Найти в Дзене

Май-2025, Часть 2-я. Армения. Часть 2-я. Монастырь Хор Вирап. Деревня аистов. Монастырь Нораванк. Начало

Начало вот тут:

1 мая.
Мы едем по Армении - экскурсия в южную часть.

Первая остановка монастырь Хор Вирап.

Хор Вира́п (арм. Խոր Վիրապ — глубокая темница) — древний армянский монастырь, находящийся близ государственной границы Армении, возле города Арташат. Монастырь известен своим местоположением у подножья библейской горы Арарат, на которой, согласно преданию, оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа.

Место 13-летнего заточения Григория Просветителя.

На горе

Если правильно подойти, то будет вот такой вид:

-2

Но мы пока только поднимаемся к монастырю

Хачкары.
Это копии, но не менее прекрасные

-3

Копия с оригинала 1581 года!

-4

Мы около часовни св. Григория. Это здание построено в 1661 году.

Часовня была построена в V веке вокруг подземелья Григория Просветителя из белого известняка. Затем был построен монастырь вокруг развалин часовни. На верху церкви — двенадцатиугольный барабан, на котором покоится купол. Алтарная апсида богато украшена. Хотя во многих армянских церквах алтарь находится на востоке, а сами церкви имеют ориентацию с востока на запад, часовня ориентирована с северо-запада на юго-восток.

-5

Согласно жизнеописанию, отец Григория, парфянин Апак (Анак), был родственником персидского царя Артабана и его брата, армянского царя Курсара. Подкупленный персидским царём, Апак убил армянского царя Хосрова II, за что был казнён; вся его семья была истреблена, кроме младшего сына, которого кормилица — христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещён с именем Григорий и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он вскоре расстался с женой. Григорий отправился в Рим и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III), желая усердной службой загладить вину своего отца.

Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства он велел бросить Григория в подземную темницу для смертников Хор Вирап (арм. Խոր Վիրապ «глубокая темница») или колодец Арташата (Артаксата), где он находился в заточении 13 лет. Некая женщина ежедневно бросала ему ломоть хлеба, спасая святого от голодной смерти.

Принятие христианства Арменией исторически связано с мученической смертью святых дев-Рипсимеянок. Согласно преданию, группа девушек-христианок родом из Рима бежала на Восток, скрываясь от преследований императора Диоклетиана. Совершив паломничество в Иерусалим, девы, пройдя Эдессу, достигли пределов Армении и обосновались в виноградных давильнях вблизи Вагаршапата. Царь Трдат, очарованный красотой Рипсимэ, пожелал взять её в жёны, однако встретил отчаянное сопротивление. За неповиновение он приказал предать всех девушек мученической смерти. Рипсимэ с 32 подругами погибли в северо-восточной части Вагаршапата, наставница дев Гаянэ вместе с двумя девами — в южной части города, ещё одну деву казнили прямо в давильне.

После этого Трдат впал в безумие, начал отождествлять себя с диким кабаном, ушёл в лес, где питался травой и кореньями. Эта форма одержимости проявилась и у его военачальников. Сестре царя Хосровидухт пять раз являлся ангел в блистающем сиянии, возвещавший, что Трдат не исцелится, пока Григорий не будет выведен из рва. Хосровидухт рассказала своим приближённым содержание видения, однако все усомнились, что Григорий, тринадцатью годами ранее брошенный в болотистую яму, наполненную змеями и скорпионами, остался жив. Тем не менее, Хосровидухт и члены царской семьи пришли ко рву и громко воззвали: «Григорий, жив ли ты?» Григорий ответил: «Благодатью Бога моего я жив».

И он, бледный и обросший волосами и ногтями, исхудавший и почерневший от болотной тины и крайних лишений, был выведен из рва. Святого омыли, одели в новые одежды и подкрепили пищей. Все с почтением кланялись святому Григорию и, припадая к его ногам, просили его, чтобы он умолил своего Бога об исцелении царя, военачальников и всего войска. Блаженный Григорий вначале расспросил их о телах убиенных Трдатом 37 святых дев — рипсимиянок, так как они лежали непогребёнными в течение десяти дней, а затем собрал и похоронил тела святых дев, включая святую Рипсимэ. После этого он 66 дней проповедовал язычникам, призывая их отказаться от идолопоклонства и уверовать в Единого Бога и Сына Его Иисуса Христа. Григорий сообщил им, что Бог сохранил его живым во рве, где его часто посещал ангел Божий, чтобы он впоследствии привёл народ к христианской вере.

И сейчас вот под этим куполом вход в ту самую темницу.
Причем темниц две - одна та самая, а вторая аналогичная. Если хочется просто проникнуться атмосферой одиночной темницы.

-6

Туф, конечно, довольно податлив при обработке, но тут стены сами говорят, сколько людей тут было...
Обычно истираются камни на полу, а тут вот такие стены

-7

Но мы в темницу "ту самую". Было не так много народа.
Лена спускается

-8

Внутри

-9
-10

А это уже я вылезаю

-11

А теперь идём в храм.

Церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин)
построенная в середине XVII века

-12
-13
-14

А на её стене снаружи выцарапано множество "Здесь был Вася". И датировки и 1918 года, и 1945 года, и позже...
Помниццца, ещё в Колизее такое есть.

-15

А над ними высится

-16

Но и на скалах над монастырем интересно прогуляться.

-17

Арараты в дымке, но они есть!!
Кстати, прямая полоса в поле позади меня - это граница Армении и Турции. Арарат - это уже другая страна сейчас.

-18

Отсюда и весь комплекс виден.

-19

Часовня с подземельем - самая правая.
И если вглядеться, то видно, что вдоль дороги позади монастыря забор. Это граница.

-20
-21

Едем дальше.
Невозможно прекратить любоваться Араратом.

-22

Недалеко деревня, где селятся аисты. Гнёзда на каждом столбе!

-23
-24
-25

Местные суровые кобели

-26

Как такую красоту не поприближать.

-27
-28
-29

Тут и ласточка попозировала

-30

В полете поймать сложно

-31
-32
-33
-34
-35
-36

Едем дальше.

Церковь Святой Богородицы (Арени)
Церковь построена в 1321 году по заказу князя Сюника Тарсаича Орбеляна по проекту архитектора Момика. В 1840 году купол сооружения рухнул, а вместе с ним погибла часть уникальных рельефов и рисунков. Тем не менее, часть из них сохранилась в парусах.

-37
-38

но мы приехали в монастырь Нораванк.

Нораванк (арм. Նորավանք, в переводе с армянского «новый монастырь») — армянский монастырский комплекс, построенный в XIII—XIV веках.

-39

Церковь Сурб Аствацацин, 1339 год,

-40
-41
-42

Эта церковь, строительство которой завершилось в 1339 году[1], считается последним шедевром талантливого армянского скульптора и миниатюриста Момика. Возле церкви находится его небольшая и скромно украшенная усыпальница, датируемая тем же годом. В новейшее время вместо рухнувшей крыши была сооружена простая вальмовая четырёхскатная крыша, но в 1997 году были отреставрированы барабан купола и конусообразная кровля в память о первоначальной славе храма, о которой свидетельствуют некоторые обветшалые фрагменты.

Вид на церковь издали.

-43

Продолжу рассказ в следующей части