Найти в Дзене

Гофманиада в Калининградском музее изобразительных искусств. И причём здесь Шемякин?

Есть в Калининграде одно необычное красивое здание, в котором теперь «живёт» прекрасный музей изобразительных искусств. И находится там очень интересная экспозиция под названием «Город Гофмана. Тайны двух миров». Ну кто не знает Гофмана? Знают его все! С самого детства одна из волшебных сказок этого писателя является непременным ингредиентом новогодне-рождественского настроения. А всё благодаря Мариусу Петипа и Петру Ильичу Чайковскому, создавшим в 1892 году балет по мотивам «Щелкунчик и Мышиный король» и пробудившим интерес к произведению. Его посещение стало для многих россиян новогодней традицией наравне с просмотром «Иронии судьбы». Много версий балета было предложено за сто с лишним лет. В 2001 году у «Щелкунчика» появилась очередная интерпретация, выдержавшая гору критики и восторга одновременно. Известный своей неординарностью, художник Михаил Шемякин не только создал уникальные декорации и персонажей, но и переписал либретто. На мой взгляд, это самая интересная и крас

Есть в Калининграде одно необычное красивое здание, в котором теперь «живёт» прекрасный музей изобразительных искусств.

И находится там очень интересная экспозиция под названием «Город Гофмана. Тайны двух миров». Ну кто не знает Гофмана? Знают его все! С самого детства одна из волшебных сказок этого писателя является непременным ингредиентом новогодне-рождественского настроения.

-2

-3

А всё благодаря Мариусу Петипа и Петру Ильичу Чайковскому, создавшим в 1892 году балет по мотивам «Щелкунчик и Мышиный король» и пробудившим интерес к произведению. Его посещение стало для многих россиян новогодней традицией наравне с просмотром «Иронии судьбы».

-4

-5

Много версий балета было предложено за сто с лишним лет. В 2001 году у «Щелкунчика» появилась очередная интерпретация, выдержавшая гору критики и восторга одновременно. Известный своей неординарностью, художник Михаил Шемякин не только создал уникальные декорации и персонажей, но и переписал либретто. На мой взгляд, это самая интересная и красивая постановка, отразившая именно гофмановскую идею глубокой жизненной философии под видом сказки (правда МШ вспомнил ещё и изначальный невоплотившийся замысел Петипа о французской революции, намекнув на это костюмами персонажей).

-6

-7

В красочной фантасмагории, населённой масками с длинными носами не то людей, не то крыс, подчёркивается драматизм и тревожность действия, раскрывая по-новому восприятие музыки Чайковского.

-8

Причудливые фантазии Шемякина с элементами гротескного юмора отразили особый дух произведения Гофмана.

-9

-10

-11

Заинтересовавшись творчеством этих двух гениев, я нашла много общего в их мировоззрении. Неудивительно, что необыкновенные истории немецкого писателя вдохновили экстравагантного художника на создание уникальных изображений. Даже если кто-то не смотрел его балет (а это возможно сегодня сделать в интернете), скорей всего встречал странные шемякинские фигурки в разных ипостасях: крысиный пир в витрине Елисеевского магазина на Невском проспекте,

-12

граффити в арке-переходе во двор рядом с Центром Шемякина на Садовой улице,

-13

персонажи, сделанные на Императорском фарфоровом заводе, с которым автор сотрудничает с 2004 года, а также оригинальные сервизы с героями нового «Щелкунчика».

-14

-15

-16

Наверняка, многим знакомы и другие произведения Гофмана. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Золотой горшок», «Песочный человек»… Именно они будут взяты за основу мультфильма «Гофманиада», которому посвящена бОльшая часть данной экспозиции.

Богатова Л.И. Крошка Цахес. 2004
Богатова Л.И. Крошка Цахес. 2004

КРОШКА ЦАХЕС

В период рождения замысла сатирической сказочной повести Гофман переживал тяжелую болезнь, сопровождающуюся горячкой, породившую в его сознании множество фантастических образов. «Подумайте только, что за проклятые мысли лезут мне в голову. Отвратительный, глупый уродец делает всё наоборот, а если случается нечто особенное, необычное, то все думают, что это сделал он», – жаловался Гофман своим друзьям, будучи прикован к постели. Сказка была написана в кратчайшие сроки после выздоровления автора, в течение двух недель. Основной идеей стало сатирическое изображение социального мироустройства Германии начала 19 века и высмеивание отдельных пороков, характерных для всего человечества. Романтическое двоемирие, где встречаются грёза и реальность, соседствует в сказке с двоемирием социальным: в нём сосуществуют «энтузиасты» – поэты, художники, музыканты, живущие напряжённой духовной жизнью – и «филистеры», обыватели, которые эту духовную жизнь лишь имитируют.

Гаврилов С.А. Циннобер завоевывает симпатии светского общества, 1997
Гаврилов С.А. Циннобер завоевывает симпатии светского общества, 1997

-19

ЗОЛОТОЙ ГОРШОК

В «Золотом горшке» Гофмана отразилось авторское мировоззрение, тоже основанное на принципе романтического двоемирия: реальный и фантастический мир (сказочная Атлантида) постоянно сопоставляются и проникают друг в друга. Дрезден 19 века в «Золотом горшке» – реальный город с конкретными географическими местами (Чёрные и Озёрные ворота, Линковы купальни, Замковая улица и т. д.), с характерными особенностями бюргерского быта и упоминанием исторических примет времени (названий должностей – конректор, регистратор, надворный советник, архивариус; горячительных напитков – пиво, пунш, желудочный ликёр Конради, деталей одежды и т. п.). Волшебная страна Атлантида – вымышленный писателем мир, в котором присутствует недостижимая в реальной жизни гармония между всем сущим. Сказочное пространство вырастает из устных рассказов архивариуса Линдгорста и его дочери Серпентины, из загадочных документов, которые тщательно копирует главный герой повести - студент Ансельм. Многие ключевые сказочные образы (князь Фосфор, огненная лилия, саламандр, химическая свадьба) были позаимствованы Гофманом из сочинений об алхимии.

Гавричков М. Иллюстрация к произведению Гофмана «Золотой горшок», 2005
Гавричков М. Иллюстрация к произведению Гофмана «Золотой горшок», 2005

-21

ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

В западноевропейских народных поверьях Песочный человек предстает как некая добрая сила, которая является заигравшимся допоздна детям и сыплет им в глаза волшебный песок, чтобы те засыпали и видели хорошие сны. Однако иногда его рисуют и в противоположной ипостаси: он приходит к непослушным детям и навевает им ночные кошмары, а также забирает с собой тех, кто плохо укутался в одеяло. В одноименной новелле Гофмана рисуется устрашающий образ Песочного человека: «злой человек, который приходит к детям, когда они не хотят ложиться спать, и бросает им в глаза целые пригоршни песка, так что глаза заливаются кровью и вываливаются, а он складывает их в мешок и уносит на луну, чтобы кормить своих детей; а те сидят там в гнезде, и у них такие острые клювы, как у сов, чтобы клевать ими глаза непослушных детей».

Кадр из мультфильма «Гофманиада»
Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Одна из самых известных и жутких новелл Гофмана появилась на свет 16 ноября 1815 года. В «Песочном человеке» мы опять встречаемся с двоемирием. Но здесь сталкиваются не сказочно-утопический и бренный земной миры, что можно наблюдать в ранних сочинениях Гофмана, а мир безупречных автоматов и людей, живых, чувствующих и способных ошибаться. И это не случайно: ведь на 18 и 19 века пришлось европейское увлечение автоматонами, имитировавшими человека и его деятельность.

Кадр из мультфильма «Гофманиада»
Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Гавричков М. Иллюстрация к произведению Гофмана «Песочный человек», 1987
Гавричков М. Иллюстрация к произведению Гофмана «Песочный человек», 1987

Писатель создал много сказок, новелл, повестей, стиль которых можно отнести к фэнтези, хотя в 19-м веке ещё не существовало такого понятия определения литературного жанра. Переплетение реального и мифического мира в творчестве Гофмана не случайно. Сам он всю жизнь испытывал чувство двойственности.

Памятник Гофману в Светлогорске на территории гостиницы «Дом сказочника»
Памятник Гофману в Светлогорске на территории гостиницы «Дом сказочника»

С одной стороны жил и работал чиновником среди людей, вызывающих неприятие своим обывательством. С другой — пытался вырваться из рутины и парить в мире искусства и фантазий, создавая литературные и музыкальные(!) произведения.

-26

Он прожил всего 46 лет, оставив нам немалое наследие. Жизнь Эрнста Теодора Вильгельма (третье имя заменил сам на Амадея в знак восхищения Моцартом) прошла не безоблачно. Кто знает, сложись она по-другому, появились ли бы уникальные сочинения…

-27

-28

Сегодня у творчества Гофмана много ценителей. На радость им, в 2018 году в России появилась экранизация мультфильма «Гофманиада». Сразу отмечу, что её скорей всего не поймут, кто не читал (или не воспринимает) гофмановских сказок, которые здесь объединились и даже переплелись с биографией автора. Невероятное творение режиссёра Станислава Соколова, студии «Союзмультфильм» и… Шемякина Михаила Михайловича.

-29

-30

Мучительных 15 лет создавался этот кукольный проект. Заявленный изначально как соавтор, Шемякин из него вышел, оставшись в титрах просто художником-постановщиком. Его уникальные куклы очень тонко передают характеры героев.

-31

-32

А какие декорации!.. В наше время повсеместной компьютерной графики такого уже не делают. А они смогли!

-33

-34

Как создавался волшебный фильм можно посмотреть интересную получасовую запись прямо в музее.

-35

Титанический труд большого количества людей. Одна минута кукольного фильма делается около месяца!..

-36

-37

-38

Рассматривая представленные макеты декораций, меня не отпускало ощущение сказочного путешествия.

-39

-40

-41

-42

И конечно, захотелось непременно посмотреть «Гофманиаду» и перечитать заново удивительные произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана. 🤗