Найти в Дзене
Notes ATs

📚 Монопсония

Оглавление

📌 Монопсония — явление на рынке, при котором существует единственный покупатель, контролирующий спрос, устанавливающий цены и регулирующий условия сделок.

Для монопсонии характерно отсутствие альтернатив для продавцов и неконкурентоспособность других потребителей. Всё, как в монополии, но наоборот :D

Основное различие между монополией и монопсонией состоит в том, что монополия — это когда есть 1 продавец, а монопсония — это когда есть 1 покупатель.
Превью
Превью

🏵 1 Чем характерна?

• В монопсонии есть только один покупатель, что даёт ему значительную власть. Как правило, существуют естественные или искусственные ограничения на рынке, которые делают невозможным появление других покупателей;

Продавцы имеют меньшую переговорную силу. Хотя поставщиков или продавцов может быть несколько, они обычно имеют меньшую коллективную способность контролировать рынок;

Рыночная неэффективность возникает, когда один потребитель покупает меньше товара или услуги, чем произвели бы на более конкурентном рынке. Это вынуждает производителей сокращать заработную плату, хранить непроданные запасы или снижать цены до невыгодного уровня.

• Поскольку покупатель имеет значительный контроль над рынком, у поставщиков меньше стимулов инвестировать в инновации или повышение качества. Даже если производители найдут новые способы производства, они не получат вознаграждения конкурентным рынком за счёт лучшей маржи или более высоких цен.

🏵 2 Что говорит законодательство?

2.1 Российская Федерация

По российскому антимонопольному законодательству монопсония считается одной из разновидностей монополии. Регулирование осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Основной закон — №135-ФЗ "О защите конкуренции" (2006).

2.2 Соединённые Штаты Америки

Тут снова 3 уже известных нам закона из статьи про монополию:

з.Шермана (1890) запрещает монополизацию рынка, включая монопсонию;

з.Клейтона (1914) ограничивает слияния, которые могут создать монопсонию;

FTC (Federal Trade Commission) расследует случаи, когда компании используют монопсонию для подавления конкуренции.

Рисунок 2.1 Так ли запрещена монопсония?
Рисунок 2.1 Так ли запрещена монопсония?

🏵 3 Виды

Глобально выделяют 2 вида:

На рынке труда. Здесь взаимодействие идёт между единственным работодателем (покупатель рабочей силы) и множеством сотрудников. Был характерен в эпоху промышленной революции, когда в городе находилось только 1 доминирующее производство;

На товарном рынке. На коммерческом рынке отношения происходят между покупателем и несколькими продавцами.

По типу участников монопсония делится на 4 вида:

Государственная. Покупает только государство или компании с госучастием, а продают коммерческие фирмы. При этом могут накладываться различные законодательные ограничения, чтобы другие не имели право выступать в роли легального покупателя;

Коммерческая. В роли монопсониста выступает частная компания, взаимодействующая с другими организациями или ИП. Для поставщиков условия контрактов могут становится кабальными;

Чистая. Взаимодействие единственного покупателя с несколькими продавцами (зачастую в производственном секторе с частными предпринимателями). В коммерческом секторе практически не встречается;

Двухсторонняя. Проявляется, когда покупатель обладает влиянием, но продавцы могут организоваться и противодействовать монопсонисту. Обычно стороны ищут компромисс.

Рисунок 3.1 Исторический экскурс
Рисунок 3.1 Исторический экскурс

🏵 4 Достоинства и недостатки

🟢 Плюсы:

• не нужно искать клиентов, так как существует единственный потребитель, и он известен, поэтому не надо тратиться на рекламу;

• производители будут стараться предложить единственному покупателю максимально качественные товары;

• продавец вынужден предлагать максимально удобные и выгодные условия для клиента;

• достаточно сконцентрироваться на одном клиенте.

🔴 Минусы:

• характеристики товара не меняются, так как подходят доминирующему покупателю, из-за чего не учитываются потребности более мелких клиентов;

• полная зависимость рынка от единственного клиента, что может привести к застою, резким колебаниям цен;

• покупатель может выдвигать ряд специфических требований, выгодных прежде всего ему;

• ценообразование больше не отражает реальную стоимость товаров.

🏵 5 Примеры монопсонии

Пример 5.1 — Amazon. Далее речь пойдёт про небольшие города США. В некоторых регионах Amazon является крупнейшим работодателем для складских рабочих. Ещё из-за отсутствия альтернатив компания контролирует уровень зарплат и условия труда. В 2021 году FTC даже начала расследование на предмет монопсонистических практик.

Пример 5.2 — Норильский никель. И снова про города, точнее Норильск. По данным за 2023 год компания — один из основных работодателей в Норильском промышленном районе (67% сотрудников), источник. По факту у работников не особо много вариантов трудоустройства.

Пример 5.3 — McDonald’s. В 2000-х наша ныне "Вкусно и точка" в США контролировала до 30% рынка куриного мяса, диктуя цены фермерам. В 2023 году Министерство юстиции США обвинило компанию в монопсонии на рынке труда (запрет франчайзи нанимать работников из других ресторанов сети).

Пример 5.4 — АЛРОСА. Теперь мы переносимся в Якутию, город Мирный. Градообразующим предприятием является АЛРОСА. Если верить Википедии, основные сооружения социально-культурной сферы города и Мирнинского района построены строителями и на средства АК «АЛРОСА». Также я нашла "статейку", где указывалось, что на сей эмитента в Мирном работает 70-80% населения.

Прикольная статья на английском — тык.

* * * * * * *

Спасибо за прочтение! Если было полезно, ставьте 👍 и переходите в Telegram. Там публикую больше интересного 🦉