Здравствуйте, друзья мои! Сегодня мы с вами окунемся в мир, где за яркими софитами и манящими экранами порой скрывается столько боли, абсурда и человеческих драм, что диву даешься. Поговорим мы об актрисе Яне Сексте – женщине, которая для широкой публики чаще всего фигурирует с клеймом "бывшая жена Максима Матвеева". Но это, поверьте, лишь крохотная верхушка айсберга. Это история о борьбе, о таланте, о невероятной силе духа и о том, что быть собой в мире глянца – задача, порой, невыполнимая.
Вот, например, недавнее признание Яны, от которого у меня лично сердце сжимается и кулаки чешутся одновременно. 44 года, состоявшаяся актриса, востребованная в театре. Казалось бы – живи и радуйся! Ан нет. Требования профессии, чтоб ее... Яна честно, до боли откровенно, признается: "Я занимаюсь спортом, очень много занимаюсь растяжкой… Я ненавижу заниматься спортом, ненавижу. У меня, когда тяну шпагат, слезы из глаз текут. От жалости к самой себе. Но надо". Вы только вдумайтесь! Слезы от жалости к себе! И это не спортсменка олимпийского резерва, это актриса, которая просто хочет... работать! И это не все: "Еще я голодаю, есть хочу все время", – добивает Яна. Голодает! В 21 веке! Ради ролей! Потому что, как она сама говорит: "У меня есть роли, которые требуют определенной физической формы… Поправляться для роли вряд ли придется, а вот худеть — да". Вот она, цена искусства! Цена возможности просто выйти на сцену или появиться на экране. Не талант, не душа, а чертовы килограммы и сантиметры! И это в возрасте, когда, как она правильно замечает, стареть нужно достойно, расширяя свой диапазон, а не сужая его из-за глупых стандартов.
И тут мы подходим к другой, не менее дикой стороне ее публичной судьбы. Несколько лет назад какая-то светлая голова (видимо, с очень своеобразным чувством прекрасного и морали) включила Яну Сексте в "топ самых некрасивых актрис России". Ну не прелесть ли?! Составлять списки людей по степени их "некрасивости" – это вообще как?! Видимо, других проблем в мире нет. Конечно, Яна, человек с потрясающим чувством юмора и самоиронией, отреагировала на это с улыбкой. Мол, "Прогресс, однако! Раньше я входила только в топ латвийских артисток". Смешно до слез (тех самых, от растяжки, наверное)! Но, понятно, такой "список" – это удар. И явно, он стал дополнительным пинком для ее и без того адской диеты и тренировок. Хотя, как она подчеркивает, ей важно хорошо выглядеть на сцене – и это главное! А что там кучка диванных эстетов навыдумывала – дело десятое. И, на мой взгляд, она абсолютно права! Ее "некрасивость" – это ее уникальность, ее фишка, ее дар!
Вообще, тема внешности преследует Яну с детства. Она вспоминает, как мальчишки во дворе дразнили ее "Почему ты такая страшная, Яна?" сравнивая с сестрой-близняшкой. Обидные слова, конечно, ранили детское сердце. Но Яна росла не просто так, а бойцом. И именно тогда, как мне кажется, в ней зародилось понимание – моя внешность не помеха, это я. И вот тут, друзья мои, кроется величайшая мудрость: Яна приняла себя. Поняла, что ее "своеобразная внешность" – это не приговор, а инструмент! Как она сама гениально говорит, "актрисы нужны не только красивые". Абсолютно точно! В мире полно "красивых пустышек", которые, по ее едкому замечанию, "представляют собой ноль как актриса". Красота – это пшик, субъективный и мимолетный. Талант – вот что настоящее. И у Яны его вагон и маленькая тележка! Ее способность перевоплощаться, быть "и уродиной, и красавицей" – это и есть магия актерства.
Ее путь в профессию – отдельная сага о воле и характере. Рига, мечта о МХАТе, которая казалась несбыточной из-за денег. И тут – шанс! Программа, стипендия. И прослушивание у самого Олега Табакова! "Это же мастер мечты..." – ее голос до сих пор звучит восторженно, когда она об этом рассказывает. И он, Великий Табаков, ее взял! А она вспоминает, как читала ему стихи, а он... "ржал". Почему?! Да потому что Яна, по ее словам тогда, была "очень толстой, как шар" и "как Колобок"! А она, видите ли, считала себя "драматической артисткой"! И Табаков, прямолинейный до зубовного скрежета, выдал: "Ты, мать, больше не читай это..." после первого тура. Вот он, гений! Сразу видит главное – энергию, потенциал, а не "красивую картинку". И сразу указывает на ошибки. Бесценно!
Четыре года в Школе-студии МХАТ – это, по ее словам, было "время адского счастья и адского рая". Почему адского? Да потому что физические нагрузки были просто убийственные! Танцы, движение, фехтование, актерское мастерство – "сутки напролёт, без выходных!". И вот там, в этом аду физических нагрузок, она скинула 10 кг за первый курс. "из-за того, что мама не закармливает – жила в общаге!" – добавляет она с самоиронией. Видите, даже отсутствие домашней еды стало частью профессионального становления! Еще один адский круг – прибалтийский акцент. "Мне казалось, что я прекрасно говорю по-русски. Но на предмете 'сценическая речь' вдруг выяснилось, что я, оказывается, не выговариваю тридцать три буквы алфавита!" – ее смех, кажется, слышен даже через текст, когда она вспоминает это. Тридцать три! Это сколько ж работы над собой!
Табаков сдержал свое слово. После отработки в Риге Яна вернулась в Москву и попала в Театр Олега Табакова – мечту! И он взял ее, по ее словам, не за внешность, а за "необходимую энергетику". Потому что, повторяю вслед за ней, актрисы нужны разные!
И вот тут мы подходим к самому, пожалуй, "жареному" моменту – ее браку с Максимом Матвеевым. Познакомились в театре, любовь-морковь, свадьба в 2008-м. "Прекрасная история любви", как она ее называет. А потом... потом, как она говорит, наступила "драматичная, болезненная, чудовищная для всех, кто в нее попал" часть. В 2010 году Матвеев ушел. Причина, как всем известно и как подтвердила сама Боярская – Елизавета Боярская.
История, рассказанная Лизой, звучит, признаться честно, тоже довольно... пылко. Она вспоминает встречу на пробах в 2007-м, как ее "остолбенела", "сразу всё вспыхнуло". Потом еще встреча, и Лиза: "И это все?!" А затем, в 2010-м, совместные съемки в Питере. 17 дней. И там, по словам Лизы, "одного часа хватило для того, чтобы понять: я влюблена невероятно". Она знала, что он женат, и там "была непростая история". Ну да, непростая – там жена была! И в том же 2010 году Матвеев развелся с Яной и женился на Лизе. Для Яны, конечно, это был тяжелейший удар. "Это все было для меня, говоря современным языком, адово. Это сложно было…", – сам Максим так описал этот период.
Яна, по ее словам, спасалась работой. Ушла в нее "с головой". И вот в 2012-м, в своем любимом театре, встречает Дмитрия Марина. Композитор. "Прямо в зале влюбились друг в друга!" – ее глаза, наверное, сияли, когда она это рассказывала. А после беременность дочкой Аней, свадьба, рождение дочки в 2014-м. Счастье!
И вот тут Яна Сексте выдает нечто настолько мощное и мудрое, что... ну, просто нет слов! Пройти через адский развод, через боль от ухода мужа к другой, и... найти в себе силы простить! И не просто простить, а верить, что именно за это прощение ей Бог дал ее нынешнее счастье – Дмитрия. "Мне кажется, что Бог дал мне Митю потому, что мы с Максимом нашли в себе силы простить друг друга. Я даже думаю, это один из величайших даров, который мне дал Бог в жизни — умение прощать. Оно у меня точно есть", – вот ее слова. Это не просто слова, это философия жизни! Простить и жить дальше, счастливо! И в результате – две семьи, двое сыновей у Максима и Лизы, дочка у Яны и Дмитрия, и, по словам Яны, "замечательные отношения" между всеми! "Все, что ни делается, все к лучшему", – ее финальный аккорд. Ну, что тут скажешь. Умение прощать – это действительно редкий дар.
Сегодня Яна – счастливая женщина, которая, кстати, категорически против актерской карьеры для дочери! "Я против. Нет-нет, врачом, айтишником, кем-угодно…", – ее позиция тверда. Видимо, знает изнутри все "прелести" профессии – и голодовки, и списки "некрасивых", и зависимость от везения, а не только от таланта.
И еще один важный момент. Яна – латышка. Но ее дом – Россия. "Россия — моя родина. Так случилось", – ее слова звучат очень искренне. И самое главное – ее дочь Аня говорит, думает и гордится НА РУССКОМ. "Я не позволю ей уехать куда-нибудь, где ей придется извиняться за то, что она русская", – вот это сильное заявление! В мире, где сейчас, к сожалению, иногда приходится сталкиваться с таким, эта позиция звучит очень твердо и понятно. Я латышка, а она русская. И мы дома – в России. Точка.
В сети о Яне, к счастью, пишут в основном хорошее. Отмечают ее талант, харизму, искренность. Соглашаются, что некрасивости в ней нет, а есть индивидуальность. Но находятся, конечно, и те, кто не стесняется в выражениях. Кто-то, например, считает, что Матвеев "купился на 'фантик'" (имеется в виду Боярская) и был "молодой, горячий", "не сравнить их никак". А вот некоторые комментаторы... Ну, тут держитесь. Они очень резко отзываются о внешности Боярской, используя слова, которые я даже цитировать полностью не хочу. Скажу лишь, что там звучат эпитеты вроде "по-настоящему страшна. И неприятна" и прочее в духе "мордень отмыть, так они как раз и страшные, инъекционные". Вот уж народная "любовь" в действии! Прямо не стесняются в выражениях, конечно. И это на фоне того, как Яна говорит о прощении и принятии. Контраст, знаете ли, поразительный.
В общем, история Яны Сексте – это история о невероятной внутренней силе. О том, как пройти через буллинг в детстве, через жесткую школу Табакова, через болезненный развод, через стандарты красоты, заставляющие "голодать" – и остаться светлым, талантливым, прощающим человеком. О том, что настоящая красота – это внутренняя сила, а не глянец с обложки. И о том, что дом – это там, где твоя дочь говорит, думает и гордится на своем языке, и ей не нужно за это извиняться.
А вам нравится Яна Сексте? Что думаете о цене, которую актрисы платят за роли (эти голодовки, тренировки)? И верите ли в возможность такого искреннего прощения после болезненного развода и теплых отношений "вчетвером"? Поделитесь своими мыслями в комментариях.
Больше подробностей в моем Telegram-канале Обсудим звезд с Малиновской. Заглядывайте!
О фильме:
Если не читали: