Во времена Великой Отечественной войны 1941–1945 годов песни такие как «Давай закурим», «Три вальса», «Катюша» поддерживали боевой дух солдат и вселяли надежду в сердца людей. Символом Победы стала песня «Синий платочек». Каждое исполнение Клавдии Ивановны Шульженко было целым спектаклем, наполненным выразительной мимикой, жестами, интонацией и даже использованием реквизита.
Клавдия Шульженко
Шульженко стала одной из самых знаменитых артисток Советского Союза, олицетворявшей победную эпоху и голосом той непростой эпохи.
Клавдия Шульженко родилась 24 марта (по старому стилю — 11 марта) 1906 года в Харькове, находившемся тогда в составе Российской империи. Любовь к музыке и театру пробудилась в ней ещё в детстве. Хотя её семья не была связана с миром искусства, отец — Иван Шульженко — обожал романсы и народные песни, участвовал в самодеятельном хоре и играл в духовом оркестре. Его пение привлекало соседей со всего района. Именно он мечтал, чтобы дочь стала певицей. Однако маленькая Клавдия больше восхищалась актрисами немого кино, такими как Вера Холодная, считая, что петь может почти каждый, а вот стать настоящим актёром — дано лишь избранным.
Первые шаги на сцене она сделала в семейных домашних постановках. Родные всячески поддерживали её интерес к музыке и театру, вдохновляли на творческий путь. Уже в четыре года девочка начала исполнять народные песни. Обучение нотной грамоте и вокалу проходило под руководством профессора Харьковской консерватории Н. Л. Чемезова.
В 1923 году, в возрасте семнадцати лет, Клавдия стала актрисой Харьковского драматического театра под управлением известного режиссёра Н. Н. Синельникова. Попасть в его театральный коллектив в то время считалось большой честью для начинающих артистов. Харьковский театр был признан лучшим за пределами Москвы и Ленинграда.
Из воспоминаний Шульженко о поступлении в театр: главный режиссер Николай Синельников предложил ей сыграть этюд «Ревность» и дал веер. Под звуки вальса началось действие. Как именно она передала ревность, она уже не помнила, но веер сильно дрожал в её руках. Когда она приблизилась к актёру, игравшему роль возлюбленного, тот от страха отпрянул. Разозлившись, Клавдия с силой хлопнула веером по ладони — и тот развалился на части. Она расплакалась, и, видимо, эта искренняя реакция понравилась Синельникову. Однако решающим моментом стало исполнение песни «Запрягайте, хлопцы, коней» на прослушивании. Не сумев объяснить аккомпаниатору Дуне (настоящее имя — Исаак Дунаевский), какой у неё голос, она просто сказала: «сильный». Музыкант понял её с полуслова и блестяще исполнил аккомпанемент. Возможно, именно благодаря ему Клавдию приняли на сцену.
«Ты должна играть песню, исполняя в ней все роли», — говорил ей Синельников. Так появился уникальный стиль исполнения: каждая песня сопровождалась своим образом, интонацией, искренностью и простотой, которые стали визитной карточкой Клавдии Шульженко.
Если же говорить об украшениях, то в целом, в советском союзе не принято было носить какие-то вычурные украшения, однако для сценических образов-можно. По фотографиям Клавдии Шульженко можно заметить, что она любила жемчуг, в том числе серьги с барочным жемчугом и длинные жемчужные нити.
Клавдия Шульженко, как настоящая артистка и женщина с большой буквы, любила яркие и массивные украшения. Гранатовые серьги, жемчужные ожерелья, крупные золотые и (или) позолоченные браслеты со вставками с драгоценными и полудрагоценными камнями и активно использовала их для выступлений.
Любовь Петровна Орлова
Не менее яркой (а может и более) была и легендарная Любовь Орлова. С детства Любовь Орлова занималась музыкой, затем изучала хореографию и вокал, а также проходила обучение актерскому мастерству. В своих киноработах она не только снималась, но и сама пела, танцевала и выполняла акробатические номера. За свою карьеру на экране и на сцене актриса исполнила несколько десятков ролей, но несмотря на это, пользовалась огромной популярностью среди советских зрителей. Многие девушки в Советском Союзе подражали Орловой в одежде и прическах, считая её эталоном стиля и грации.
Спектакли, репетиции, концерты — день Любови Орловой был плотно расписан до мелочей. Однако она всё равно мечтала попробовать себя в кино. Первые кинопробы прошли не слишком удачно: оператор даже заявил, что из-за родинки на её носу, которая на экране казалась слишком заметной, ей лучше не связываться с фильмами — по его словам, эта родинка превращалась в «автобус». Но вскоре судьба вновь свела Орлову с кинематографом — её пригласили на эпизодическую роль в фильм Бориса Юрцева «Любовь Алены». А уже через год артистка сыграла главную роль в картине Григория Рошаля «Петербургская ночь», что стало важным шагом в её кинокарьере.
У Орловой была обширная коллекция одежды, которую она носила неоднократно, а затем передавала знакомым. Однако некоторые вещи актриса берегла и носила годами. Особенно это касалось украшений — отдельные из них можно заметить даже в её кинофильмах. Частые съёмки и поездки за границу давали Орловой возможность посещать модные бутики с эксклюзивными аксессуарами и пополнять свою коллекцию стильными и качественными вещами.
В шкатулке звезды хранились не только красивая бижутерия, но и настоящие драгоценности, привезённые из европейских столиц. Среди них был, например, золотой комплект — колье, браслет и кольцо с крупными черными агатами. Как истинная представительница прекрасного пола, Орлова обожала жемчуг и всегда выбирала для себя лучшее, что позволяли возможности. Ей принадлежало изящное колье из крупных перлов и серьги с небольшими перламутровыми подвесками.
Однако в её гардеробе не было вычурности: массивных серёг, многослойных ожерелий или крупных перстней. В реальной жизни актриса предпочитала лаконичные пусеты, тонкие цепочки с миниатюрными кулонами, а более роскошные украшения надевала лишь по особым, торжественным случаям.
Украшения женщин — голосов Великой Победы, таких как Клавдия Шульженко и Любовь Орлова — всегда отличались лаконичностью и изысканностью. В их образах не было вычурности или чрезмерного блеска. Украшения подбирались с утончённостью, соответствующей их высокому статусу и значению, которое они занимали в культуре той эпохи.
Эти женщины олицетворяли силу, достоинство и внутреннюю гармонию, и их стиль отражал эти качества. Они предпочитали классические формы: нежные жемчужные колье, тонкие цепочки, скромные, но элегантные серьги-пусеты. Даже редкие более заметные акценты, такие как золотые комплекты или украшения с драгоценными камнями, были строго сдержанными и функциональными, никогда не перегружавшими образ.
Их стиль был продуман до мелочей, но без лишней пафосности — именно такой, какой подходит женщинам, чей голос стал символом победы, надежды и веры в лучшее будущее. Украшения на этих женщинах были скорее знаком вкуса и статуса, чем показной роскошью.