Найти в Дзене
Х.

Yes - Relayer

"Свет, ох, скоро свет, пройди же внутрь, успокой эту бесконечную ночь" Конец 1973-го года, группа Yes на вершине, альбом "Tales From Topographic Oceans" ещё даже не вышел, а предзаказов уже целая куча. Снаружи у группы всё прекрасно, деньги, слава и т.д., а вот внутри всё не так сказочно. Огромной потерей для Yes стал уход клавишника Рика Уэйкмана, которому творческое направление коллектива вообще не нравилось. К слову, идея "Tales From Topographic Oceans" Уэйкману не нравилась настолько, что на сессиях он частенько зависал с Black Sabbath, которые буквально за стенкой записывали свою пятую пластинку "Sabbath Bloody Sabbath". Кандидатов на роль клавишника было не мало: Эдди Джобсон, Ник Смит, Дерек Уэйвер и даже Кит Эмерсон. Последний же ответил коротко: "Зачем мне Yes, когда у меня уже есть ELP?". В итоге должность клавишника занял швейцарец Патрик Мораз, работавший тогда в группе Refugee. Дела у Refugee шли плохо, от чего Мораз сразу согласился на предложение из Yes. По стандартам

"Свет, ох, скоро свет, пройди же внутрь, успокой эту бесконечную ночь"

Конец 1973-го года, группа Yes на вершине, альбом "Tales From Topographic Oceans" ещё даже не вышел, а предзаказов уже целая куча. Снаружи у группы всё прекрасно, деньги, слава и т.д., а вот внутри всё не так сказочно. Огромной потерей для Yes стал уход клавишника Рика Уэйкмана, которому творческое направление коллектива вообще не нравилось. К слову, идея "Tales From Topographic Oceans" Уэйкману не нравилась настолько, что на сессиях он частенько зависал с Black Sabbath, которые буквально за стенкой записывали свою пятую пластинку "Sabbath Bloody Sabbath". Кандидатов на роль клавишника было не мало: Эдди Джобсон, Ник Смит, Дерек Уэйвер и даже Кит Эмерсон. Последний же ответил коротко: "Зачем мне Yes, когда у меня уже есть ELP?".

В итоге должность клавишника занял швейцарец Патрик Мораз, работавший тогда в группе Refugee. Дела у Refugee шли плохо, от чего Мораз сразу согласился на предложение из Yes.

Yes - Relayer
Yes - Relayer

По стандартам прог-рока, первая композиция занимает всю первую сторону, длясь более двадцати минут. "Gates of Delirium" - идея Джона Андерсона, которую передали остальные музыканты. Источниками вдохновения Андерсона стала литература, которую тот тогда читал, а так же балет Игоря Стравинского "Весна Священная", ещё Джон не отрицает влияние книги Льва Николаевича Толстого "Война и Мир". Автор хотел написать музыку, напоминающую войну, передающую энергию, которая впоследствии приводит к некому взрыву, после чего появляется свет в конце туннеля. В середине "Gates of Delirium" отчетливо слышен весь тот ужас и хаос, напоминающий самую настоящую войну, но вот войну кого и с кем - непонятно. Светом в конце туннеля стала последняя часть, получившая название "Soon", к которой успел приложить руку Рик Уэйкман. "Soon" - чудесная вещь, обладающая потрясающей красотой.

Вторая сторона начинается с "Sound Chaser" - довольно убойной вещи, с которой и началась карьера Мораза в Yes. Набросав свою партию, Мораз объяснил её Алану Уайту и Крису Сквайру, после чего они добавили свои инструменты, и то, что они сыграли вместе сразу было записано и вошло в финальное сведение. "Sound Chaser" - это что-то в духе джаз-рока, строящуюся на противопоставлении гитары Стива Хау и бас-гитары Криса Сквайра, второй был просто в восторге от мелодии и идеи, которую Рик Уэйкман вряд ли бы одобрил.

Последняя песня "To Be Over" - продукт авторства Хау, которому идея пришла совершенно случайно, когда тот плавал по озеру на лодке. Сам автор ещё выпустит инструментальную версию песни в 2001-м году для сольного альбома "Natural Timbre".

Крис Сквайр, Джон Андерсон, Патрик Мораз, Алан Уайт и Стив Хау в 1974-м году
Крис Сквайр, Джон Андерсон, Патрик Мораз, Алан Уайт и Стив Хау в 1974-м году

"Relayer" стал седьмой студийной пластинкой в дискографии Yes, продолжив направление группы к более длинным и разнообразным композициям, что уже считается эталоном, как для группы, так и для прог-рока в целом. "Relayer" - хороший пример классического прога 70-х, который к тому моменту уже полностью сформировался.