Найти в Дзене

Макеты железных дорог. Часть 2. Макеты в магазине "Лейпциг".

Всех приветствую! В прошлый раз я написал статью про макет из Зоннеберга, который ошибочно выдавали за макет из магазина "Лейпциг". А сегодня про Лейпцигский макет, точнее про два макета. После переезда с Ленинского проспекта в район Тёплый стан, магазин "Лейпциг" получил гораздо большую торговую площадь, расположенную к тому же на двух этажах. Отдел моделей железной дороги разместили на втором этаже а напротив установили большой ж. д. макет, на котором были представлены сразу два типоразмера (масштаба) моделей- ТТ (1:120) и Н0 (1:87). Конечно же на макете было много домиков, деревьев, автомобилей и другой интересной мелочёвки. 2 круга в ТТ (на возвышении) с двумя станциями и несколько в Н0 так же с двумя станциями. Когда я первый раз там побывал, то очень долго не мог "отлипнуть" от макета железной дороги, который поражал размерами и деталями. После этого при любом удобном случае, да же когда не было денег что-то купить, ездил в Теплый стан что бы посмотреть макет. Да же делал зарис
Кадр из фильма 1980 года "Не может быть".
Кадр из фильма 1980 года "Не может быть".

Всех приветствую!

В прошлый раз я написал статью про макет из Зоннеберга, который ошибочно выдавали за макет из магазина "Лейпциг".

А сегодня про Лейпцигский макет, точнее про два макета.

1. Первый макет (с 1979 по 1983 гг).

После переезда с Ленинского проспекта в район Тёплый стан, магазин "Лейпциг" получил гораздо большую торговую площадь, расположенную к тому же на двух этажах. Отдел моделей железной дороги разместили на втором этаже а напротив установили большой ж. д. макет, на котором были представлены сразу два типоразмера (масштаба) моделей- ТТ (1:120) и Н0 (1:87). Конечно же на макете было много домиков, деревьев, автомобилей и другой интересной мелочёвки. 2 круга в ТТ (на возвышении) с двумя станциями и несколько в Н0 так же с двумя станциями.

Автор фото Eat72, источник Pastvu.com. На фото уже изрядно пострадавший макет, что видно по станции на переднем плане.
Автор фото Eat72, источник Pastvu.com. На фото уже изрядно пострадавший макет, что видно по станции на переднем плане.

Когда я первый раз там побывал, то очень долго не мог "отлипнуть" от макета железной дороги, который поражал размерами и деталями.

Автор фото Eat72, источник Pastvu.com
Автор фото Eat72, источник Pastvu.com

После этого при любом удобном случае, да же когда не было денег что-то купить, ездил в Теплый стан что бы посмотреть макет. Да же делал зарисовки (фотоаппарата тогда не было). Вокруг макета всегда было много народа, особенно когда его включали (не помню сколько это было раз в день, но мне довелось увидеть это в первые несколько посещений). Последний раз когда на макете было движение, по Н0 (16 мм) ездил электровоз Е42 с одним 4-х осным пассажирским вагоном, а по ТТ катались 2 маленьких состава. После этого макет стал полностью "статичным". Так же с него постепенно стали пропадать подвижной состав и строения, те что по периметру. Не прошло и двух лет, как макет приобрел весьма ободранный вид.

Автор фото Chrome71, источник Pastvu.com
Автор фото Chrome71, источник Pastvu.com

Так же в первый раз вроде бы видел как включался свет в домах и фонари на станции (как раз тогда решил попробовать провести свет в свой первый вокзал "Домбург", но разочаровался, т.к. при сборке не вклеил внутрь черную бумагу и стенки ярко светились желтым).

Автор фото Chrome71, источник Pastvu.com
Автор фото Chrome71, источник Pastvu.com

Где-то году в 1983-м, приехали с другом это в магазин, и первым делом к макету, там уборщица вытирала пыль. Эта женщина пропустила нас подойти к нему разрешила взять посмотреть вагон, который каким-то чудом, к тому времени еще остался на макете. Это был вагон которых я так и не увидел в продаже- зеленый четырех-осный пассажирский (Mod).

Несостоявшийся "трофей". Источник Google.
Несостоявшийся "трофей". Источник Google.

Мы в какой-то момент да же решили взять и по-тихому сбежать с ним, но мысль что "воровать нехорошо" всё же взяла верх... Но как видно по фото, некоторых это не останавливало. Да же мачты освещения поотрывали.

Автор фото Chrome71, источник Pastvu.com
Автор фото Chrome71, источник Pastvu.com

Уцелели дольше всех домики, которые часто были в продаже.

Автор фото Chrome71, источник Pastvu.com
Автор фото Chrome71, источник Pastvu.com

Ну и та сторона что к окну то же осталась в основном нетронута. Еще несколько чуть более ранних фото, когда еще что-то на путях стояло:

А теперь как положено к любому ж.д. макету, к фото прилагаю рельсовую схему. Построено по старым зарисовкам и по памяти в программе WinTrack10:

План-схема первого макета в магазине "Лейпциг". Автор KotRa.
План-схема первого макета в магазине "Лейпциг". Автор KotRa.

Красным показаны пути в масштабе ТТ -12 мм. Синим- Н0 -16 мм. И еще вот такая 3-д схема с рельефом. Домики не ставил, в этой проге почти нет старых строений Вэро. Деревья то же не сажал, только рельеф:

3-д визуализация первого макета в магазине "Лейпциг". Автор KotRa.
3-д визуализация первого макета в магазине "Лейпциг". Автор KotRa.

У меня получились размеры 6,200 х 2,250 мм.

А теперь про ту загадку, о которой я упоминал ранее. На макете в центре, в низине, есть путь который было не видно ни с одной доступной точки у макета. Я узнал о его существовании только благодаря этой фотографии из журнала:

Скан из старого журнала. Источник Google.
Скан из старого журнала. Источник Google.

На схеме я его конечно показал.

.. В какой-то из моих посещений данного магазина я обнаруживаю что на месте макета расположен како-то отдел (не помню какой), а сам макет исчез... Добили видать.

2. Второй макет (с 1985 по 1991 гг).

И вот здесь начинается самое интересное: ни одного фото второго макета за все время найти не удалось! Я довольно часто ездил во второй половине 80-х в "Лейпциг" и по традиции рассматривал новый макет, который теперь решили накрыть от вандалов оргстеклом. Однако макет был статичным и я не видел ни разу на нем ни одной единицы подвижного состава. Но схему составил. У меня тогда было хобби составлять схемы ж.д. станций и макетов, так что план путей помню отлично. Чем я и воспользовался при построении схемы в WinTrack10:

План-схема второго макета в магазине "Лейпциг". Автор KotRa.
План-схема второго макета в магазине "Лейпциг". Автор KotRa.

На сей раз макет был по-проще в плане путей и только в одном масштабе- Н0. Рельсовый материал на нем был фирмы Pilz, для нас, граждан СССР в диковинку. Но в ГДР эти рельсы свободно продавались и были в каталогах Пико. Тогда, помню, поражали двойные стрелочные переводы и перекрестный съезд на переднем плане. Строения, как и на предыдущем макете- VERO.

И визуализация. Точно не помню как и какие домики где стояли, если будут уточнения с вашей стороны- буду рад! Так же буду безмерно рад фотографиям второго макета из "Лейпцига":

3-д визуализация второго макета в магазине "Лейпциг". Автор KotRa.
3-д визуализация второго макета в магазине "Лейпциг". Автор KotRa.

В общем, пишите кто что помнит об этих макетах. Так, по крупицам, история и складывается.

А я благодарю вас за внимание и до новых встреч на моем канале!