Найти в Дзене

«Природа для меня – великое создание, великая молитва, великое вдохновение жизни», – Павел Моисеевич Гречишкин. Художники Победы

В год 80-летия Великой Победы вспоминаем простых солдат-художников, которые сохранили для нас страну, а затем воспели её на своих полотнах.
Они не любили вспоминать тяготы и ужасы, выпавшие на их долю, все их мысли были о родном крае. Удивительно, что время идет, поколения меняются, но отношение к войне и на войне остается прежним. Пару месяцев назад я услышала слова Ярослава Сумишевского, который ездит выступать в зону СВО. Он рассказал, что бойцы просят его петь не о войне, а про то, «где цветет за окошком вишня» – про родной дом: Ярослав Сумишевский
За окошком вишня (отрывок) Проведи меня до калитки,
Обними на прощанье крепко.
Подари мне свою улыбку
И слова, что звучат так редко. Наши годы летят, как ветер,
Да и я все лечу куда-то.
Юго-запад, восток и север –
Манят в даль, а хочу обратно. Туда, где цветет за окошком вишня,
Где любовь поселилась под нашей крышей.
Где покой для моей души,
Где мечты превратились в жизнь. Пали локоны, как колосья,
На красивые твои плечи.
Если что-то ещ

В год 80-летия Великой Победы вспоминаем простых солдат-художников, которые сохранили для нас страну, а затем воспели её на своих полотнах.
Они не любили вспоминать тяготы и ужасы, выпавшие на их долю, все их мысли были о родном крае.

Удивительно, что время идет, поколения меняются, но отношение к войне и на войне остается прежним. Пару месяцев назад я услышала слова Ярослава Сумишевского, который ездит выступать в зону СВО. Он рассказал, что бойцы просят его петь не о войне, а про то, «где цветет за окошком вишня» – про родной дом:

Ярослав Сумишевский
За окошком вишня (отрывок)

Проведи меня до калитки,
Обними на прощанье крепко.
Подари мне свою улыбку
И слова, что звучат так редко.
Наши годы летят, как ветер,
Да и я все лечу куда-то.
Юго-запад, восток и север –
Манят в даль, а хочу обратно.
Туда, где цветет за окошком вишня,
Где любовь поселилась под нашей крышей.
Где покой для моей души,
Где мечты превратились в жизнь.
Пали локоны, как колосья,
На красивые твои плечи.
Если что-то ещё не сбылось, то
Загадаем, давай под вечер.
Невпопад говорю я шутки
От того, что люблю, ты знаешь.
Слепят фарами вдаль попутки,
Я вернусь, я тебе обещаю.
Туда, где цветет за окошком вишня,
Где любовь поселилась под нашей крышей.
Где покой для моей души,
Где мечты превратились в жизнь.


И таким художником, который всю свою жизнь после войны прославлял свой родной край, был ставропольский пейзажист
Павел Моисеевич Гречишкин (1922-2009).

Павел Моисеевич Гречишкин, фотография
Павел Моисеевич Гречишкин, фотография

Родился будущий художник 16 января 1922 года в селе Татарка Ставропольского уезда Ставропольской губернии в простой крестьянской семье. Отец, Моисей Федосеевич, был столяром, а мать, Прасковья Алексеевна, работала в поле, ухаживала за скотом и растила детей.
Павел был старшим сыном в этой многодетной семье. С детства у него было два увлечения: природа и рисование. Красок не было, поэтому первые свои произведения пятилетний художник создавал углем на клочках бумаги. В семье это увлечение поддержали – крестный подарил краски, а отец смастерил кисти.

«Помню, я еще маленький был, крестный отец Кручинкин подарил мне масляные краски. Я начал рисовать на белой бумаге. Отец из уха кабана вытаскивал щетинки, паял трубку и делал кисточки», – вспоминал художник
Павел Гречишкин. Дождь. Село Татарка. 1948.  Холст, масло. 80 х 130. Ставропольский государственный музей-заповедник
Павел Гречишкин. Дождь. Село Татарка. 1948. Холст, масло. 80 х 130. Ставропольский государственный музей-заповедник

В 1933 году семья была вынуждена переехать в Карачаево-Черкесский
аул. Тогда юный художник влюбился в Кавказские горы.

После окончания семилетки в 1939 году для обучения живописи Павел поступил в студию художника Владимира Григорьевича Кленова при Доме офицеров в Ставрополе. Он начал писать свои любимые пейзажи и даже успел поучаствовать в выставке, но началась Великая Отечественная война.

10 июня 1941 года Павел Гречишкин был призван в армию, и война его застала под Николаевом. Всю войну художник прошёл в звании рядового 31-го отдельного автомобильного полка 9-й отдельной армии. Он видел все ужасы и тяготы военных будней на фронте, видел, что происходило с родной страной.

«Я рисовал портреты солдат и командиров, любимую природу, страдающую от пожаров и бомбёжки», – вспоминал Павел Моисеевич.

Павел Моисеевич Гречишкин, фотография в годы Великой Отечественной войны
Павел Моисеевич Гречишкин, фотография в годы Великой Отечественной войны

Художник был награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».
Во время войны он рисовал своих боевых товарищей, делал путевые зарисовки, но после войны писал только светлые жизнерадостные пейзажи.

На фронте художник сильно заболел туберкулезом. С 1944 года по 1948 год проходил реабилитацию в 367-ом окружном военном госпитале в Тбилиси. Но даже в больнице, несмотря на прогнозы врачей, Павел продолжал рисовать. Побороть болезнь помогла мама, которая в те тяжелые годы доставала и нужные лекарства, и необходимые продукты.
Вернувшись в Ставрополь, Павел Гречишкин продолжил совершенствовать свое мастерство самостоятельно в Домах творчества Союза художников: «Сенеж», «Академическая дача», «Горячий ключ». В художественное училище он так и не поступил, что не помешало ему стать великолепным пейзажистом.

«Меня никто не учил, как надо писать. Поэтому то письмо, которым я пользуюсь, уникально: оно рождается моим диким состоянием коренного жителя природы. Я выражаю ее в красках без школы, без института, без учителя–человека. Мне кажется, профессиональным художникам интересно посмотреть, как рисует дикий человек, который не знает ни правил, ни перспектив, ни золотого сечения», – рассказывал Павел Моисеевич
Павел Гречишкин Ставропольский лес. 1957. Холст, масло. 170 x 130. Ставропольский государственный музей-заповедник
Павел Гречишкин Ставропольский лес. 1957. Холст, масло. 170 x 130. Ставропольский государственный музей-заповедник

В 1956 году Павла Гречишкина приняли в Союз художников СССР. Живописец участвовал в краевых, республиканских и всесоюзных выставках.

Павел Моисеевич Гречишкин, фотография 1957 года в мастерской
Павел Моисеевич Гречишкин, фотография 1957 года в мастерской

Художник много путешествовал. В своих картинах он запечатлел природу Кавказа (Северную Осетию, Казбеги, Архыз, Теберду, Домбай), красоту Русского Севера (Валаам, Карелию, Соловки), виды Волги, Байкала, Южного Урала и центральной России.
Начиная с шестидесятых годов Гречишкин выезжал и за границу: Италию, Индию, Египет, Мексику, Непал, Японию. Проходили его персональные выставки пейзажей в Москве.
Во Франции в городе Безье художник представил свои картины на 32-м Международном салоне изобразительных искусств 1988 года. И тогда он записал в своем дневнике:
«Хочу домой! Это моя десятая поездка в зарубежные страны. Хватит! Насмотрелся, нахлебался, теперь бы в Татарку, на бугор».

Павел Моисеевич Гречишкин, фотография
Павел Моисеевич Гречишкин, фотография

Природа родного Ставрополья оставалась главной любовью Павла Моисеевича всю жизнь. При этом он не только изображал её в своих произведениях, но и боролся за сохранение её красоты.

«Мне кажется иногда, что природа обижена, ей хочется посочувствовать. Моё любимое место – Стрижамент, защищали его со Скрипчинским, когда для мебели крайкома партии приказали заготовить бук. Мы отстояли буковый лес. Потом химкомбинат невинномысский решил дать рабочим на горе участки под картошку. Хотели на Стрижаменте построить свиноферму. Я пошел к Горбачеву, подарил пейзаж, сказал, что это последняя картина Стрижамента, скоро все эти поляны сожрут свиньи. Решение строить ферму отменили…», – говорил Павел Моисеевич.
Павел Гречишкин. Вечер на Стрижаменте (Дорога к вечеру). 1989. Ставропольский государственный музей-заповедник
Павел Гречишкин. Вечер на Стрижаменте (Дорога к вечеру). 1989. Ставропольский государственный музей-заповедник

В 1986 году художник передал в дар городу и Ставропольскому музею 167 живописных полотен, а в 1987 году в здании бывшей мечети была открыта картинная галерея пейзажей заслуженного художника России, почетного гражданина Ставрополя П.М. Гречишкина. В последующие годы собрание галереи пополнялось и сейчас её фонды насчитывают более 500 живописных и графических работ художника.

«Ставрополю, его людям я обязан буквально всем. В нем происходило мое становление и как гражданина, и как художника. Вот почему я решил передать картины в дар городу и тем самым внести свой вклад в Советский фонд культуры», – Павел Моисеевич Гречишкин

Картинная галерея пейзажей заслуженного художника России, почетного гражданина Ставрополя П.М. Гречишкина
Картинная галерея пейзажей заслуженного художника России, почетного гражданина Ставрополя П.М. Гречишкина
Картинная галерея пейзажей заслуженного художника России, почетного гражданина Ставрополя П.М. Гречишкина
Картинная галерея пейзажей заслуженного художника России, почетного гражданина Ставрополя П.М. Гречишкина

В год 100-летия со дня рождения художника и 245-летия Ставрополя в городе у входа в Детскую городскую школу искусств установили памятник П.М. Гречишкину. Автор бронзового монумента – ростовский скульптор Д.В. Рындин.

Памятник П.М. Гречишкину перед Детской школой искусств города Ставрополя
Памятник П.М. Гречишкину перед Детской школой искусств города Ставрополя

Также в память о Павле Моисеевиче с 2013 года проходит ежегодный фестиваль пленэрной живописи «Гречишкинская весна».

По словам самого художника, если все его произведения выставить в ряд, то они протянулись бы на 17 километров.
Предлагаю вам посмотреть несколько метров этой красоты.

Павел Гречишкин. Весна на Маныче. 1960
Павел Гречишкин. Весна на Маныче. 1960
«Степь показана в один из драматических моментов её жизни, когда ливень из надвигающейся с запада грозовой тучи уже закрыл часть горизонта... Но в эти мгновения предшествующий ливню сильный порыв ветра ринулся на степь, и побежали от него вдаль волны колышущихся султанов ковыля, напоминающие своим движением волны беспокойного моря. Картина интересна и своим колоритом, построенным на контрасте голубого неба, огромного ярко-белого облака, переходящего в тёмную грозовую тучу, из которой уже льётся сплошная завеса дождя, и зеленоватого фона степи, перекрытого дымчато-белыми гривами ковыльных султанов...», – ставропольский учёный-биолог В. Скрипчинский про картину «Гроза в степи»
Павел Гречишкин. Гроза в степи. 1963
Павел Гречишкин. Гроза в степи. 1963
Павел Гречишкин. Октябрь в горах. 1966
Павел Гречишкин. Октябрь в горах. 1966

На протяжении 40 лет каждую осень художник проводил в Архызе.

«В горах я испытывал странное чувство: мне было трудно одолеть отсутствие широкого пространства – горы торчат перед тобой, это не так как в степи», – Павел Моисеевич Гречишкин
Павел Гречишкин. Цветы у горного озера. 1970
Павел Гречишкин. Цветы у горного озера. 1970
Павел Гречишкин. Зима в Архызе. 1970
Павел Гречишкин. Зима в Архызе. 1970
Павел Гречишкин. Северная ночь. 1976
Павел Гречишкин. Северная ночь. 1976

Озеро Кратерное расположено в котловине и окружено высокими скалистыми стенами, за что и получил такое название. Художник говорил, что самый главный хозяин в горах – это туман, и ему пришлось ждать около четырёх часов, пока рассеется туман, чтобы написать картину «Горное озеро».

Павел Гречишкин. Горное озеро. 1981. Ставропольский государственный музей-заповедник
Павел Гречишкин. Горное озеро. 1981. Ставропольский государственный музей-заповедник
Павел Гречишкин. Лунный вечер на Волге. 1986
Павел Гречишкин. Лунный вечер на Волге. 1986
Павел Гречишкин. Утро на реке. 1987
Павел Гречишкин. Утро на реке. 1987
Павел Гречишкин. Соловки. 1990. Холст, масло. 106 х 212. Ставропольский государственный музей-заповедник
Павел Гречишкин. Соловки. 1990. Холст, масло. 106 х 212. Ставропольский государственный музей-заповедник
«Я сразу вижу красоту. Очень интересно, когда приедешь на новое место, внутри начинает работать какая-то система, я вижу тона, раму, состояние этого места, погоду», – Павел Моисеевич Гречишкин
Павел Гречишкин. Голубой Байкал. 1992
Павел Гречишкин. Голубой Байкал. 1992
Павел Гречишкин. Вечерний Эльбрус. 1994
Павел Гречишкин. Вечерний Эльбрус. 1994
Павел Гречишкин. Кавказ. Клухорское ущелье. 1997
Павел Гречишкин. Кавказ. Клухорское ущелье. 1997
Павел Гречишкин. Лето в горах Тиберды. 2001
Павел Гречишкин. Лето в горах Тиберды. 2001
«Счастье – когда ты один в степи, и высокое солнце, и ковыль, и жаворонок поёт…», – Павел Моисеевич Гречишкин
Павел Гречишкин. Нива золотая. 2002
Павел Гречишкин. Нива золотая. 2002
«Природа для меня – великое создание, великая молитва, великое вдохновение жизни», – Павел Моисеевич Гречишкин

Павел Гречишкин. Радуга на озере. 2002
Павел Гречишкин. Радуга на озере. 2002



С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где есть ещё много всего интересного для позитивного настроения и каждый день я показываю одну из замечательных картин русских художников.

Света В Литературе и Искусстве

«К Дню Победы. 12 стихотворений и 12 картин поэтов и художников – фронтовиков»

Рассказы из серии «Художники Победы»

об Анатолии Сергеевиче Боровикове

о Вячеславе Андреевиче Фёдорове

о Данииле Пантелеевиче Бедношее