Найти в Дзене
Тигран Меликьянц

Первый в стране музей Ленина — музей-квартира Елизаровых.

Дорогие друзья, у меня много идей и отснятого материала о корпусе Бенуа Русского музея, о прогулках по центру Санкт-Петербурга, вдоль Мойки, например, Павловский парк ранней весной, но иногда всё идёт не по плану и вчера, 22 апреля 2025 года в день рождения дедушки Ленина (если бы он был жив, ему бы исполнилось ровнёхонько 155 лет), судьба отправила меня прямиком в его музей, который называется — Музей-квартира Елизаровых и расположен по удивительному совпадению на улице Ленина, в доме 52 (бывш. ул. Широкая, д. 48, кв. 24). Музей-квартира Елизаровых был основан 1 ноября 1927 года и стал одним из первых музеев, посвящённых жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина. В этой квартире с 1915 по 1917 год проживала семья Елизаровых — Марк Тимофеевич и Анна Ильинична, старшая сестра В. И. Ленина. Вместе с ними жил их приёмный сын Георгий Лозгачев-Елизаров и мать Ленина Мария Александровна Ульянова. С 4 апреля по 5 июля 1917 года здесь также жил Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна
Оглавление

Дорогие друзья, у меня много идей и отснятого материала о корпусе Бенуа Русского музея, о прогулках по центру Санкт-Петербурга, вдоль Мойки, например, Павловский парк ранней весной, но иногда всё идёт не по плану и вчера, 22 апреля 2025 года в день рождения дедушки Ленина (если бы он был жив, ему бы исполнилось ровнёхонько 155 лет), судьба отправила меня прямиком в его музей, который называется — Музей-квартира Елизаровых и расположен по удивительному совпадению на улице Ленина, в доме 52 (бывш. ул. Широкая, д. 48, кв. 24).

Вход.

Музей-квартира Елизаровых был основан 1 ноября 1927 года и стал одним из первых музеев, посвящённых жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина.
В этой квартире с 1915 по 1917 год проживала семья Елизаровых — Марк Тимофеевич и Анна Ильинична, старшая сестра В. И. Ленина. Вместе с ними жил их приёмный сын Георгий Лозгачев-Елизаров и мать Ленина Мария Александровна Ульянова. С 4 апреля по 5 июля 1917 года здесь также жил Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская после возвращения из многолетней политической эмиграции.
На квартире Елизаровых проходили заседания Центрального Комитета Российской социал-демократической рабочей партии, собиралась редакционная коллегия газеты «Правда». Здесь бывали Иосиф Сталин, Георгий Зиновьев, Лев Каменев, Яков Свердлов.
Музей Елизаровых — один из немногих музеев Санкт-Петербурга, который сохранил атмосферу жизни петербургской интеллигенции конца XIX — начала XX веков. Уникальность музея заключается в том, что его создала сама хозяйка квартиры — Анна Ильинична Ульянова-Елизарова. В экспозиции музея представлено около 200 личных вещей семьи и подлинные предметы той эпохи.

В день рождения Ленина вход в музей был бесплатным, но меня привлекло, конечно, не это. Хотя нет, это тоже.

Прихожая.

При входе в прихожей висит старинный телефон (с моим отражением):

Старинный телефон.
Старинный телефон.

Трубку именно этого телефона держал в руках Владимир Ильич и настойчиво требовал у оператора по ту сторону соединить его со Смольным. «Девушка, дайте мне Смольный», — почти кричал он, потому что связь тогда была не очень, примерно как сейчас мобильная связь от «МегаФона» в метро.

На стенах музея имеется информация о том, что это — элитная барская квартира, аренда которой стоила при проклятом царизме 2000 рублей в год, в отличие от холопских квартир и даже просто углов, которые, впрочем, можно было снять здесь же, в этом же доходном доме Эрлиха 1912 года постройки. И это — более чем странно, учитывая крайне узкий коридор, практически полное отсутствие лепнины на потолках и то, что межкомнатные двери выстроившихся в анфиладу комнат заставлены мебелью.

Если вы бывали в питерских коммуналках, то, конечно, вспомните длинный коридор и ряд комнат вдоль него. Считалось, что в былые времена коридор был предназначен для прислуги, которая, кланяясь и пятясь, заносила и выносила оттуда в комнаты господам рябчиков с ананасами, а сами господа неспешно фланировали по комнатам, используя межкомнатные проходы. А если не бывали — и ладно, невелика потеря, поверьте человеку, которому когда-то довелось снимать там комнаты.

Не пустырь.

В общем, эта квартира не особо похожа на господскую: коридор узкий, комнаты заставлены мебелью, в те годы это была окраина города, и, как опять же ошибочно сообщается в музее, вид из окон был на пустырь, хотя на самом деле видели Елизаровы-Ульяновы в окна не пустырь, а замечательный газовый завод для освещения Петербургской и Выборгской сторон 1900 года постройки и газгольдер — 1902. Газгольдер, кстати говоря, до сих пор там стоит, правда, теперь это уже не завод, а очередное «общественное пространство» с выходом на Карповку и неплохими видами:

Коридор.

Вот вам, собственно, и сам коридор:

На стене коридора висит план квартиры, но, поскольку коридор узкий, пришлось сфотографировать его в двух частях:

Поскольку темы с Лениным, который прожил здесь всего около трёх месяцев — с 4 апреля по 5 июля 1917 года, для того, чтобы сделать музей по-настоящему интересным, маловато, как, видимо, посчитало руководство, здесь проходят и другие выставки. Например, гранёного стакана.

«Диалектика стакана». Ко дню гранёного стакана. Музей Ленина.
«Диалектика стакана». Ко дню гранёного стакана. Музей Ленина.

Или, например, вот. На мой вопрос: «Кто изображен на фотографии в документе?» — сотрудница ответить не смогла. Сказала лишь, что они только готовят эту выставку.

Крайняя слева: Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1969 года.
Крайняя слева: Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1969 года.

Впрочем, нужно отдать должное, в музее есть и вполне себе тематические панно, отражающие его, музея, суть:

About Lenin.
About Lenin.

Ванная комната.

На кухню, где слышались весёлые голоса и звяканье чашек, нас не пустили, сказали, что это служебные помещения. Посмотреть выход на чёрную лестницу — тоже. Туалет свою ленинскую аутентичность давно утратил, а вот ванная комната прекрасна. Посмотрите на эту дровяную колонку! Пока есть дрова, есть и горячая вода. Надоест мне по две недели в году сидеть без неё, поставлю себе такую же. Слышишь, ГУП «ТЭК СПб»?!

Ванная комната и дровяная колонка.
Ванная комната и дровяная колонка.

Ещё из аутентичного — выключатель на стене. Правда, не работающий, чисто муляж, я проверил!

Не работающий муляж аутентичного выключателя.
Не работающий муляж аутентичного выключателя.

Кабинет Ленина.

А вот и первая комната. Что это за комната, нигде не сказано (UPD: я посмотрел на карту квартиры, это — Кабинет Ленина), зато на стене при входе висит описание главного экспоната: инвалидного кресла Ленина, изготовленного в Лондоне в 1920-е гг., которым он пользовался в Горках во время своей болезни в 1921-1922 гг. И которое не имеет никакого отношения к квартире.

Кресло-коляска, принадлежавшее В. И. Ленину, было привезено из Горок.
Оно было изготовлено в Лондоне в 1920-х годах. Сделано из дерева, ткани и ваты. Основание и спинка имеют пружинную конструкцию и заполнены 8 слоями ваты. Дерево, из которого сделано кресло, имеет тёмно-красный цвет. Ткань выполнена из шёлка в красных тонах с узором светлого оттенка.
Кресло было изготовлено с использованием рамочно-филеночной техники, с применением шипов и шурупов. В конструкции кресла предусмотрено устройство для регулировки наклона спинки.
Кресло принадлежало В. И. Ленину и использовалось в Горках во время его болезни в 1921–1922 годах.
По мнению известного исследователя причин смерти В. И. Ленина, хирурга Ю. М. Лопухина, на ухудшение здоровья В. И. Ленина повлияли последствия ранения, полученного им в результате покушения Фанни Каплан 30 августа 1918 года.
После того как В. И. Ленин оправился от самого ранения, в конце 1921 года он начал испытывать проблемы со здоровьем, такие как сильная усталость, головные боли и бессонница.
Ранение в область шеи привело к повреждению кровеносных сосудов, что, в свою очередь, спровоцировало атеросклероз левой сонной артерии и мозговых сосудов.
Из-за недостаточного кровоснабжения мозга в нём начали образовываться очаги размягчения тканей, что объясняет симптомы болезни, такие как параличи и нарушения речи, а также кровоизлияния в жизненно важных центрах мозга.
Весной 1922 года состояние здоровья В. И. Ленина резко ухудшилось, а в мае у него случился первый инсульт. После выздоровления летом того же года он официально вернулся к работе в октябре.
В декабре 1922 года здоровье В. И. Ленина снова резко ухудшилось. В мае 1923 года из-за болезни он был вынужден переехать в Горки.
21 января 1924 года В. И. Ленин скончался.
Кресло было передано в музей из Центрального музея В. И. Ленина в Москве в 1950 году.

А ведь я по возрасту близок к моменту, когда Фанни Каплан ранила Владимира Ильича, так что лучше бы, чтобы в меня никто не выстрелил, а то потом можно запросто превратиться в инвалида.

Выше, на третьем фото, изображена крупным планом люстра. На вопрос — красное ли это рубиновое стекло или просто украшение, сотрудница музея впала в ступор, но потом, видимо, оценив про себя риски того, что я проберусь в музей ночью, чтобы выкрасть ценные рубины, сказала: «Нет, не рубины. Просто украшение!»

Ну и ладно, мы же видим, люди жили небогато, на окраине, какие уж там и правда рубины.

UPD: Хотя, как оказалось, просто сотрудница музея некомпетентна. А мне прислали уточнение:

На люстре там шар из рубинового стекла (красного), оно производилось на заводах стекольного городка, после преобразованного в «ЛЗХС», который «был утрачен» в эпоху приватизации вместе с людьми и коллекцией, кусочек которой выставлен в ЦПКиО им Кирова в музее художественного стекла.

Интересная система вентиляции — труба поперёк коридора под потолком:

Вентиляционная труба.
Вентиляционная труба.

Комната сестёр Владимира Ильича: Анны и Марии Ульяновых-Лениных.

КОМНАТА АННЫ И МАРИИ УЛЬЯНОВЫХ
В 1917 году в этой комнате жили сёстры В. И. Ленина. У широкого окна стоял письменный стол на изящных ножках. На нём были печатная машинка «Смит-Премьер», брошюра, переведённая Марией Ильиничной, счёты и другие предметы. Рядом с рабочим местом на станке стояла ручная швейная машинка «Зингер», принадлежавшая матери — Марии Александровне. Рядом со шкафом был специальный столик для рукоделия. В комнате было много вышитых и вязаных вещей, сделанных сёстрами. На пианино стояла фотография Анны Ильиничны с приёмным сыном Георгием и фотография семьи Лозгачёвых — родителей Георгия.
Анна Ильинична была старшей из детей в семье Ульяновых. После окончания женской гимназии в Симбирске она поступила в Петербурге на историко-словесное отделение Высших женских Бестужевских курсов. Она занималась переводами, давала частные уроки и участвовала в студенческом революционном движении. Она работала в организациях «Искры», сотрудничала в «Правде» и была членом редколлегии журналов «Просвещение» и «Работница». Она оказывала неоценимую помощь В. И. Ленину в издании его работ.
После Октябрьской революции она работала в Народном комиссариате просвещения, в отделе охраны детства, в Истпарте и журнале «Пролетарская революция».
Мария Ильинична была младшей из сестёр. Она родилась в 1878 году. После окончания гимназии она училась на Высших Бестужевских курсах в Москве, а затем год слушала университетский курс в Брюсселе. В Сорбонне она получила диплом преподавателя французского языка.

Интересно, что машинка «Зингер» явилась прототипом советских швейных машинок, которые были практически в каждой квартире, а в начале двухтысячных — практически на всех городских помойках. Комната светлая, яркая, воздушная, видно, что жили девочки. Особенно порадовал камин с медведями.

Кабинет Марка Елизарова.

Следующий — кабинет Марка Елизарова. Стол, ширма, кроватка — поработал, уснул, проснулся, поработал, опять уснул. Так можно и не сталкиваться с домочадцами-родственниками жены в узеньком коридоре неделями, если не месяцами.

Интересно, что в отличие от других комнат, здесь висит икона. Непростой был человек Марк Тимофеевич, первый нарком путей сообщения РСФСР, приёмного сына воспитал, икона в красном углу кабинета. И полным-полна квартира родственниками жены. Не зря в честь него целую станцию метро назвали, правда, совсем в другом районе города.

Столовая.

И мы переходим к последней комнате, это — столовая. При входе висит табличка, на которой, кроме полезной информации, есть и откровенно бесполезная, лживая, выдающая полное невладение автора описываемым вопросом, характеризующая его как человека неглубокого, недалёкого и очень безответственно относящегося к своим обязанностям, и это, конечно, опять про пустырь. Хоть я и писал уже в начале статьи, что пустыря там не было, но в музее почему-то об этом ещё ничего не знают:

Это самое просторное помещение в квартире, в котором есть три окна, выходящих в разные стороны. Когда-то перед окнами был пустырь, заросший отдельными деревьями, кустарником и травой, потому что это была окраина города.
В шутку в семье комнату называли «рубка-салон» из-за её необычной формы, а Марка Елизарова — «пароходный директор», так как он работал в пароходной компании, жил в доме-корабле и в квартире, которая напоминала пароход.
В центре комнаты стоял обеденный стол, вокруг него — стулья в стиле «венских». Над столом висела люстра, украшенная бисером, с электрическим звонком для вызова прислуги. В углу слева стояла стеклянная горка с различными подлинными предметами. С левой стороны был ломберный столик, пианино фирмы «Трессельд» и мраморный столик с самоваром. С правой стороны комнаты был буфет с посудой, оттоманка, покрытая пледом Марии Александровны, и шахматный столик для игры в четвертные шахматы у балконной двери. В столике был потайной ящик для хранения нелегальных документов.
В этой комнате собиралась вся семья, по воскресеньям приходили племянники Марка Елизарова, часто бывала семья В. Д. Бонч-Бруевича, товарищи В. И. Ленина по партии.
18 июня 1917 года в этой комнате прошло заседание ЦК партии, на котором обсуждались итоги недавней массовой демонстрации. На заседании присутствовали В. И. Ленин, И. В. Сталин, Я. М. Свердлов, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, В. П. Ногин, И. Т. Смилга, В. П. Милютин, Н. И. Подвойский.

На столе лежат разные документы — факсимильные копии домовой книги, правила игры в четвертные шахматы и тому подобное:

Парадная и вид с улицы.

На этом путешествие по квартире-музею подошло к концу, но я не могу упустить возможности пройтись и по самому дому. Итак, верхняя площадка, шестой этаж:

Пятый этаж:

-18

На промежуточных площадках лестницы между этажами остались перила, что говорит нам о том, что раньше это были окна в пол:

И вновь площадка третьего этажа со входом в музей. Обратите внимание на перила слева и справа от афишных тумб. Согласно плану, висевшему в музее, раньше здесь были окна, ведущие в световые колодцы, за которыми были расположены чёрные лестницы.

Площадка третьего этажа.
Площадка третьего этажа.

Вот как выглядит эта парадная лестница снаружи дома:

Парадная лестница дома 52 по ул. Ленина. Вид с улицы.
Парадная лестница дома 52 по ул. Ленина. Вид с улицы.

А вот и сам «Дом-корабль», доходный дом А. М. Эрлиха.

Здание построено в 1912–1913 годах на пересечении улиц Газовой и Широкой (сейчас — улица Ленина).

На третьем этаже — открытая лоджия — та самая квартира.

«Дом-корабль», доходный дом А. М. Эрлиха.
«Дом-корабль», доходный дом А. М. Эрлиха.

Пока-пока, дом Эрлиха и музей-квартира Елизаровых! Пока-пока, мои дорогие читатели! До скорых встреч.