понимаю, почему воспоминаний так мало: не принято было у взрослых того времени вываливать на детей своё житьё-бытьё. Кое-что я выцыганила-вытребовала, чтобы уж наверняка никогда не забыть…