Найти в Дзене

Советская школа жизни: как я учила внуков экономии вопреки московскому расточительству

Раньше я приучала детей к бережливости — и в вещах, и в деньгах. Когда они выросли, это больше проявилось у дочери, которая живёт в моём же городе в Подмосковье. А сын после института обосновался в Москве, где запросы выше наших, да и работает он руководителем. Не человек труда в прямом смысле, на заводе не работал. У них нет понимания, что такое настоящая работа, из кабинетов заводами командуют, а сами там не бывали. Невестка вообще из другой семьи — не рабочих, а тех, кто как раз активно продвигался в перестройку, Союз развалил, а потом нуворишами стал. Воспитали её не так, как я дочь, да и сын сам деньгами сорит, особенно с такой женой. Вот и взялась я внуков учить, чтобы копейку берегли и не кормили капиталистов, которые тройную цену берут. В СССР цены годами не менялись — знаешь, что сегодня и через год за ту же цену купишь, хоть зарплаты и росли. А теперь всё всегда дорожает. Помню, когда цены отпустили, и ноль к цене за ночь добавляли спекулянты. Раньше в цене было понятно что:

Раньше я приучала детей к бережливости — и в вещах, и в деньгах. Когда они выросли, это больше проявилось у дочери, которая живёт в моём же городе в Подмосковье. А сын после института обосновался в Москве, где запросы выше наших, да и работает он руководителем. Не человек труда в прямом смысле, на заводе не работал. У них нет понимания, что такое настоящая работа, из кабинетов заводами командуют, а сами там не бывали. Невестка вообще из другой семьи — не рабочих, а тех, кто как раз активно продвигался в перестройку, Союз развалил, а потом нуворишами стал. Воспитали её не так, как я дочь, да и сын сам деньгами сорит, особенно с такой женой. Вот и взялась я внуков учить, чтобы копейку берегли и не кормили капиталистов, которые тройную цену берут.

В СССР цены годами не менялись — знаешь, что сегодня и через год за ту же цену купишь, хоть зарплаты и росли. А теперь всё всегда дорожает. Помню, когда цены отпустили, и ноль к цене за ночь добавляли спекулянты. Раньше в цене было понятно что: зарплата рабочих, а не только прибыли. Пришёл в универсам или на рынок, и ни копейки лишней не отдашь. А сейчас за обычный батон где-то 40 рублей просят, а где-то и 200, да ещё и вес везде разный. С невесткой до смешного доходило — хлеб не брала, если не нарезанный. Спрашивала её: «Неужели сама порезать не можешь?», а она отвечала: «Зачем самой резать, если это могут другие сделать? Лучше доплачу, но готовый возьму». Вот верх транжирства, потому и решила внуков уму-разуму научить.

Внуку, который в Москве в достатке растёт, втолковывала: даже в столице нечего переплачивать. Ищи, где дешевле, а не где этикетки красивые да продавцы улыбаются. Сын как-то рассказал: ходили они в дорогой магазин, а внук спрашивал: «Зачем хлеб за 200 берём, если в другом такой же по 30?» Сын злился, и невестка ворчала, что от комфорта отучаю. Сын мне говорил: «Зачем экономить, когда деньги есть? Всего-то несколько тысяч сэкономишь — не стоит время тратить на это». А вот случай был: сын помидоры любит, купил зимой килограмм за 1200 рублей — узбекских. В обычном магазине можно за 250 найти, максимум 300 зимой. Не такому учила его в детстве. Это и влияние невестки, конечно, да и московское окружение. Про одежду и говорить нечего — расточительство сына и особенно невестки, которая не работает, а только деньги тратит. В конце концов они внука, конечно, на свою волну настроили, и меня он в этом вопросе не сильно слушает.

С дочерью и внучкой проще было: живут в том же городе, и муж у дочери попроще — рукастый (хотя и бывает неуклюжим иногда), работящий, хоть в наше время таким не заработать достойно, не то что в СССР. Дочь всё в обычных магазинах покупает, а у меня тетрадка есть, записываю, какие где цены, какие акции и скидки идут. И в конце концов внучка стала моей копией в этом вопросе, но дочь начала злиться, что она бабушку слушает, а не родителей. Зять тоже недоволен был, а я ведь лучшему учила. Если бы мои дети в своё время больше меня слушали, тоже бы экономными выросли, особенно сын. И дочь, и зять просили меня «не портить ребёнку настроение», мне было смешно. Дочь даже сына моего подговаривала, чтоб он мне сказал «не фиксироваться на ценах в магазинах». А невестка и вовсе дочь против меня настроила.

Но главное — спустя годы внучка всё равно ценники сравнивает и не даёт коммерсантам на себе наживаться. Пусть сейчас выбор больше, чем в Союзе, да только кому он по карману? Цены скачут. Горжусь, что советская бережливость в сердце внучки живёт — вот лучшее наследство от бабушки.