Найти в Дзене

«Вот это, наверное, и есть моя Родина…», – Анатолий Сергеевич Боровиков. Художники Победы

В год, когда мы отмечаем 80-летие Великой Победы, хочется говорить о тех, кто приближал этот знаменательный день. Все мы знаем о подвигах прославленных героев, имена выдающихся полководцев. О них снимают художественные и документальные фильмы, пишут повести и рассказы.
Но были и простые солдаты, которые до войны занимались совершенно мирными профессиями и не планировали становиться героями. А в минуту опасности они взяли оружие и пошли защищать свою землю.
Были среди них и художники. Когда я в прошлом году делала подборку к Дню Победы из картин и стихов тех, кто побывал на фронте, то столкнулась со странной проблемой: у художников-фронтовиков очень редко можно найти произведения на военную тему. А тут мне попались на глаза слова из интервью художника Анатолия Сергеевича Боровикова (1918-2003(?)): «Сидишь, бывало, в окопе и думаешь: «Вот мы воюем за Родину, за землю свою. А как же это показать, рассказать потом людям?» И вспоминаешь, как мальчишкой бегал купаться на речку по тропинке, м

В год, когда мы отмечаем 80-летие Великой Победы, хочется говорить о тех, кто приближал этот знаменательный день. Все мы знаем о подвигах прославленных героев, имена выдающихся полководцев. О них снимают художественные и документальные фильмы, пишут повести и рассказы.
Но были и простые солдаты, которые до войны занимались совершенно мирными профессиями и не планировали становиться героями. А в минуту опасности они взяли оружие и пошли защищать свою землю.
Были среди них и художники. Когда я в прошлом году делала подборку к Дню Победы из картин и стихов тех, кто побывал на фронте, то столкнулась со странной проблемой: у художников-фронтовиков очень редко можно найти произведения на военную тему.

А тут мне попались на глаза слова из интервью художника Анатолия Сергеевича Боровикова (1918-2003(?)):

«Сидишь, бывало, в окопе и думаешь: «Вот мы воюем за Родину, за землю свою. А как же это показать, рассказать потом людям?» И вспоминаешь, как мальчишкой бегал купаться на речку по тропинке, мимо пенька, к любимому бугорочку. Вот это, наверное, и есть моя Родина, за которую воюем, так и надо показать ее людям. Из таких малых родин складывается большая Родина. Это наша гражданская душа и наша национальная душа»


Так вот в чём они видели свою задачу – показать родную землю, за которую сражались.
Меня часто просят делать публикации для детей на патриотические темы. И, на мой взгляд, картины родной природы и родных городов, картины из обычной жизни российских и советских людей лучше всего воспитывают патриотов и учат любить свою Родину. Поэтому я решила сделать серию рассказов о художниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, и показать их работы, созданные в послевоенные годы.

И начну я свой рассказ с Анатолия Сергеевича Боровикова.

Анатолий Сергеевич Боровиков, фотография
Анатолий Сергеевич Боровиков, фотография

Живописец родился 5 июля 1918 года в селе Русский Камешкир Пензенской области. С 1935 года жил в Подольске. Живописи учился в Доме народного творчества им. Н.К. Крупской, в студии при ВЦСПС, а с 1939 года в Московском художественно-промышленном училище и Московском художественном учительском институте. Писал портреты и пейзажи.

Осенью 1941 года ушел на фронт. Простым солдатом пехоты Анатолий Сергеевич прошел путь от Сталинграда до Чехословакии, участвовал в освобождении Праги. Награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями: «3а боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».

Очень хорошо об этом чрезвычайно скромном человеке рассказала искусствовед Валентина Спириянова в книге «Рассказы о подольских художниках». Когда она встречалась с живописцем и слушала его рассказы о войне, то у неё появилась мысль, что он «при штабе что-нибудь чертил или рисовал», ведь художник говорил о командирах, полководцах, но не о себе. Тогда Валентина Алексеевна спросила: «А вы сами-то стреляли?». Ответ её поразил:

«Стрелял, да еще как! Как начал стрелять под Сталинградом, так до самой Праги. И вот ведь не повезло: хоть бы раз ранило! Другие в госпитале лежали, а я без передыху, день за днем!»


Рассказал живописец и про окончание войны. Вот ещё отрывок из книги Валентины Спирияновой:

«Готовился парад Победы наших войск под Прагой. Тогда-то и вспомнили, что есть солдат-художник. «Боровиков, портрет нарисовать сможешь?» - спрашивает офицер. «Могу», - отвечаю. – «А что тебе для этого нужно?» - «Ну, холст, краски, кисти». – «А простыню натянуть можно?» - «В общем-то, можно».
Натянули простыни на подрамники вместо холстов, и Анатолий Сергеевич нарисовал портреты всех маршалов и генералиссимуса Сталина, кроме того, принял участие в оформлении парада – истинного торжества дивизии. Вот когда он взял в руки кисть вместо автомата, он заплакал – для него кончилась война»

Анатолий Боровиков. Автопортрет. Музей-заповедник «Подолье»
Анатолий Боровиков. Автопортрет. Музей-заповедник «Подолье»

В 1946 году Боровиков стал одним из основателей Подольского товарищества художников, участвовал в городских, областных, республиканских и международных выставках. Член Союза художников с 1957 года. В 1973-м и 1974-м годах прошли его персональные выставки.

Предлагаю и вам посмотреть на его произведения, через которые художник пытался донести до нас, за что он воевал.

Анатолий Боровиков. Летний вечер. 1946. Картон, масло. 20 х 39
Анатолий Боровиков. Летний вечер. 1946. Картон, масло. 20 х 39
Анатолий Боровиков. Река Кадада. 1960-е. Картон, масло. 25 х 35 / Река Кадада протекает в Пензенской области, неподалеку от Русского Камешкира – родного села художника. Он очень любил свою малую Родину и приезжал сюда работать
Анатолий Боровиков. Река Кадада. 1960-е. Картон, масло. 25 х 35 / Река Кадада протекает в Пензенской области, неподалеку от Русского Камешкира – родного села художника. Он очень любил свою малую Родину и приезжал сюда работать
Анатолий Боровиков. Летнее утро. 1961. Картон, масло. 25 х 39,5
Анатолий Боровиков. Летнее утро. 1961. Картон, масло. 25 х 39,5
Анатолий Боровиков.  Поля Ознобишино. Музей-заповедник «Подолье»
Анатолий Боровиков. Поля Ознобишино. Музей-заповедник «Подолье»
Анатолий Боровиков. Подружки. 1977. Картон, масло. 19 х 27,5
Анатолий Боровиков. Подружки. 1977. Картон, масло. 19 х 27,5
«Меня поражает, как наши предки умело выбирали место для своего жилья. Палех. Подъезжаешь – на горе село Красное. И действительно Красное (красивое) – так оно расположено в ландшафте. Леса кругом поют, как ансамбли. И дальше еще большая красота – Палех! Красота села не теряется в любую погоду: хоть пасмурный день, а село все Красное!», – Анатолий Боровиков.
Анатолий Боровиков. Село Красное. 1982. Картон, масло. 25 х 34
Анатолий Боровиков. Село Красное. 1982. Картон, масло. 25 х 34
Анатолий Боровиков. Осень в Кузнечиках. 1980-1985. Картон, масло. 44,5 х 109
Анатолий Боровиков. Осень в Кузнечиках. 1980-1985. Картон, масло. 44,5 х 109
«Меня волнует мемориальный ландшафт, созвучный с чертами русского национального характера, сохранившиеся памятники архитектуры прошлого. Если этот ландшафт исчезнет – будет трагедия. Надо его сохранить не только в искусстве, но и в жизни, иначе получится невосполнимая потеря для народа.
Наш равнинный пейзаж несет архитектурное сооружение, как на крыльях. Именно такое место дает ощущение тоски по Родине, любви к родной земле. Из таких малых родин складывается большая Родина. Это наша гражданская душа и наша национальная душа. Моя мечта – передать малую Родину», – Анатолий Боровиков.

С любовью, ваша Света В.


Мой
Телеграм-канал, где есть ещё много всего интересного для позитивного настроения и каждый день я показываю одну из замечательных картин русских художников.

Света В Литературе и Искусстве

«К Дню Победы. 12 стихотворений и 12 картин поэтов и художников – фронтовиков»