Найти в Дзене
Обсудим звезд с Малиновской

Обман с Машковым и разочарование от "В списках не значился": честная рецензия на новый фильм о войне (хочу поделиться своими впечатлениями)

Здравствуйте, друзья! Сегодня у меня на душе... ну, скажем так, не фонтан. В подобном настроении я бываю крайне редко. Но в последнее время, особенно когда речь заходит о кино, которое очень ждешь, на которое возлагаешь надежды, а оно... не оправдывает...

Я очень люблю фильмы и книги о войне. Это тема, которая, казалось бы, не может оставить равнодушным. Есть в нашей истории такие моменты, такие подвиги, которые просто обязаны цеплять за душу, вызывать ком в горле, заставлять гордиться и плакать. Вот, например, фильм "Брестская крепость" с Мерзликиным – на мой взгляд, один из лучших образцов постсоветского военного кино. Он пробирает до костей, его хочется пересмотреть, он – честный. И вот с таким настроением, с такой надеждой на что-то подобное, я шла на фильм "В списках не значился". Шла, честно говоря, с настроем хорошенько прорыдаться или хотя бы пустить такую трогательную патриотическую слезу. Ну, или хотя бы просто увидеть достойное кино о Героях с большой буквы. Но... не вышло. Совсем.

Мощная заставка к фильму не может не привлекать внимания
Мощная заставка к фильму не может не привлекать внимания

Вышли мы с подругой из кинотеатра, и обе в один голос – сильное разочарование! Даже грустно стало и обидно. Потому что, честно говоря, кроме красивой картинки и вроде бы батальных сцен (да и постельные не забыли, куда без них!), вспомнить-то особо нечего. Фильм для меня оказался... полная пустышка. И шли мы, надо сказать, без предвзятости. Есть у нас немало хороших фильмов о войне, снятых за последние годы. Но этот – увы! – очень скучный, пустой, героям просто не веришь! Ну, кроме Машкова. Он, конечно, играет хорошо, тут ничего не скажешь. Но роль его, будем честны, второстепенная, почти эпизодическая. И фильм он, увы, не спасает.

И вот тут, знаете ли, возникает ощущение, что это кино искусственно собирает кассу. За счёт агрессивной рекламы, за счёт того, что его ставят на половину сеансов в кинотеатрах – специально, как будто изображая искусственный патриотизм. Увы, а жаль. Потому что настоящий патриотизм не надо изображать, его нужно вызывать. Чувствами, правдой, героизмом. А этого в фильме, на мой взгляд, просто нет.

Готовилась к просмотру сего киношедевра я много заранее
Готовилась к просмотру сего киношедевра я много заранее

Самое, пожалуй, отвратительное, что мне показалось в этом фильме – это сцена, где якобы наши солдаты отказываются брать с собой хромую девушку, призывая главного героя ее бросить на произвол судьбы. Вот это выглядело настолько нелогично, настолько подло и... ну, не по-русски это, простите! Ужас. Это сцена, которая просто выбивает из колеи и вызывает отторжение. Зачем показывать такое в майские праздники? Зачем вообще показывать такое как якобы "реальность" или "правду о войне"? Хорошо, что я посмотрела это не прямо 9 Мая.

Я весь фильм ждала от главного героя какого-то подвига, какого-то проявления героизма. Ну хоть чего-то! Но его, на мой взгляд, просто не случилось. Он в итоге... просто сдался в плен. Всё. При этом прятался в катакомбах весь фильм. Девушку не защитил. Ну, словом, ничего особо героического от него ждать не приходится. И это, знаете ли, вызывает вопросы к посылу фильма. Что за желание стоять на коленях? Где герои?

Вашему вниманию обманутые ожидания как они есть
Вашему вниманию обманутые ожидания как они есть

Как же я надеялась, как я ждала, что это будет, наконец, достойное кино о героях. Но нет – фильм, который громко открывал ММКФ, с Владимиром Машковым в афише, оказался ровно таким же, как, на мой взгляд, почти всё современное кино о ВОВ – пустой, глянцевый, ненатуральный, так ещё и зрителя обманывает. И тут я хочу поделиться своими впечатлениями и обменяться с вами мнениями. И, как всегда, напоминаю, что своё мнение я никому не навязываю, это просто мои личные ощущения от просмотра и анализ того, что я увидела.

Казалось бы, "В списках не значился" – тот самый случай, когда все должно было "выстрелить". Большая тема, серьёзная основа, Машков в титрах и на экране. Но, как часто бывает в нашем современном отечественном кино: упаковка дорогая, начинка – выдохшийся паёк. Начнём с главного, по моему ощущению – с обмана. Владимир Машков – актёр, которого зритель ждёт. Он в афише, он в трейлере, он на всех пресс-релизах. Но в фильме его очень мало. Почти эпизод. Появляется редко, в основном за кадром голосом комментирует происходящее. По моему впечатлению, в кинотеатры заманивают именно его фамилией и изображением, хотя на экране – его почти нет. Так что, если вы хотите посмотреть это кино только из-за Машкова, то вы его там почти и не увидите.

Одна из самых ярких сцен. Потом всё.
Одна из самых ярких сцен. Потом всё.

Герой, который на самом деле в центре – актёр с ироничной для военного фильма фамилией Миллер. И вот здесь уже, на мой взгляд, не до патриотизма в высоком смысле – парень хороший, старается, видна актерская работа, но внутри всё пусто. Чувств не вызывает. Симпатии не цепляет. Всё ощущается строго по сценарию – правильный, собранный, слегка унылый. Персонаж, который не пробивает броню зрительского равнодушия.

Фильм сосредоточен почти на одной локации – оборона в пределах крепости, с минимумом "внешнего" действия. И в этом, наверное, что-то есть. Здесь ощущается замкнутость, клаустрофобия, как, например, в "Под огнём" Гарленда и Мендосы – тоже, кстати, про войну, но там вместо наигранного пафоса – натужная правда жизни. Работа со звуком – вот тут, на мой взгляд, не стыдно похвалить. Перестрелки, штурм церкви, марш-броски – в ушах звенит, в груди отдается. Особенно в начале – первый акт цепляет. Хорошо передан саспенс, предвоенное напряжение, тревожность, чувство, как будто что-то хрустит внутри.

Актер может и хороший, но рваный сюжет не дал прочувствовать его игру
Актер может и хороший, но рваный сюжет не дал прочувствовать его игру

Но потом... Потом, по моему ощущению, наступает вторая часть, и война как будто превращается в лекцию. Герои начинают долго и скучно рассуждать – о трусости, героизме, любви. Война как будто уходит на второй план, а камера застывает на лицах, произносящих закадровые, по сути, мысли. Всё это мне напомнило ночной эпизод из "1917", но без эстетики Мендеса и без такого погружения.

Любовная линия? Есть. Трепет, страсть, взгляды на фоне развалин – и всё бы ничего, если бы актриса, на мой взгляд, не выглядела как модель с обложки, случайно заблудившаяся между окопами. Простите, но маникюр, виниры, глянец – это просто "Привет из модного блога"! Это, знаете ли, выбивает из атмосферы военного времени почище любого ляпа с реквизитом.

Здесь тоже не плохо, но и не хорошо, смешанные чувства от бессмысленности происходящего
Здесь тоже не плохо, но и не хорошо, смешанные чувства от бессмысленности происходящего

Диалоги, особенно на фоне стрельбы, по моему впечатлению, почти не разобрать. Словно звукорежиссёр забыл, что война – это ещё и слова. Хорошо, как пишут в сети, что на ММКФ хотя бы шли с английскими субтитрами – говорят, многие разобрались в происходящем именно по ним. Ну, то есть, чтобы понять наше кино о нашей войне, нашим же зрителям (не на ММКФ, а в обычном кинотеатре) нужно, видимо, иметь феноменальный слух или... субтитры?

Фильм, на мой взгляд, рвётся на куски. Монтажные склейки режут действие как ножом по нервам. Не успеваешь войти в сражение, прочувствовать момент, как тебя уже выбрасывают в следующую сцену. Вместо фронтового хаоса – ощущение клипового нарратива. Визуал шикарный, да. Богатый по картинке. Операторская работа крепкая. Но толку, если в этой красоте нет души, нет дыхания, нет цельности?

Жаль, не засняла немцев крупным планом, это было очень смешно
Жаль, не засняла немцев крупным планом, это было очень смешно

Музыка – отдельная боль. Громкая, вычурная, излишне драматичная. Там, где нужна тишина, или гул крови в ушах от напряжения – играет симфонический марш. Отвлекает, раздражает. Мне вспомнился всё тот же "Под огнём", где отказ от саундтрека работал на реализм и погружение. Здесь же – ощущение наигранности.

Пафос, конечно, присутствует. Карикатурные немцы? Есть. Обязательная сцена самопожертвования? Конечно. Символическая смерть? Присутствует. А финал, где герой в образе мученика, явно отсылает к Иисусу на Голгофе... Ну, это, видимо, должно трогать. Но вызывает лишь внутреннее: "Ну, ребята… правда?" Я просто в шоке сидела и лицезрела эту странную сцену. Ну блин, ну вы серьезно, прям Иисус?? Такая вот лобовая символика редко работает в кино без тонкости. Не зацепило. Перебор.

Помните выражение "явление Христа народу"?
Помните выражение "явление Христа народу"?
Я растерялась, когда из крепости и правда вышел настоящий Иисус...
Я растерялась, когда из крепости и правда вышел настоящий Иисус...

Патриотический пафос – умеренный, на мой взгляд. До тех пор, пока не начинаются титры и не заиграет "Любэ". Тут уж, по моему ощущению, всё становится на свои места: кино снято, аудитория обслужена, миссия выполнена. Как говорится, проехали, освоили бюджет.

После титров поют Любэ с Шаманов. Очень патриотично. Но людей в зале давно уже нет
После титров поют Любэ с Шаманов. Очень патриотично. Но людей в зале давно уже нет

Фильм, безусловно, зрелищный. Богатый по картинке. Операторская работа крепкая, звук местами работает на ура. Начало бодрое. Есть сцены, где чувствуется напряжение и даже эмоциональный ток. Но всё это, по моему впечатлению, не складывается в цельную, живую, пронзительную историю.

"Брестская крепость" Котта – на мой взгляд, по-прежнему недосягаемая вершина в этом жанре. По честности, по драматургии, по эффекту, по тому, как она цепляет. А "В списках не значился" – мне кажется, как фальшивая медаль: вроде и блестит, но греет недолго и особо не цепляет. "У ленты есть потенциал стать самой популярной отечественной военной картиной этого года. Но популярность – не синоним качества", – написал один из критиков, и я бы тут, пожалуй, подписалась.

Ох, ну немцы настолько карикатурные, что уже даже не смешно... Серьезный отрыв от реальности в пользу экшена. Ну, это отдельная боль.

Нашла для вас в интернете фото кругленького немца из фильма
Нашла для вас в интернете фото кругленького немца из фильма

А вы смотрели "В списках не значился"? Вас проняло или оттолкнуло? Хочется ли обсудить или забыть?

И согласны ли с тем, что "Брестскую крепость" надо было просто показать по телевизору, и всё было бы честнее? Делитесь мнением – мне действительно интересно, как это кино сработало для вас. Напишите, пожалуйста, в комментариях!

Больше подробностей в моем Telegram-канале Обсудим звезд с Малиновской. Заглядывайте!

Если не читали: