Есть в Калининграде одно необычное красивое здание, в котором теперь «живёт» прекрасный музей изобразительных искусств.
И находится там очень интересная экспозиция под названием «Город Гофмана. Тайны двух миров». Ну кто не знает Гофмана? Знают его все! С самого детства одна из волшебных сказок этого писателя является непременным ингредиентом новогодне-рождественского настроения.
А всё благодаря Мариусу Петипа и Петру Ильичу Чайковскому, создавшим в 1892 году балет по мотивам «Щелкунчик и Мышиный король» и пробудившим интерес к произведению. Его посещение стало для многих россиян новогодней традицией наравне с просмотром «Иронии судьбы».
Много версий балета было предложено за сто с лишним лет. В 2001 году у «Щелкунчика» появилась очередная интерпретация, выдержавшая гору критики и восторга одновременно. Известный своей неординарностью, художник Михаил Шемякин не только создал уникальные декорации и персонажей, но и переписал либретто. На мой взгляд, это самая интересная и красивая постановка, отразившая именно гофмановскую идею глубокой жизненной философии под видом сказки (правда МШ вспомнил ещё и изначальный невоплотившийся замысел Петипа о французской революции, намекнув на это костюмами персонажей).
В красочной фантасмагории, населённой масками с длинными носами не то людей, не то крыс, подчёркивается драматизм и тревожность действия, раскрывая по-новому восприятие музыки Чайковского.
Причудливые фантазии Шемякина с элементами гротескного юмора отразили особый дух произведения Гофмана.
Заинтересовавшись творчеством этих двух гениев, я нашла много общего в их мировоззрении. Неудивительно, что необыкновенные истории немецкого писателя вдохновили экстравагантного художника на создание уникальных изображений. Даже если кто-то не смотрел его балет (а это возможно сегодня сделать в интернете), скорей всего встречал странные шемякинские фигурки в разных ипостасях: крысиный пир в витрине Елисеевского магазина на Невском проспекте,
граффити в арке-переходе во двор рядом с Центром Шемякина на Садовой улице,
персонажи, сделанные на Императорском фарфоровом заводе, с которым автор сотрудничает с 2004 года, а также оригинальные сервизы с героями нового «Щелкунчика».
Наверняка, многим знакомы и другие произведения Гофмана. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Золотой горшок», «Песочный человек»… Именно они будут взяты за основу мультфильма «Гофманиада», которому посвящена бОльшая часть данной экспозиции.
КРОШКА ЦАХЕС
В период рождения замысла сатирической сказочной повести Гофман переживал тяжелую болезнь, сопровождающуюся горячкой, породившую в его сознании множество фантастических образов. «Подумайте только, что за проклятые мысли лезут мне в голову. Отвратительный, глупый уродец делает всё наоборот, а если случается нечто особенное, необычное, то все думают, что это сделал он», – жаловался Гофман своим друзьям, будучи прикован к постели. Сказка была написана в кратчайшие сроки после выздоровления автора, в течение двух недель. Основной идеей стало сатирическое изображение социального мироустройства Германии начала 19 века и высмеивание отдельных пороков, характерных для всего человечества. Романтическое двоемирие, где встречаются грёза и реальность, соседствует в сказке с двоемирием социальным: в нём сосуществуют «энтузиасты» – поэты, художники, музыканты, живущие напряжённой духовной жизнью – и «филистеры», обыватели, которые эту духовную жизнь лишь имитируют.
ЗОЛОТОЙ ГОРШОК
В «Золотом горшке» Гофмана отразилось авторское мировоззрение, тоже основанное на принципе романтического двоемирия: реальный и фантастический мир (сказочная Атлантида) постоянно сопоставляются и проникают друг в друга. Дрезден 19 века в «Золотом горшке» – реальный город с конкретными географическими местами (Чёрные и Озёрные ворота, Линковы купальни, Замковая улица и т. д.), с характерными особенностями бюргерского быта и упоминанием исторических примет времени (названий должностей – конректор, регистратор, надворный советник, архивариус; горячительных напитков – пиво, пунш, желудочный ликёр Конради, деталей одежды и т. п.). Волшебная страна Атлантида – вымышленный писателем мир, в котором присутствует недостижимая в реальной жизни гармония между всем сущим. Сказочное пространство вырастает из устных рассказов архивариуса Линдгорста и его дочери Серпентины, из загадочных документов, которые тщательно копирует главный герой повести - студент Ансельм. Многие ключевые сказочные образы (князь Фосфор, огненная лилия, саламандр, химическая свадьба) были позаимствованы Гофманом из сочинений об алхимии.
ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
В западноевропейских народных поверьях Песочный человек предстает как некая добрая сила, которая является заигравшимся допоздна детям и сыплет им в глаза волшебный песок, чтобы те засыпали и видели хорошие сны. Однако иногда его рисуют и в противоположной ипостаси: он приходит к непослушным детям и навевает им ночные кошмары, а также забирает с собой тех, кто плохо укутался в одеяло. В одноименной новелле Гофмана рисуется устрашающий образ Песочного человека: «злой человек, который приходит к детям, когда они не хотят ложиться спать, и бросает им в глаза целые пригоршни песка, так что глаза заливаются кровью и вываливаются, а он складывает их в мешок и уносит на луну, чтобы кормить своих детей; а те сидят там в гнезде, и у них такие острые клювы, как у сов, чтобы клевать ими глаза непослушных детей».
Одна из самых известных и жутких новелл Гофмана появилась на свет 16 ноября 1815 года. В «Песочном человеке» мы опять встречаемся с двоемирием. Но здесь сталкиваются не сказочно-утопический и бренный земной миры, что можно наблюдать в ранних сочинениях Гофмана, а мир безупречных автоматов и людей, живых, чувствующих и способных ошибаться. И это не случайно: ведь на 18 и 19 века пришлось европейское увлечение автоматонами, имитировавшими человека и его деятельность.
Писатель создал много сказок, новелл, повестей, стиль которых можно отнести к фэнтези, хотя в 19-м веке ещё не существовало такого понятия определения литературного жанра. Переплетение реального и мифического мира в творчестве Гофмана не случайно. Сам он всю жизнь испытывал чувство двойственности.
С одной стороны жил и работал чиновником среди людей, вызывающих неприятие своим обывательством. С другой — пытался вырваться из рутины и парить в мире искусства и фантазий, создавая литературные и музыкальные(!) произведения.
Он прожил всего 46 лет, оставив нам немалое наследие. Жизнь Эрнста Теодора Вильгельма (третье имя заменил сам на Амадея в знак восхищения Моцартом) прошла не безоблачно. Кто знает, сложись она по-другому, появились ли бы уникальные сочинения…
Сегодня у творчества Гофмана много ценителей. На радость им, в 2018 году в России появилась экранизация мультфильма «Гофманиада». Сразу отмечу, что её скорей всего не поймут, кто не читал (или не воспринимает) гофмановских сказок, которые здесь объединились и даже переплелись с биографией автора. Невероятное творение режиссёра Станислава Соколова, студии «Союзмультфильм» и… Шемякина Михаила Михайловича.
Мучительных 15 лет создавался этот кукольный проект. Заявленный изначально как соавтор, Шемякин из него вышел, оставшись в титрах просто художником-постановщиком. Его уникальные куклы очень тонко передают характеры героев.
А какие декорации!.. В наше время повсеместной компьютерной графики такого уже не делают. А они смогли!
Как создавался волшебный фильм можно посмотреть интересную получасовую запись прямо в музее.
Титанический труд большого количества людей. Одна минута кукольного фильма делается около месяца!..
Рассматривая представленные макеты декораций, меня не отпускало ощущение сказочного путешествия.
И конечно, захотелось непременно посмотреть «Гофманиаду» и перечитать заново удивительные произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана. 🤗