Здравствуйте, друзья! Сегодня у меня на душе... ну, скажем так, не фонтан. В подобном настроении я бываю крайне редко. Но в последнее время, особенно когда речь заходит о кино, которое очень ждешь, на которое возлагаешь надежды, а оно... не оправдывает...
Я очень люблю фильмы и книги о войне. Это тема, которая, казалось бы, не может оставить равнодушным. Есть в нашей истории такие моменты, такие подвиги, которые просто обязаны цеплять за душу, вызывать ком в горле, заставлять гордиться и плакать. Вот, например, фильм "Брестская крепость" с Мерзликиным – на мой взгляд, один из лучших образцов постсоветского военного кино. Он пробирает до костей, его хочется пересмотреть, он – честный. И вот с таким настроением, с такой надеждой на что-то подобное, я шла на фильм "В списках не значился". Шла, честно говоря, с настроем хорошенько прорыдаться или хотя бы пустить такую трогательную патриотическую слезу. Ну, или хотя бы просто увидеть достойное кино о Героях с большой буквы. Но... не вышло. Совсем.
Вышли мы с подругой из кинотеатра, и обе в один голос – сильное разочарование! Даже грустно стало и обидно. Потому что, честно говоря, кроме красивой картинки и вроде бы батальных сцен (да и постельные не забыли, куда без них!), вспомнить-то особо нечего. Фильм для меня оказался... полная пустышка. И шли мы, надо сказать, без предвзятости. Есть у нас немало хороших фильмов о войне, снятых за последние годы. Но этот – увы! – очень скучный, пустой, героям просто не веришь! Ну, кроме Машкова. Он, конечно, играет хорошо, тут ничего не скажешь. Но роль его, будем честны, второстепенная, почти эпизодическая. И фильм он, увы, не спасает.
И вот тут, знаете ли, возникает ощущение, что это кино искусственно собирает кассу. За счёт агрессивной рекламы, за счёт того, что его ставят на половину сеансов в кинотеатрах – специально, как будто изображая искусственный патриотизм. Увы, а жаль. Потому что настоящий патриотизм не надо изображать, его нужно вызывать. Чувствами, правдой, героизмом. А этого в фильме, на мой взгляд, просто нет.
Самое, пожалуй, отвратительное, что мне показалось в этом фильме – это сцена, где якобы наши солдаты отказываются брать с собой хромую девушку, призывая главного героя ее бросить на произвол судьбы. Вот это выглядело настолько нелогично, настолько подло и... ну, не по-русски это, простите! Ужас. Это сцена, которая просто выбивает из колеи и вызывает отторжение. Зачем показывать такое в майские праздники? Зачем вообще показывать такое как якобы "реальность" или "правду о войне"? Хорошо, что я посмотрела это не прямо 9 Мая.
Я весь фильм ждала от главного героя какого-то подвига, какого-то проявления героизма. Ну хоть чего-то! Но его, на мой взгляд, просто не случилось. Он в итоге... просто сдался в плен. Всё. При этом прятался в катакомбах весь фильм. Девушку не защитил. Ну, словом, ничего особо героического от него ждать не приходится. И это, знаете ли, вызывает вопросы к посылу фильма. Что за желание стоять на коленях? Где герои?
Как же я надеялась, как я ждала, что это будет, наконец, достойное кино о героях. Но нет – фильм, который громко открывал ММКФ, с Владимиром Машковым в афише, оказался ровно таким же, как, на мой взгляд, почти всё современное кино о ВОВ – пустой, глянцевый, ненатуральный, так ещё и зрителя обманывает. И тут я хочу поделиться своими впечатлениями и обменяться с вами мнениями. И, как всегда, напоминаю, что своё мнение я никому не навязываю, это просто мои личные ощущения от просмотра и анализ того, что я увидела.
Казалось бы, "В списках не значился" – тот самый случай, когда все должно было "выстрелить". Большая тема, серьёзная основа, Машков в титрах и на экране. Но, как часто бывает в нашем современном отечественном кино: упаковка дорогая, начинка – выдохшийся паёк. Начнём с главного, по моему ощущению – с обмана. Владимир Машков – актёр, которого зритель ждёт. Он в афише, он в трейлере, он на всех пресс-релизах. Но в фильме его очень мало. Почти эпизод. Появляется редко, в основном за кадром голосом комментирует происходящее. По моему впечатлению, в кинотеатры заманивают именно его фамилией и изображением, хотя на экране – его почти нет. Так что, если вы хотите посмотреть это кино только из-за Машкова, то вы его там почти и не увидите.
Герой, который на самом деле в центре – актёр с ироничной для военного фильма фамилией Миллер. И вот здесь уже, на мой взгляд, не до патриотизма в высоком смысле – парень хороший, старается, видна актерская работа, но внутри всё пусто. Чувств не вызывает. Симпатии не цепляет. Всё ощущается строго по сценарию – правильный, собранный, слегка унылый. Персонаж, который не пробивает броню зрительского равнодушия.
Фильм сосредоточен почти на одной локации – оборона в пределах крепости, с минимумом "внешнего" действия. И в этом, наверное, что-то есть. Здесь ощущается замкнутость, клаустрофобия, как, например, в "Под огнём" Гарленда и Мендосы – тоже, кстати, про войну, но там вместо наигранного пафоса – натужная правда жизни. Работа со звуком – вот тут, на мой взгляд, не стыдно похвалить. Перестрелки, штурм церкви, марш-броски – в ушах звенит, в груди отдается. Особенно в начале – первый акт цепляет. Хорошо передан саспенс, предвоенное напряжение, тревожность, чувство, как будто что-то хрустит внутри.
Но потом... Потом, по моему ощущению, наступает вторая часть, и война как будто превращается в лекцию. Герои начинают долго и скучно рассуждать – о трусости, героизме, любви. Война как будто уходит на второй план, а камера застывает на лицах, произносящих закадровые, по сути, мысли. Всё это мне напомнило ночной эпизод из "1917", но без эстетики Мендеса и без такого погружения.
Любовная линия? Есть. Трепет, страсть, взгляды на фоне развалин – и всё бы ничего, если бы актриса, на мой взгляд, не выглядела как модель с обложки, случайно заблудившаяся между окопами. Простите, но маникюр, виниры, глянец – это просто "Привет из модного блога"! Это, знаете ли, выбивает из атмосферы военного времени почище любого ляпа с реквизитом.
Диалоги, особенно на фоне стрельбы, по моему впечатлению, почти не разобрать. Словно звукорежиссёр забыл, что война – это ещё и слова. Хорошо, как пишут в сети, что на ММКФ хотя бы шли с английскими субтитрами – говорят, многие разобрались в происходящем именно по ним. Ну, то есть, чтобы понять наше кино о нашей войне, нашим же зрителям (не на ММКФ, а в обычном кинотеатре) нужно, видимо, иметь феноменальный слух или... субтитры?
Фильм, на мой взгляд, рвётся на куски. Монтажные склейки режут действие как ножом по нервам. Не успеваешь войти в сражение, прочувствовать момент, как тебя уже выбрасывают в следующую сцену. Вместо фронтового хаоса – ощущение клипового нарратива. Визуал шикарный, да. Богатый по картинке. Операторская работа крепкая. Но толку, если в этой красоте нет души, нет дыхания, нет цельности?
Музыка – отдельная боль. Громкая, вычурная, излишне драматичная. Там, где нужна тишина, или гул крови в ушах от напряжения – играет симфонический марш. Отвлекает, раздражает. Мне вспомнился всё тот же "Под огнём", где отказ от саундтрека работал на реализм и погружение. Здесь же – ощущение наигранности.
Пафос, конечно, присутствует. Карикатурные немцы? Есть. Обязательная сцена самопожертвования? Конечно. Символическая смерть? Присутствует. А финал, где герой в образе мученика, явно отсылает к Иисусу на Голгофе... Ну, это, видимо, должно трогать. Но вызывает лишь внутреннее: "Ну, ребята… правда?" Я просто в шоке сидела и лицезрела эту странную сцену. Ну блин, ну вы серьезно, прям Иисус?? Такая вот лобовая символика редко работает в кино без тонкости. Не зацепило. Перебор.
Патриотический пафос – умеренный, на мой взгляд. До тех пор, пока не начинаются титры и не заиграет "Любэ". Тут уж, по моему ощущению, всё становится на свои места: кино снято, аудитория обслужена, миссия выполнена. Как говорится, проехали, освоили бюджет.
Фильм, безусловно, зрелищный. Богатый по картинке. Операторская работа крепкая, звук местами работает на ура. Начало бодрое. Есть сцены, где чувствуется напряжение и даже эмоциональный ток. Но всё это, по моему впечатлению, не складывается в цельную, живую, пронзительную историю.
"Брестская крепость" Котта – на мой взгляд, по-прежнему недосягаемая вершина в этом жанре. По честности, по драматургии, по эффекту, по тому, как она цепляет. А "В списках не значился" – мне кажется, как фальшивая медаль: вроде и блестит, но греет недолго и особо не цепляет. "У ленты есть потенциал стать самой популярной отечественной военной картиной этого года. Но популярность – не синоним качества", – написал один из критиков, и я бы тут, пожалуй, подписалась.
Ох, ну немцы настолько карикатурные, что уже даже не смешно... Серьезный отрыв от реальности в пользу экшена. Ну, это отдельная боль.
А вы смотрели "В списках не значился"? Вас проняло или оттолкнуло? Хочется ли обсудить или забыть?
И согласны ли с тем, что "Брестскую крепость" надо было просто показать по телевизору, и всё было бы честнее? Делитесь мнением – мне действительно интересно, как это кино сработало для вас. Напишите, пожалуйста, в комментариях!
Больше подробностей в моем Telegram-канале Обсудим звезд с Малиновской. Заглядывайте!
Если не читали: