Красивое здание многим напоминает дворец Венеции, как-будто растущий из воды.
Чудом уцелевшее во время нещадной бомбардировки 1944-го, оно грустно стоит напротив полностью разбомбленного Кнайпхофа (кто не в курсе — это остров Канта, когда-то бывший целым городом с густонаселёнными улицами).
Немного истории
Все знают, что крепость Кёнигсберг была основана Тевтонским орденом в 13-м веке на месте древнего поселения побеждённых пруссов.
Возникшие вокруг Кнайпхоф, Альштадт и Лёбенихт (позже, в 1724-м году, они объединятся в один город под названием Кёнигсберг) уже через сто лет вошли в Ганзейский союз. То есть, торговля развивалась и процветала.
И когда в конце 16-го века в Европе начались религиозные войны, Герцогство Пруссия (так стало называться государство после роспуска Тевтонского ордена), не участвовала в этом беспределе. Оно тихонько покинуло «стены» союза, сохранив торговые связи. Стали возникать первые биржи. Их старались возводить над водой на сваях, чтобы не платить налоги за заключаемые там сделки (вот купцы!..😅). Деревянные постройки по понятным причинам до нас не дошли — ветшали, сгорали. Нынешняя биржа была построена в 1870-е годы вместо предыдущей на другом берегу, мешавшей расширению улицы в Кнайпхофе.
Архитектор из Бремена, Генрих Мюллер, выполнил пожелание богатого кёнигсбергского купечества, желавшего иметь самое роскошное здание биржи во всей Пруссии. И ему это удалось.
Архитектурное строение здания. Что было и что сохранилось
Две тысячи деревянных 20-метровых свай понадобилось для создания биржи-дворца на воде. Окна второго этажа, смотрящие на Преголю, относятся к так называемой Летней бирже.
Эта часть здания в виде террасы имела отдельный вход, стеклянную крышу и отделялась от Главного биржевого зала стеной со множеством дверей.
Внутри потолок поддерживался рядами колонн, сохранившимися до нашего времени в отличии от застеклённого верха.
Сейчас (2025 год) стену с дверями не видно, галерея на всём протяжении перегорожена гипсокартоном. Здесь проводятся выставки, с обеих сторон разные. В центральной части бывшей Летней биржи — место для временных выставок. Ближе к окнам — постоянная, под названием «Формула времени. Элий Билютин» с работами известного представителя авангарда эпохи «оттепели» и его последователей.
Кстати, в довоенное время на бирже, кроме торгов, так же устраивались экспозиции и даже проводились концерты. На фотографии — одна из выставок в 1919 году, представляющая работы художников северо-востока Германии.
В Главный биржевой зал ведёт отдельная, парадная лестница с улицы, украшенная фигурами двух львов-щитодержателей из песчаника.
Их создал немецкий скульптор Эмиль Хундризер. Он же — автор утраченных во время ВОВ скульптурных композиций на крыше. В бытность биржи там стояли аллегории четырёх континентов, связанных торговыми отношениями: Европы, Азии, Африки и Америки.
В 2018 году в здании открылся Калининградский музей изобразительных искусств. Заходим в него через парадную лестницу. Если бы это происходило раньше, то мы попали бы из вестибюля в Главный биржевой зал. Видно, что его высота охватывает три этажа. Вдоль окон второго проходит галерея, на которую вели лестницы в вестибюле.
В советское время в здании биржи располагался Дворец культуры моряков.
Зал был переделан под концертный. Я не нашла фотографий интерьеров того периода. Как там сегодня — тоже пока не ясно. Надеюсь, что в ближайшем будущем музей откроет и это пространство. А пока вот изображение варианта его планов:
Сейчас основная экспозиция находится этажом ниже и включает в себя две постоянные выставки — «Калининград-Кёнигсберг: мост над временем» и «Город Гофмана. Тайны двух миров» (выгоден комплексный билет на все три постоянные экспозиции).
Во времена Кёнигсбергской биржи внизу располагались почта, телеграф и ресторан «Börsenkeller» (в переводе «Биржевой подвал»).
В советскую эпоху ресторанная история повторилась под названием «Бригантина».
Выставка «Калининград —Кёнигсберг: мост над временем»
Здесь мы видим художественную историю региона за последние 200 лет.
Она включает живопись, графику и скульптуру преподавателей и студентов Кёнигсбергской академии художеств;
произведения участников арт-колонии в Ниде — рыбацком посёлке на Куршской косе, ставшим точкой притяжения европейских художников;
редкие фотографии с видами города, созданные активистами Прусского археологического общества;
скульптуры из «восточнопрусской Флоренции» — имения Кляйн Байнунен (современное село Ульяновское в Калининградской области);
художественную керамику Кадиненской мануфактуры (современная деревня Кадыны в Польше).
До 1918 года император Вильгельм ІІ лично утверждал дизайн изделий.
Фигура спящего терракотового льва была создана в 1910 году знаменитым скульптором Карлом Людвигом Манцелем.
Много лет он являлся главным художественным руководителем мануфактуры, а также одним из создателей первых кадиненских терракотовых рельефов, выполненных в духе югендштиля (немецкой разновидности модерна).
Одна из витрин представляет работы крупнейшего скульптора-анималиста начала 20-го века, Артура Штайнера.
История раскрывается через судьбы людей, живших и творивших на территории современной Калининградской области: это и крупнейшего скульптора из всех, когда-либо работавших в Кёнигсберге — Станислауса Кауэра;
и Кете Кольвиц — первой женщины, избранной членом и профессором Прусской академии художеств в Берлине;
Ловиса Коринта, чьё имя ещё при жизни художника приобрело европейскую известность, а после смерти и мировую, пройдя через опалу нацистких взглядов на искусство;
выдающегося Генриха Вольффа (страдавшего от дальтонизма) — проводника новых тенденций в творчестве восточнопрусских графиков;
Ганса Пройса — художника из Кёнигсберга, работавшего на советскую разведку.
Отдельный зал посвящён произведениям калининградских мастеров, запечатлевших рождение нового города на руинах Кёнигсберга.
Среди экспонатов можно увидеть акварели Арсения Максимова — участника Восточно-Прусской операции, руководителя комиссии по поиску Янтарной комнаты и первого архитектора Калининграда;
полотна Михаила Пясковского — народного художника России, сделавшего главными героями своего творчества местных моряков, рыбаков и портовых рабочих;
городские пейзажи Николая Карякина, ставшие летописью города и его жителей.
Очень интересными оказались работы современных калининградских авторов.
Ощущение чего-то светлого и воздушного появляется при взгляде на «Дом с калиткой» (2008 г.) Юрия Булычева.
«Колесо фортуны» Нины Крымовой (2019г.) как аллегория перемен, несущих удачу.
Заинтересовавшись картиной «Лодка с цветами» (написана в 1983 году по мотивам одноимённого стихотворения Роберта Фроста), я узнала о чудесном художнике Викторе Фёдоровиче Рябинине. Настоящий патриот своего города, к сожалению, уже покинул этот мир, но оставил после себя наследие и благодарных учеников.
Удивила необычная способность некоторых картин «оживать». Стоит считать смартфоном прилагающийся QR-код, и к простому изображению добавятся движения и звуки. Занавески заколышатся от ветерка, весело пролетят-прожужжат мухи, а через открытое окно донесётся шелест морских волн.
На этом же этаже, там где раньше находился почтамт, ждёт ещё одна интересная экспозиция. Она посвящена сказкам Гофмана. Несколько лет назад невероятный волшебный мир писателя из Кёнигсберга воплотился в кино. О создании «Гофманиады» «Союзмультфильмом» с участием знаменитого Шемякина и уникальных макетах-декорациях я расскажу в следующий раз 🤗