Начало вот тут:
1 мая.
Мы едем по Армении - экскурсия в южную часть.
Первая остановка монастырь Хор Вирап.
Хор Вира́п (арм. Խոր Վիրապ — глубокая темница) — древний армянский монастырь, находящийся близ государственной границы Армении, возле города Арташат. Монастырь известен своим местоположением у подножья библейской горы Арарат, на которой, согласно преданию, оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа.
Место 13-летнего заточения Григория Просветителя.
На горе
Если правильно подойти, то будет вот такой вид:
Но мы пока только поднимаемся к монастырю
Хачкары.
Это копии, но не менее прекрасные
Копия с оригинала 1581 года!
Мы около часовни св. Григория. Это здание построено в 1661 году.
Часовня была построена в V веке вокруг подземелья Григория Просветителя из белого известняка. Затем был построен монастырь вокруг развалин часовни. На верху церкви — двенадцатиугольный барабан, на котором покоится купол. Алтарная апсида богато украшена. Хотя во многих армянских церквах алтарь находится на востоке, а сами церкви имеют ориентацию с востока на запад, часовня ориентирована с северо-запада на юго-восток.
Согласно жизнеописанию, отец Григория, парфянин Апак (Анак), был родственником персидского царя Артабана и его брата, армянского царя Курсара. Подкупленный персидским царём, Апак убил армянского царя Хосрова II, за что был казнён; вся его семья была истреблена, кроме младшего сына, которого кормилица — христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещён с именем Григорий и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он вскоре расстался с женой. Григорий отправился в Рим и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III), желая усердной службой загладить вину своего отца.
Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства он велел бросить Григория в подземную темницу для смертников Хор Вирап (арм. Խոր Վիրապ «глубокая темница») или колодец Арташата (Артаксата), где он находился в заточении 13 лет. Некая женщина ежедневно бросала ему ломоть хлеба, спасая святого от голодной смерти.
Принятие христианства Арменией исторически связано с мученической смертью святых дев-Рипсимеянок. Согласно преданию, группа девушек-христианок родом из Рима бежала на Восток, скрываясь от преследований императора Диоклетиана. Совершив паломничество в Иерусалим, девы, пройдя Эдессу, достигли пределов Армении и обосновались в виноградных давильнях вблизи Вагаршапата. Царь Трдат, очарованный красотой Рипсимэ, пожелал взять её в жёны, однако встретил отчаянное сопротивление. За неповиновение он приказал предать всех девушек мученической смерти. Рипсимэ с 32 подругами погибли в северо-восточной части Вагаршапата, наставница дев Гаянэ вместе с двумя девами — в южной части города, ещё одну деву казнили прямо в давильне.
После этого Трдат впал в безумие, начал отождествлять себя с диким кабаном, ушёл в лес, где питался травой и кореньями. Эта форма одержимости проявилась и у его военачальников. Сестре царя Хосровидухт пять раз являлся ангел в блистающем сиянии, возвещавший, что Трдат не исцелится, пока Григорий не будет выведен из рва. Хосровидухт рассказала своим приближённым содержание видения, однако все усомнились, что Григорий, тринадцатью годами ранее брошенный в болотистую яму, наполненную змеями и скорпионами, остался жив. Тем не менее, Хосровидухт и члены царской семьи пришли ко рву и громко воззвали: «Григорий, жив ли ты?» Григорий ответил: «Благодатью Бога моего я жив».
И он, бледный и обросший волосами и ногтями, исхудавший и почерневший от болотной тины и крайних лишений, был выведен из рва. Святого омыли, одели в новые одежды и подкрепили пищей. Все с почтением кланялись святому Григорию и, припадая к его ногам, просили его, чтобы он умолил своего Бога об исцелении царя, военачальников и всего войска. Блаженный Григорий вначале расспросил их о телах убиенных Трдатом 37 святых дев — рипсимиянок, так как они лежали непогребёнными в течение десяти дней, а затем собрал и похоронил тела святых дев, включая святую Рипсимэ. После этого он 66 дней проповедовал язычникам, призывая их отказаться от идолопоклонства и уверовать в Единого Бога и Сына Его Иисуса Христа. Григорий сообщил им, что Бог сохранил его живым во рве, где его часто посещал ангел Божий, чтобы он впоследствии привёл народ к христианской вере.
И сейчас вот под этим куполом вход в ту самую темницу.
Причем темниц две - одна та самая, а вторая аналогичная. Если хочется просто проникнуться атмосферой одиночной темницы.
Туф, конечно, довольно податлив при обработке, но тут стены сами говорят, сколько людей тут было...
Обычно истираются камни на полу, а тут вот такие стены
Но мы в темницу "ту самую". Было не так много народа.
Лена спускается
Внутри
А это уже я вылезаю
А теперь идём в храм.
Церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин)
построенная в середине XVII века
А на её стене снаружи выцарапано множество "Здесь был Вася". И датировки и 1918 года, и 1945 года, и позже...
Помниццца, ещё в Колизее такое есть.
А над ними высится
Но и на скалах над монастырем интересно прогуляться.
Арараты в дымке, но они есть!!
Кстати, прямая полоса в поле позади меня - это граница Армении и Турции. Арарат - это уже другая страна сейчас.
Отсюда и весь комплекс виден.
Часовня с подземельем - самая правая.
И если вглядеться, то видно, что вдоль дороги позади монастыря забор. Это граница.
Едем дальше.
Невозможно прекратить любоваться Араратом.
Недалеко деревня, где селятся аисты. Гнёзда на каждом столбе!
Местные суровые кобели
Как такую красоту не поприближать.
Тут и ласточка попозировала
В полете поймать сложно
Едем дальше.
Церковь Святой Богородицы (Арени)
Церковь построена в 1321 году по заказу князя Сюника Тарсаича Орбеляна по проекту архитектора Момика. В 1840 году купол сооружения рухнул, а вместе с ним погибла часть уникальных рельефов и рисунков. Тем не менее, часть из них сохранилась в парусах.
но мы приехали в монастырь Нораванк.
Нораванк (арм. Նորավանք, в переводе с армянского «новый монастырь») — армянский монастырский комплекс, построенный в XIII—XIV веках.
Церковь Сурб Аствацацин, 1339 год,
Эта церковь, строительство которой завершилось в 1339 году[1], считается последним шедевром талантливого армянского скульптора и миниатюриста Момика. Возле церкви находится его небольшая и скромно украшенная усыпальница, датируемая тем же годом. В новейшее время вместо рухнувшей крыши была сооружена простая вальмовая четырёхскатная крыша, но в 1997 году были отреставрированы барабан купола и конусообразная кровля в память о первоначальной славе храма, о которой свидетельствуют некоторые обветшалые фрагменты.
Вид на церковь издали.
Продолжу рассказ в следующей части