Всех приветствую!
Продолжаю серию статей о моделях рассказом о цистернах Пико, которые (в частности, 2-х осные) были почти у всех коллекционеров, это германские вагоны-цистерны типа Z 51 и ZZ 51 конструкции 1941-го года.
О прототипах.
Типы Z 51 и ZZ 51 это универсальные легкие вагоны-цистерны - ELK (Einheits-Leicht-Kesselwagen или Leichtbau-Kesselwagen).
В условиях войны немцы вынуждены были перейти к постройке железнодорожных вагонов особого военного типа с максимально облегчённой конструкцией - просто с целью экономии материалов. Создание прототипов легких цистерн, как двух, так и четырехосных, завершили к началу 1941 года предприятия Westwaggon в районе Кёльна, Дойтц (Koln-Deutz) и Waggonfabrik Uerdingen AG в городе Юрдинген. Они были названы по имени заводов-разработчиков - "Дойтц" (Deutz) и "Юрдинген" (Uerdingen).
Для обоих типов была характерна экономная конструкция без тяжелой рамы (сварной танк, или котёл цистерны, использовался в качестве несущей конструкции, к нему всё и крепилось). Те части цистерны, которые не были абсолютно необходимы для её функционирования, были ликвидированы. Например, даже часть железных табличек с указанием маркировки и приписки, была уменьшена или убрана - надписи стали наносить на танк цистерны. Трап у люка расположен вдоль котла, к нему идет одна лесенка. Надо сказать, что многие разработанные тогда меры по облегчению конструкции и экономии материалов при создании цистерн применяются и сегодня.
"Дойтц" отличали приваренные к котлу на концах вагона стальные листы особой формы, к которым крепились буферные брусы. А у "Юрдинген" по всей длине котла были приварены стальные полосы, имитируя раму - впрочем, это была не просто имитация, наличие этих полос действительно несколько усиливало конструкцию. Почти для всех четырехосных цистерн "Дойтц" и "Юрдинген", выпущенных с 1941 до 1945 года общими техническими данными были: объём (630 гектолитров, или 63 кубических метров), длина по буферам (12,4 метра). Использовались тележки Pressblech с колёсной базой 2,00 метра.
Однако, экономия на материалах привела к проблемам с нагрузкой на ось, поэтому котел цистерны удавалось заполнить целиком не всегда... Впрочем, все равно конструкция оправдала себя.
Затем осенью 1941 года на разных заводах в разных частях Рейха было запущено серийное производство... Поставки топлива для вермахта - именно таким было изначальное и главное предназначение цистерн. В Третьем Рейхе организация Wirtschaftlichen Forschungsgesellschaft (Wifo) выполняла важнейшую функцию обеспечения вермахта горючим - контролировала вопросы хранения и транспортировки всего немецкого топлива и ГСМ, в связи с чем ведала вопросами обустройства хранилищ, создания автомобильных и железнодорожных цистерн, ну и тому подобное... Для нужд WIFO было изготовлено до конца войны более 2000 таких цистерн. Гораздо меньшие количества получили разные частные компании.
Разбросанные войной, уцелевшие или восстановленные военные цистерны единого типа ELK с тех пор долгие годы можно было встретить не только на железных дорогах Европы, но и в СССР. После войны экономия металла была уже не так актуальна, как в военное время, и конструкция цистерн усовершенствовалась. В Западной Германии большую часть цистерн "унаследовала" компания VTG (VTG Vereinigte Tanklager), основанная в Гамбурге как госпредприятие в 1951 году на основе вышеупомянутой и существовавшей с 1934 года организации Wifo.
В 1955 году 500 немецких четырехосных цистерн типа Uerdingen было даже поставлено в военный транспортный корпус США (USTC). Последние цистерны такого типа сошли с маршрутов до конца 90-х годов, но их продолжали использовать для служебных целей на территории железнодорожных станций и промышленных предприятий и в 2000-х годах...
В ГДР тоже оказалось некоторое количество четырехосных цистерн, они находились в ведении национализированных предприятий и использовались восточно-германским Рейхсбаном (DR). Среди таких предприятий были нефтеперерабатывающий завод в Шведте (PCK Schwedt/ Oder) и химический комбинат Лойна (Leuna).
Полный вариант текста, источник: http://trainingone.ru/articles/car-aral-leichtbau-kesselwagen-30t.html
И вот здесь мы плавно перешли к моделям в масштабе Н0, но прежде небольшое пояснение. Ни западногерманский DB (Deutsche Reichsbahn), ни DRG (Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft), ни восточногерманский Deutsche Reichsbahn почти не имели и не имеют собственных вагонов-цистерн. Все они, как правило, принадлежат непосредственно производителям того, что в них перевозится.
О моделях.
Сначала ПИКО выпустили 4-х осные вагоны zz 51. Первый каталог где они появляются это каталог 1960-го года.
По сути Пико производила и до сих пор выпускает цистерны конструкции "Юрдинген" с "юбкой" имитацией рамы. На самых ранних моделях днище было плоское и без подвагонки, но уже в начале 70-х модели усовершенствовали, и теперь стало видно принцип конструкции "Юрдинген"
Модель этого вагона оказалась настолько "живучая", что за небольшими усовершенствованиями, выпускается фирмой Пико до сих пор!
Модельный ряд включал и включает в себя множество вариантов окраски и принадлежности к дороге и предприятию:
Примерно в 1966-м году в каталоге Пико появляются двух-осные цистерны типа Z 51.(возможно они были разработаны в 1965-м, но каталога этого года я не видел). Тогда фирма предлагала такие варианты:
В варианте трофейной цистерны принадлежности СССР высококачественную модель представила фирма ESU:
Пико то же выпустила подобный вагон-цистерну, правда почему-то ярко-зеленую:
Еще вот такой вариант глубокой конверсии модели Пико:
А теперь фото из моей коллекции. Старое ПИКО:
Фото из моей коллекции. Новое ПИКО а так же Роко, Лилипут, Марклин и Брава. Обзорчик-сравнение:
И еще фото:
Я прошу пардона, "Остапа опять понесло"... многабукаф и фотак.. Пора заканчивать, т.е. на сегодня всё. Благодарю за внимание (тех кто дочитал до конца)!