Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Самые кассовые «трофейные фильмы» (снятые в нацистской Германии) в советском кинопрокате

Девушка моей мечты
Девушка моей мечты

«1.Разрешить Министерству кинематографии СССР выпустить следующие 50 заграничных кинофильмов из трофейного фонда:

а) на широкий экран: "Ом Крюгер", "Каучук", "Сердце королевы", "Песня для тебя", "Бессмертный вальс", "Песнь одной ночи", "Фанни Эльслер", "Рембрандт", "Маленькая ночная музыка", "Индийская гробница", "Грезы", "Мадам Бовари", "Нора", "Три Кодонас", "Мария Илона", "Нищий студент", "Звери Южной Америки", "Король Калифорнии", "Всегда, когда я счастлива", "Кого боги любят", "Джузеппе Верди", "Маддалена", "Премьера Мадам Баттерфляй", "Порт-Артур";

б) на закрытый экран: "Собор Парижской Богоматери", "Отверженные", "Еврей Зюсс", "Принц и нищий", "Гроздья гнева", "Эмиль Золя", "Граф Монте-Кристо", "Капитан Ярость", "Президент Хуарец", "Приключения Марко Поло", "Суэц", "Лондонский Тауэр", "Под рев толпы", "Тарантелла", "Я слишком мечтаю", "Молодой месяц", "Первая любовь", "Почтовый дилижанс", "О мышах и людях", "Ромео и Джульетта", "Без ума от музыки", "Давид Копперфильд", "Тупик", "Али-Баба и сорок разбойников", "Да здравствует Вилла!".

(из Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О выпуске на экран заграничных кинофильмов из трофейного фонда» от 31.08.1948)

Кто виноват? / В то время / Тогда / Damals. Германия, 1943. Режиссер Рольф Ханзен. Сценаристы: Петер Гроль, Рольф Ханзен, Альберт Рот. Актеры: Зара Леандер, Ганс Штуве, Россано Брацци, Ютта фон Альпен, Хильде Кёрбер, Элизабет Маркус и др. Прокат в СССР – с 1954: 22,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Рольф Ханзен (1904-1990) сначала старательно служил нацистскому режиму, снимая в 1930-х – первой половине 1940-х фильмы разных жанров («Место красоты», «Лето, солнце, Эрика», «Тогда», «Великая любовь», «Путь на свободу» и др.). После войны быстро «перестроился» и вновь радовал поклонников своего творчества («Последний рецепт», «Дьявол в шёлке», «И последние станут первыми», «...и не введи нас в искушение», «Воскресение» и др.).

Фильм «Тогда» (переименованный в советском прокате в «Кто виноват?») попал в СССР в качестве одного из «кинотрофеев» и собрал в кинозалах 1954 года более 22-х миллионов зрителей.

По ходу сюжета этой мелодрамы главная героиня была замужем, и все было поначалу хорошо. Но всё резко изменилось, когда бдительный муж застал ее в компании её бывшего любовника…

Понятное дело, что при такой душещипательном истории советские зрители (разумеется, в основном – женщины) первой половины 1950-х во время сеанса забывали, что смотрят фильм, сделанный в нацистской Германии, и лили горючие слезы над горькой судьбой героини в исполнении легендарной Зары Леандер (1907-1981)…

Что же касается зрителей XXI века, то они почти не вспоминают об этом фильме, по-видимому, окончательно ставшем предметом лишь киноведческого интереса…

Индийская гробница / Das Indische Grabmal. Германия, 1937/1938. Режиссер Рихард Айхенберг. Сценаристы: Рихард Айхенберг, Ханс Клаер. Актеры: Ла Яна, Фриц ван Донген, Тео Линген и др. Прокат в СССР с декабря 1948: 15,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Приключенческий фильм «Индийская гробница» рассказывает историю влюбленных друг в друга танцовщицы и архитектора, которые волею судьбы попадают в джунгли, в пещеру прокаженных и т.д.

Режиссер Рихард Айхенберг (1888-1952) начинал свою карьеру еще в немом кинематографе. В основном он снимал развлекательные фильмы. В СССР успехом в кинопрокате (в рамках показов «трофейного кино») пользовалась его приключенческая лента «Индийская гробница».

Сценарист и писатель Эдуард Хруцкий (1933-2010) вспоминал о премьере «Индийской гробницы» в послевоенной Москве так: «Я очень хорошо помню, как зимой на афише кинотеатра… появилась рисованная афиша с таинственной красавицей, мужчинами во фраках, сжимающими в руках пистолеты. И подпись: «Индийская гробница» – 1-я серия». В Москве начался немыслимый ажиотаж. Очередь за билетами занимали с ночи. В городе творилось нечто невообразимое. О фильме спорили на коммунальных кухнях, обсуждали его в учреждениях и институтах. Актриса, игравшая героиню этой бессмертной ленты, была безымянной. Женщина красоты необыкновенной. ... В фильме было все: перестрелки, драки, дворец магараджи, необычайно красивые банкеты и даже бассейны с крокодилами. Героиня фильма была настолько хороша, что московские завистливые дамы, глядя на стройную, тонкую фигуру, говорили, что эту роль играет мужчина-танцовщик, и даже называли его фамилию. Но никто не обращал внимания на их злословие. Танцовщица Зита вытеснила из сферы всеобщего внимания даже прелестную Марику Рокк. Фотографии ее висели в каждой будке чистильщиков сапог и сапожников-частников. Они на несколько лет заменили изображение самой Люови Орловой» (Хруцкий, 2016).

Кстати, по поводу «трофейного кино»: 31.08.1948 вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О выпуске на экран заграничных кинофильмов из трофейного фонда»:

«1.Разрешить Министерству кинематографии СССР выпустить следующие 50 заграничных кинофильмов из трофейного фонда:

а) на широкий экран: "Ом Крюгер", "Каучук", "Сердце королевы", "Песня для тебя", "Бессмертный вальс", "Песнь одной ночи", "Фанни Эльслер", "Рембрандт", "Маленькая ночная музыка", "Индийская гробница", "Грезы", "Мадам Бовари", "Нора", "Три Кодонас", "Мария Илона", "Нищий студент", "Звери Южной Америки", "Король Калифорнии", "Всегда, когда я счастлива", "Кого боги любят", "Джузеппе Верди", "Маддалена", "Премьера Мадам Баттерфляй", "Порт-Артур";

б) на закрытый экран: "Собор Парижской Богоматери", "Отверженные", "Еврей Зюсс", "Принц и нищий", "Гроздья гнева", "Эмиль Золя", "Граф Монте-Кристо", "Капитан Ярость", "Президент Хуарец", "Приключения Марко Поло", "Суэц", "Лондонский Тауэр", "Под рев толпы", "Тарантелла", "Я слишком мечтаю", "Молодой месяц", "Первая любовь", "Почтовый дилижанс", "О мышах и людях", "Ромео и Джульетта", "Без ума от музыки", "Давид Копперфильд", "Тупик", "Али-Баба и сорок разбойников", "Да здравствует Вилла!".

2.Поручить Министерству кинематографии (т. Большакову) совместно с отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) произвести в фильмах необходимые редакционные исправления, снабдив каждый фильм вступительным текстом и тщательно отредактированными субтитровыми надписями.

3.Обязать Министерство кинематографии (т. Большакова) обеспечить в течение 1948-1949 гг. чистый доход государству от проката 50 заграничных кинофильмов на широком и закрытом экране в сумме не менее 750 миллионов рублей, в том числе 250 миллионов рублей по профсоюзной киносети" (Постановление…, 1948).

Девушка моей мечты / Женщина моих грёз / Die frau meiner traume. Германия, 1944.Режиссер Георг Якоби. Сценаристы: Георг Якоби, Херберт Витт, Йоханн фон Васари. Актеры: Марика Рёкк, Вольфганг Лукши, Вальтер Мюллер и др. Прокат в СССР – с 10 марта 1947. Повторный прокат в СССР – с 7 декабря 1964. 15,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Георг Якоби (1883-1964) за свою долгую карьеру поставил около четырех десятков развлекательных фильмов. Многие из них были музыкальными лентами с участием его жены – знаменитой кинозвезды Марики Рёкк (1913-2004). В частности, именно он снял легендарную «Девушку моей мечты» (1944)…

В 1930-х годах Георг Якоби вступил в национал-социалистическую партию, за что после 1945 года был на несколько лет отлучен от кинематографа. В 1949 году тандем Георг Якоби - Марика Рёкк триумфально вернулся на экраны Европы с фильмом «Дитя Дуная», который, как и «Девушка моей мечты», с успехом демонстрировался в советском кинопрокате.

В картине, объединяющей жанры мелодрамы и музкомедии «Девушка моей мечты» Марика Рёкк играет звезду музыкального ревю, которая хочет отдохнуть где-то в Тироле, но…

Киновед и культуролог Майя Туровская (1924-2019) справедливо считала, что популярность фильма в СССР свидетельствовала «об острейшем дефиците нормального благополучия, европейского уровня жизни, наконец, эротической ценности женщины» (Туровская, 2019: 87).

О популярности этой картины, шедшей в СССР в рамках показа «трофейного кино» с ограничением «дети до 16-ти», говорит и то, что она сумела собрать 15,7 млн. зрителей только за первый год проката, а ведь был еще и повторный прокат!

Впрочем, кинопрокат этой ленты в Советском Союзе шел весьма «проблемно», сопровождаемый гневными «письмами трудящихся» и даже «докладными записками».

Так в Докладной записке начальника отдела кинематографии УПиА ЦК ВКП(б) В.П. Степанова секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Жданову о протестах партийных работников и советской общественности в связи с выпуском на экран немецкого «трофейного» фильма «Девушка моей мечты» (10.03.1947) сообщалось следующее:

«Министерство кинематографии СССР выпустило на экран немецкую цветную кинокартину “Девушка моей мечты”. Эта картина демонстрируется в настоящее время в кинотеатрах многих городов страны, в том числе в нескольких московских кинотеатрах. …

Секретарь Татарского обкома ВКП(б) по пропаганде т. Гафаров сообщил, что после демонстрирования в Казани фильма “Девушка моей мечты” многие товарищи из числа партийных работников и интеллигенции выражают недоумение по поводу выпуска этого фильма на экран, в обком ВКП(б) поступает большое количество вопросов с просьбой разъяснить, почему этот, как сообщает т. Гафаров, идейно-чуждый фильм демонстрируется в советских кинотеатрах. О подобных фактах сообщил также секретарь Омского обкома ВКП(б) по пропаганде т. Ключников.

Секретарь Ростовского обкома ВКП(б) по пропаганде т. Чебураков запрашивает о целесообразности демонстрирования фильма среди населения районов, подвергавшихся немецкой оккупации. Получены запросы из Горьковского обкома и Приморского крайкома ВКП(б) о целесообразности демонстрирования фильма “Девушка моей мечты”.

В редакции газеты “Культура и жизнь” получено письмо, написанное по поручению 150 студентов физического факультета Ленинградского государственного университета с просьбой снять с экрана этот фильм, который, как указывается в письме, “является оскорблением нравственных чувств нашей молодежи, воспитанной в духе коммунистических идей”.

В Москве у кинотеатров, где показывается этот фильм, возникают огромные очереди, происходят беспорядки и спекуляция кинобилетами, распространяются ложные слухи о том, что в картине якобы участвует любовница Гитлера актриса Ева Браун. По словам т. Большакова, ему было дано разрешение указанный фильм выпустить на экран». Начальник отдела кинематографии УПиА ЦК ВКП(б) В.П. Степанов (РГАСПИ, ф. 17, оп. 125, д. 576, л. 1–3).

Зрители XXI века до сих пор спорят о «Девушке моей мечты»:

«Смотрел фильм с определёнными надеждами и очень рад, что они полностью оправдались! Лёгкая, временами наивная лента, "разбавленная" прекрасными музыкальными номерами, которыми картина, в меру вкуса создателей, отнюдь не перенасыщена, и поэтому не превращена в банальный мюзикл» (Г. Воланов).

«Фильм наивный, безусловно яркий, но несмешной. ... У главной героини, безусловно, отменная физическая форма. Однако ни грации, ни танцевальной пластики. Акробатика вместо танца.

Ничего удивительного, что фильм был очень популярен в нашей стране после войны. Цветная лента, яркие музыкальные номера, обилие кружевных панталончиков и женских ножек в чулках. После военных будней и черно-белых советских, пуританских фильмов, это наверно был фейерверк эмоций.

Однако я не променяю его ни на один черно-белый кадр любой советской комедии тех лет. Или, например, на "Серенаду солнечной долины".

Интересно было смотреть, как там по талонам питание раздавалось. Одна порция горохового супа и извините, "вас тут не стояло". Это, видно, единственный косвенный отголосок событий на фронтах. Фильм 1944 года. И немецкая пропаганда намеренно отвлекала внимание зрителей от реальных событий» (Светлана).

Андалузские ночи / Andalusische Nächte. Германия-Испания, 1938. Режиссер Герберт Майш. Сценаристы: Флориан Рей, Филипп Лотар Мэйринг (по новелле Проспера Мериме «Кармен»). Актеры: Флориан Кинг Филипп Лотар Майринг (по произведению Проспера Мериме). Актеры: Империо Аржентина, Фридрих Бенфер, Карл Клюснер и др. Прокат в СССР с 26 июля 1948: 13,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Герберт Майш (1890-1974) один из самых известных кинорежиссеров Германии нацистского периода («Андалузские ночи», «Фридрих Шиллер – триумф гения», «Трансвааль в огне» и др.). После второй мировой войны он ушел из кинематографа и работал в театре.

Мелодрама «Андалузские ночи» сегодня выглядит архаично и слишком театрально, но в советском кинопрокате второй половины 1940-х (в рамках показа «трофейного кино») легендарная история о любовной страсти Кармен и Хосе пользовалась успехом у публики…

Летучая мышь / Die Fledermaus. Германия, 1944/1946. Режиссер Геза фон Болвари. Сценаристы: Рихард Джини, Карл Хаффнер, Эрнест Маришка (по оперетте Й. Штрауса). Актеры: Марта Харелль, Йоханнес Хестерс, Франц Бёхейм, Ханс Браузеветтер и др. Прокат в СССР с 6 сентября 1948: 11,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Геза фон Болвари (1897-1961) родился в Венгрии, но снимал фильмы (а их у него было около сотни) в основном в Германии и Австрии. В годы нацизма он стремился снимать только развлекательные ленты, часто музыкальные.

Экранизация знаменитой оперетты «Летучая мышь» весьма характерна для режиссерского почерка Гезы фон Болвари: это яркое музыкальное зрелище, снятое на цветную пленку превосходного немецкого качества…

Мадам Бовари / Madame Bovary. Германия, 1937. Режиссер Герхард Лампрехт. Сценаристы: Эрих Эбермайер, Ханс Нойманн (по роману Гюстава Флобера). Актеры: Пола Негри, Ариберт Вешер, Фердинанд Мариан и др. Прокат в СССР с 5 апреля 1949: 10,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Герхард Лампрехт (1897-1974) ставил фильмы разных жанров. С 1934 по 1945 год работал в нацистской Германии. К этому периоду и принадлежит экранизация романа Гюстава Флобера «Мадам Бовари» со знаменитой Полой Негри (1899-1987) в главной роли. Картина попала в советский кинопрокат среди прочих трофейных лент в конце 1940-х…

В мелодраме «Мадам Бовари» вышедшая замуж за заурядного человека Эмма Бовари знакомится с красавцем Рудольфом Буланже…

Роман «Мадам Бовари» экранизировался неоднократно, и экранизация Герхарда Лампрехта, увы, не входит в число лучших киноверсий…

Цыганский барон / Zigeunerbaron. Германия, 1935. Режиссер Карл Хартль. Сценаристы: Винета Клингер, Игнац Шнитцер, Вальтер Зуппер (по оперетте Й. Штрауса). Актеры: Антон Уолбрук, Ханси Кнотек, Фриц Камперс и др. Прокат в СССР с июня 1949: 10,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Карл Хартль (1899-1978) поставил музкомедию «Цыганский баран» в нацистской Германии. Надо отметить, что он любил снимать музыкальные фильмы («Оперетта», «Моцарт» и др.). «Цыганский барон» вышел в советский кинопрокат в конце 1940-х в рамках показов так называемого «трофейного кино»…

XVII век. Цыгане, аристократы, сокровище, любовь… Словом, традицонный опереточный набор…

Нищий студент / Der Bettelstudent. Германия, 1936. Режиссер Георг Якоби. Сценаристы: Лотта Нойман, Вальтер Вассерман. Актеры: Фриц Камперс, Гарри Хардт, Ида Вюст, Карола Хён, Марика Рёкк и др. Прокат в СССР с 25 марта 1949: 9,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Георг Якоби (1883-1964) за свою долгую карьеру поставил около четырех десятков развлекательных фильмов. Многие из них были музыкальными лентами с участием его жены – знаменитой кинозвезды Марики Рёкк (1913-2004). В частности, именно он снял легендарную «Девушку моей мечты» (1944)…

В 1930-х годах Георг Якоби вступил в национал-социалистическую партию, за что после 1945 года был на несколько лет отлучен от кинематографа. В 1950 году тандем Георг Якоби - Марика Рёкк триумфально вернулся на экраны Европы с фильмом «Дитя Дуная», который, как и «Девушка моей мечты», с успехом демонстрировался в советском кинопрокате.

Действие музкомедии (смешанной с мелодрамой) под названием «Нищий студент» происходит в Кракове XVIII века. Переодевшись нищими, герцог и графиня пытаются сбежать от преследователей…

Если бы в этом фильме в главной роли снималась Марика Рёкк с ее каскадом песен и танцев, то успех у советских зрителей («Нищий студент шел в СССР в рамках показа «трофейного кино») был бы куда большим. Но, увы, Марике здесь досталась роль второго плана…

Впрочем, поклонники у этого фильма есть и сегодня:

«Один из лучших музыкальных фильмов. Удовольствие огромное его смотреть и слушать. Йоханнес Хестерс с его чудесным голосом - выше всяких похвал…» (Т. Гусева).

Снежная фантазия / Белая фантазия / Der weiße Traum. Германия-Австрия, 1943. Режиссер и сценарист Геза фон Шифра. Актеры: Вольф Альбах-Ретти, Оскар Сима, Лотте Ланг и др. Прокат в СССР с 1949: 9,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер и сценарист Геза фон Шифра (1900-1989) ставил свои фильмы в основном в Германии и Австрии. Среди них были и музкомедии, к которым относится и «Снежная фантазия».

Девушку, несмотря на ее явный талант, не берут в театральную труппу, но ее добрый дядя владеет ледовым катком, и она становится звездой ледового ревю…

Музкомедия «Снежная фантазия» была одним из самых успешных коммерческих лент нацистской Германии, однако в советском кинопрокате (где он шел в рамках показов «трофейного кино») она не стала супер-фаворитом публики. Её в 1949 году оставили далеко позади такие фильмы, как «Встреча на Эльбе» Г. Александрова (24,3 млн. зрителей), «Сталинградская битва» (21,6 млн. зрителей), «Константин Заслонов» (17,9 млн. зрителей) и др.

Дорога на эшафот / Сердце королевы / Das Herz der Königin. Германия, 1940. Режиссер Карл Фрёлих. Сценаристы: Харальд Браун, Якоб Гайс. Актеры: Зара Леандер, Вилли Биргель, Альберт Флорат и др. Прокат в СССР с 9 ноября 1948: 9,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Карл Фрёлих (1875-1953) начал снимать фильмы еще до первой мировой войны. Во времена нацистской Германии предпочитал ставить развлекательные фильмы, часто – музыкальные.

Действие исторической драмы «Дорога на эшафот» происходило в конце XVI века, когда Англия и Шотландия были отдельными королевствами. В центре фильма – судьбы шотландской королевы Марии Стюарт и английской королевы Елизаветы…

В советский кинопрокат эта лента попала в качестве «трофея» в конце 1940-х, а потом была забыта на долгие годы…

Охотники за каучуком / Каучук / Kautschuk. Германия, 1938. Режиссер Эдуард фон Борсоди. Сценаристы: Франц Айкхорн, Эдуард фон Борсоди, Эрнст фон Саломон. Актеры: Рене Делтген, Густав Диссль, Херберт Хюбнер и др. Прокат в СССР с 1 октября 1948: 9,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Эдуард фон Борсоди (1898-1970) снимал в основном развлекательные фильмы. Приключенческий фильм «Охотники за каучуком» попал в советский кинопрокат конца 1940-х в числе иных «трофейных лент».

По ходу сюжета «Охотников за каучуком» англичанин Генри едет в Бразилию за семенами каучуковых деревьев, хотя это очень опасно…

Сегодня эта лента практически забыта…

Встреча в джунглях / Джунгли зовут / Der Dschungel ruft. Германия, 1936. Режиссер Гарри Пиль. Сценаристы: Г. Мюлен-Шульте (по роману «Ведьма Буша»). Актеры: Гарри Пиль, Герда Маурус, Пауль Хенкельс и др. Прокат в СССР с 15 августа 1949: 8,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер и актер Гарри Пиль (1892-1963) начал работать в кино в 1912 году. С приходом нацистов к власти в Германии стал верой и правдой служить режиму (с 1933 по 1945 год года был членом национал-социалистической немецкой рабочей партии), за что после окончания второй мировой войны получил полгода тюрьмы. С 1950 года, уже в ФРГ, снова вернулся в кинематограф.

В приключенческой ленте «Встреча в джунглях» рассказывается о некой богатой американке, которая вместе с друзьями путешествует на яхте по Индийскому океану. Причалив у побережья, они оправляются в джунгли…

Эта картина своей экзотичностью вызвала интерес у советских зрителей, к которым она попала в конце 1940-х в рамках проката «трофейного кино». Однако потом эта ленты была забыта – и зрителями, и киноведами…

Оперетта / Operette. Германия-Австрия, 1940. Режиссеры: Вилли Форст, Карл Хартль. Сценаристы: Аксель Эггебрехт, Вилли Форст. Актеры: Вилли Форст, Мария Хольст, Дора Комар, Пауль Хёрбигер, Лео Слезак, Курд Юргенс и др. Прокат в СССР – с 16 августа 1948: 8,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Карл Хартль (1899-1978) любил снимать музыкальные фильмы («Оперетта», «Моцарт», «Цыганский барон» и др.).

Режиссер и актер Вилли Форст (1903-1980) также специализировался на музыкальных фильмах, которые он снимал в Германии и Австрии («Оперетта», «Венские девушки» и др.).

Музыкальная мелодрама «Оперетта», показанная в СССР среди прочих «трофейных фильмов» в конце 1940-х, рассказывала об успешной карьере режиссера музыкальных спектаклей…

Жизнь Рембрандта / Рембрандт / Rembrandt. Германия, 1942. Режиссер Ганс Штайнхофф. Сценаристы: Курт Хойзер, Ганс Штайнхофф (по роману Валериана Торниуса «Между светом и тьмой»). Актеры: Эвалд Бальзер, Герта Файлер, Элизабет Фликкеншильдт и др. Прокат в СССР – с 10 января 1949: 8,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Ганс Штайнхофф (1882-1945) был одним из немногих немецких режиссеров, которые не только снимали развлекательные фильмы в нацистской Германии, но самым активным образом ставили картины, напрямую восхваляющие нацистскую идеологию («Юный гитлеровец Квекс»).О нем говорили, что он «коричневее, чем Йозеф Геббельс, и чернее, чем Генрих Гиммлер». 20 апреля 1945 года самолет, на котором Ганс Штайнхофф вылетел из Берлина, был сбит советскими зенитками, и все находившиеся на его борту пассажиры погибли…

Идеологически весьма тенденциозная драма о великом голландском художнике Рембрандта была снята в нацистской Германии и показана в СССР в конце 1940-х среди прочих «трофейных лент»…

Судьба балерины / Семь пощечин / Фанни Эльслер / Sieben Ohrfeigen / Fanny Elssler. Германия, 1937. Режиссер Пауль Мартин. Сценаристы: Ева Лейдман, Пол Мартин. Актеры: Лилиан Харви, Рольф Мебиус и др. Прокат в СССР – с 7 февраля 1949: 8,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Пауль Мартин (1899-1967) снимал в основном развлекательные фильмы, нередко музыкальные.

Музыкальная мелодрама «Судьба балерины» рассказывает о придворных интригах, в которые вовлекают известную танцовщицу…

Эта вполне рядовая дня кинематографа нацисткой Германии ленты была выпущена в советский кинопрокат конца 1940-х в рамках показа «трофейного кино»…

Венские девушки. Австрия-Германия, 1945/1949. Режиссер Вилли Форст. Сценаристы: Вилли Форст, Франц Грибиц, Эрих Медер. Актеры: Вилли Форст, Эдмунд Шелльхаммер, Антон Эдтофер, Юдит Хольцмайстер, Андре Маттони, Курд Юргенс и др. Прокат в СССР – с 1950. 8,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер и актер Вилли Форст (1903-1980) также специализировался на музыкальных фильмах, которые он снимал в Германии и Австрии («Оперетта», «Венские девушки» и др.).

«Венские девушки» - музыкальная мелодрама о жизни и любви австрийского композитора Карла Михаэля Цирера (1843-1922).

Съемки этой картины были завершены еще при нацистском режиме, но ее выходу в кинопрокат помешала капитуляция Германии в мае 1945. В итоге фильм был выпущен на экраны Австрии и Германии в 1949 году, а в 1950 вышел в советский кинопрокат.

Гибель «Титаника» / Titanic. Германия, 1943. Режиссеры: Вернер Клингер, Герберт Зельпин. Сценаристы: Герберт Зельпин, Харольд Брэтт. Актеры: Отто Вернике, Эрнст Фриц Фюрбрингер, Ханс Нильсен и др. Прокат в СССР с 27 августа 1949: 8,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Герберт Зельпин (1902-1942) в 1934 году вступил в нацистскую партию и далее снимал пропагандистские пронацистские фильмы. Однако в 1942 году в разгар съёмок фильма «Титаник» Зельпин за ужином с друзьями и коллегами опрометчиво позволил себе критически отозвался о ходе военных действий на Восточном фронте. Отужинав у друга, сценарист Вальтер Церлетт-Ольфениус чуть ли не на следующий день донёс «наверх» на Герберта Зельпина, обвинив его в нелояльности. По этому поводу Зельпин был вызван лично к Геббельсу, но и там не отрекся от своих критических слов. В итоге Герберт Зельпин был арестован и вскоре был найден повешенным в камере. Было ли это самоубийство, или убийство, замаскированное под суицид, осталось и тайной. По приказу Геббельса съемки «Титаника» были продолжены и завершены режиссером Вернером Клингером.

Режиссер Вернер Клингер (1903-1972) снимал фильмы разных жанров и тематики, включая откровенно пронацистский фильм «Дегенхардты» (Германия, 1944).

Это была первый в истории игровой фильм о гибели «Титаника». Министр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха Йозеф Геббельс считал, что основная его задача должна была состоять в том, чтобы показать некомпетентность британцев.

В конце 1940-х «Титаник» был выпущен в советский кинопрокат в числе прочих «трофейных фильмов»…

Зрители XXI века до сих пор вспоминают эту пропагандистскую картину:

«Англичане в экипаже полные дауны, но если бы слушались единственного офицера-немца (естественно самого умного, честного и неподкупного), то всё было бы "зер гут". А лучше бы его сразу капитаном назначили... Но случилось, то что случилось - так этим англичанам и надо. Окончательно добил меня духовой оркестр на палубе, играющий марш во время затопления. А также огромный танцевальный зал высотой в пол-Титаника. Да, немецкий фильм сложно с чем-то перепутать...» (Равк 1963).

«Фильм мне не понравился. … Чем он интересен - очень явно проявляется немецкая пропаганда. … Акцент делается на 1 и 3 классы, то есть - на богачей и бедняков Англии того времени. И те и другие предстают перед нами не в лучшем свете. Только один офицер (немец по происхождению) держится высоко. Декорации для того непростого времени не поражают, но видно, что над ними постарались» (К. Хорн).

«Хоть в фильме, все богачи и задумывались как эгоистичные злодеи, а единственный хороший персонаж это вымышленный немецкий офицер Петерсон (который непонятно как оказался на английском судне), но смотреть за всем этим интересно. … Вывод: «Титаник» 1943 года - образец идеального пропагандистского фильма. Он мастерски показывает жестокость английских богачей и подвиг немецкого офицера и простых людей» (Ж. Верн).

Киновед Александр Федоров, 2025 год