Найти в Дзене

Нефть торгуется на уровне 20-летней давности, или Как Саудовская Аравия пытается принудить Казахстан к соблюдению квот добычи

Нефть торгуется на уровне 20-летней давности, или Как Саудовская Аравия пытается принудить Казахстан к соблюдению квот добычи

В 2025 году Казахстан может стать "внутренним врагом" ОПЕК+. Причина — стремление страны увеличить добычу нефти на фоне завершения масштабных проектов на месторождениях Тенгиз и Карачаганак.

Ввод нового месторождения в 2025 году

Проект расширения месторождения Тенгиз стоимостью $45 млрд, реализация которого длилась почти десятилетие, должен завершиться к середине 2025 года.

Ожидается, что он добавит около 260 000 баррелей нефти в сутки, что составляет примерно четверть от прогнозируемого роста мирового спроса на нефть в следующем году.

Это может повысить общую добычу Казахстана до рекордных 2 млн баррелей в сутки.

Однако текущие квоты ОПЕК+ ограничивают добычу Казахстана на уровне 1,468 млн баррелей в сутки с постепенным увеличением до 1,550 млн баррелей к сентябрю 2026 года.

Это означает, что страна столкнëтся с выбором: либо придерживаться соглашения и не использовать полностью потенциал новых мощностей, либо нарушить квоты и рисковать отношениями с картелем.

Саудовская Аравия: смена стратегии на фоне проблем с будущим бюджетом?

Саудовская Аравия, лидер ОПЕК+, изменила свою политику, решив увеличить добычу нефти, чтобы наказать страны, превышающие установленные квоты, включая Казахстан.

В апреле 2025 года ОПЕК+ неожиданно согласовала увеличение добычи на май, несмотря на низкие цены на нефть и ослабление спроса.

Это свидетельствует о стремлении Саудовской Аравии расширить свою долю на рынке. А мы уже писали, что саудовцы сами находятся в уязвимом положении относительно их бюджета и, мягко говоря, очень сильно зависят от нефтедобычи.

Казахстан: высокая себестоимость добавляет проблем

Казахстан уже неоднократно превышал установленные квоты ОПЕК+. В октябре 2024 года страна добывала на 90 000 баррелей в сутки больше установленной цели.

С учëтом значительных инвестиций в нефтяную отрасль и зависимости бюджета от нефтяных доходов соблюдение ограничений становится экономически невыгодным.

Кроме того, себестоимость добычи нефти в Казахстане выше, чем в странах Персидского залива. Средняя точка безубыточности для новых проектов в стране составляет около $67 за баррель, что делает конкуренцию на мировом рынке более сложной.

И всë это происходит на фоне того, что нефть марки Brent снизилась на 15% и сейчас торгуется на уровне двадцатилетней давности.

Напомню, что по самым СКРОМНЫМ подсчетам, опираясь исключительно на официальную статистику по инфляции от США, $60 в 2005 году эквиваленты сегодняшним $98-99. Хех.

Для России это всë тоже не очень хорошо, мягко говоря. Бюджет уже сверстан на увеличение дефицита. Ждём продолжение инфляции и падения рубля. Но об этом поговорим попозже.

Источники: Bloomberg, Курсив, Kaztag, Reuters

👍 Капиталистический Ватник. Подписаться