Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Барельеф Сталина вернется в метро: зачем Москва восстанавливает спорное прошлое

Оглавление

На станции «Таганская» Кольцевой линии московского метро в скором времени появится восстановленный барельеф Иосифа Сталина. Об этом сообщил столичный Дептранс.

«Восстанавливаем утраченный исторический барельеф, который посвящен Победе в Великой Отечественной войне. До 1966 года он располагался в торце станции „Таганская“ Кольцевой линии метро. Во время строительства пересадки на Таганско-Краснопресненскую линию барельеф утратили», – говорится в официальном сообщении.

В мэрии подчеркивают, что скульптурная композиция будет полностью воссоздана по архивным чертежам и фотографиям. Установят ее не на прежнем месте, а в переходе между двумя станциями. Таким образом, она станет частью пешеходного маршрута и, вероятно, будет восприниматься скорее как музейный экспонат, чем как памятник. Впрочем, не всеми.

-2

Почему это решение вызывает споры

Возвращение в городское пространство изображений Сталина – шаг, который сложно назвать нейтральным. С одной стороны, речь действительно идет об исторической реставрации. Барельеф был создан как часть оригинального архитектурного оформления станции, открытой в 1950 году, и задумывался как ода победе в войне. Его восстановление можно трактовать как восстановление целостности замысла архитектора и уважение к эстетике времени.

С другой стороны, в центре этой композиции – фигура человека, ответственность которого за массовые репрессии, депортации, голод и гибель миллионов до сих пор остается предметом болезненного общественного обсуждения.

-3

Установка такого изображения в публичном пространстве, пусть даже с оговоркой «в исторических целях», воспринимается многими как попытка реабилитации фигуры Сталина – особенно в условиях, когда критическое осмысление советского прошлого в официальной повестке почти исчезло.

Контекст важен, но его нет

Главная претензия к проекту – отсутствие контекста. В официальном сообщении нет ни слова о спорности фигуры, о цене победы, о репрессированных строителях метро. Просто «утраченный исторический барельеф».

В такой ситуации даже самая добросовестная реставрация становится идеологическим жестом. Не потому, что сама по себе скульптура опасна, а потому, что она возвращается в город без слов, без пояснений, без признаков осмысления. Просто «так было», «так красиво», «так надо».

Вопрос не в том, можно ли показывать Сталина. Вопрос – как именно это делается. Мемориальный музей, выставка, контекстная экспозиция – это один подход. Молчаливое возвращение в метро – совсем другой. И каждый из них говорит о сегодняшнем дне не меньше, чем о прошлом.

Поэтому барельеф – не просто мраморный рельеф с портретом. Это маркер отношения власти к истории, к памяти, к нарративу, который сегодня навязывается обществу. И пока рядом не появляется хотя бы небольшая табличка с честным текстом, это восстановление будет восприниматься не как акт сохранения архитектурного наследия, а как попытка переписать прошлое на новый лад.

Чему, разумеется, многие будут рады.